Замок Мюр, Chateau de Crillon le Brave, Murs
43°57'6" 5°14'32" — подобие паркинга.
Мой рейтинг – 7/10.
От туристической Мекки под названием Горд замок Мюр находится всего в 15 минутах езды. Есть что посмотреть и в непосредственной близи от замка. Места эти правда по большей части довольно жуткие и навевающие на печальные мысли о человеческом скотстве.
С тех далеких времен здесь мало что изменилось, и у меня в голове не укладывается, как среди такой красоты люди умудрялись превращаться в животных.
На дороге D 15 в сторону Col de la Ligne сохранились остатки так называемой «Стены смерти».
Она была возведена в 1721 году, чтобы защитить регион от эпидемии чумы, которая началась в Марселе (очень путаная и жуткая история, о которой расскажу, если дойдут руки). Стену длиной 27 км, высотой 2 м и шириной 70 см построили за 5 месяцев. Её охраняло около тысячи солдат, у которых был приказ стрелять в каждого приближающегося с зараженной стороны.
Неизвестно сколько несчастного народа было напрасно загублено на этой границе жизни и смерти, потому как чума не торопясь переползла через стену, свила гнездо в Авиньоне и ядовитыми змеями расползлась по региону. Никакие солдаты с допотопными ружьями остановить ее не смогли. Всего в одном только Провансе она сожрала около 100 000 тысяч человек, что составило 35% населения.
Другая история, случившаяся неподалеку, унесла гораздо меньше ни в чем неповинных жизней, но от того ни светлее, ни человечнее не стала. В пещере Беригуль люди находили спасение со времен раннего неолита. Однако то, что укрывает от дождя и лютого зверя, далеко не всегда спасает от человека «разумного», но ослепленного жаждой убийства. В апреле 1540 года в пещере от начавшейся в регионе очередной религиозной резни (на этот раз во имя Господа подчищали вальденсов) укрылось 25 женщин и детей. Фанатично преданный делу церкви капитан Мормуарон приказал ничтоже сумняшеся забросать пещеру горящими факелами, и ни один человек наружу так и не выбрался. Внутри, на стенах пещеры памятником человеческому скотству и торжеству религиозных канонов сохранилась копоть от того человеческого костра.
Однако страшилок на сегодня достаточно, тем более что замок Мюр вроде бы кровью особо не запачкался. Он был возведен в XII веке могущественным провансальским домом Агу (Agoult). Недавно эта семья скромно так, без особой помпы отметила 1000 лет своего существования! За это время она подарила Франции знаменитых трубадуров, епископов, сенешалей Прованса, советников и телохранителей короля, а уж простеньких генералов из нее вышло, что собак нерезанных. С тех пор как мир сильно поскучнел, начала угасать и слава семьи. В последние три века выходцы из Агу отметились только на писательском поприще.
В 1462 году замок Мюр приобретает сеньоры д'Астуо (Astouaud). Они пытаются отреставрировать устаревшее здание, возводят его современную центральная часть, строят готическую башню и зал суда. Также они обустраивают подземелье, а что это значило во времена средневековья я расскажу в главе ла Барбен.
С конца XVIII века для Мюра начинаются черные времена. Вначале его бросают владельцы, и он приходит в запустение, а затем над ним вдоволь поглумилась революция, превратив в убогие руины. Лишь в середине XIX века увядающий замок вновь обретает хозяина. Почти сто лет ушло у новых владельцев на восстановление и придание замку современного облика.
Самым интересным персонажем, связанным с замком Мюр был Луи Балбес де Бертон. Отец мальчика, видимо, понимал, что неудачи семьи как-то связаны с фамилией Балбес, и дабы снять со своих потомков проклятие в 1530 году купил землю в Крийон Астоу Мазан. Затраты дальновидного папы окупились сторицей уже в ближайшем поколении. 5 марта 1543 году в замке Мюр родился мальчик, которому на роду было написано стать одним из наиболее известных французских военачальников XVI века.
При Генрихе III в 1580 году некогда тривиальный Балбес, так вовремя ставший Крийоном, был назначен генерал-полковником всей французской пехоты (эту должность учредили специально для него и упразднили сразу после его смерти). Он участвовал в битве при Кале (последний оплот времен английской оккупации), принимал участие в усмирении Амбуазского заговора (кровавая разборка между Де Гизами и принцем Конде), осаждал Ла-Рошель (войны между королевскими войсками и гугенотами), подчинил Прованс, командовал войсками во время Савойской операции. За заслуги перед Отечеством Крийону прощалось очень многое.
Когда он был командиром полка Гвардии, Генрих III велел ему без суда и следствия убить герцога де Гиза. Однако Крийон посчитал этот поступок недостойным для дворянина и офицера, отказавшись выполнить королевский приказ. Это было невиданной наглостью, но Генрих проглотил ее, понимая насколько Крийон важен для него.
В честь Крийона Лаперуз назвал мыс, являющийся самой южной частью Сахалина. А его потомки в 1788 выкупили в Париже особняк на улице Фобур Сент-Оноре, который в настоящее время под названием Hotel de Crillon, считается одним из самых роскошных отелей Парижа.
Крийон был истинным воякой, солдатом от Бога, которого Генрих IV назвал самым смелым из всех смельчаков. Когда он обнажал свой меч, на него молились, его боготворили и боялись. Ну а в мирное время он не раз становился предметом для шуток и анекдотов.
Во время обучения танцам, после команды "Склонитесь и отступите", — Крийон вспылил: "Увольте! Я ни перед кем не склонялся, и никогда не отступал!"
По мотивам этой истории и, отдавая дань уважения «способностям» генерал-полковника к танцам, гораздо позже был организован Парижский бал дебютанток в Hotel de Crillon. Юные леди из самых известных семей мира собираются в Париже. В течение нескольких дней их готовят к выходу, одевают в платья от кутюр, подбирают драгоценности от лучших ювелирных домов, учат танцевать и затем выводят в высший свет.
Они взрослеют на глазах,
Входя в безумный мир утех,
Не глядя первобытный страх,
Махнув на первородный грех.
Россия на Балах Криойн по какой-то странной традиции представлена в основном внучками Михаила Горбачева (Ксения — 2001 год и Анастасия – 2004 г).
По неведомой мне причине на бал дебютанток я ни разу, ни в каком качестве приглашен не был. А потому фото пришлось брать из интернета.
С Крийоном связана еще одна забавная страница в истории Франции. Причем ее виновник в самом действии участия не принимал. После битвы при Арке, когда в 1589 году была наголову разбита тридцатитысячная армия герцога Майенского, еще не отошедший от запаха виктории Генрих IV написал своему генералу: "Можешь повеситься, храбрый Крийон: мы славно бились при Арке, а тебя с нами не было". Почему старый вояка в тот же миг действительно не повесился с горя, — история умалчивает, однако это выражение сразу превратилось в поговорку.
Однажды герцог де Гиз решил проверить так ли храбр Крийон, как о нем говорят. Он поднял гарнизон Марселя по ложной тревоге и объявил о том, что город взят неприятелем и наступило время сдаваться в плен. «Вперед! Умрем храбрецами!» — заорал Крийон и ринулся на несуществующего противника. Когда все выяснилось и де Гиз объяснил мотивы своего поступка, командир гарнизона мрачно произнес только одну фразу: "Молодой человек, окажись вы свидетелем малейшей моей слабости, я бы вас немедленно заколол". У де Гиза не было никаких оснований не поверить в эти слова. И больше он с Крийоном не шутил.
Под конец жизни прежний рубака превратился в чрезвычайно набожного и практически безобидного старичка. Однако, все чему посвящал себя Крийон, делалось с какой-то безумной страстью и самоотречением. Говорят, что однажды, молясь перед распятием, Крийон настолько проникся сотворенной над Господом несправедливостью, что воскликнул: "О, Господи! Будь я в ту пору там, никогда бы Тебя не распяли!" Он даже попытался выхватить шпагу и доказать Господу свою верность, но на счастье всех присутствующих был благоразумно выведен из церкви.
Осмотрев замок, уже под закат (и закат здесь ключевое слово), очень советую проехать жалких 10 километров и оказаться в городке Горд. Сам городишко чрезвычайно мил, но по неведомым мне причинам до проплешин в мостовых затоптан туристами. Подозреваю, что он очень удачно пробрался в какой-нибудь модный путеводитель или справочник, и теперь купается не только в лучах заходящего солнца. Его можно довольно быстро осмотреть и даже получить законную порцию удовольствия, но в назначенный час (он естественно будет разным для каждого времени года) нужно оказаться на дороге Route Neuve. На ней есть несколько мест, где можно припарковаться и насладиться действительно незабываемым зрелищем.
По-моему, моя фотография передает только десятую часть той красоты, что открывается с небольшого холма напротив города, но просто поверьте на слово …, а еще лучше усомнитесь и проверьте!