...В описаниях Магадана — как официально-пафосных, так и трэвел-блоггерских и подобных им отчетах о путешествиях, — не раз довелось встречать странное утверждение, что в этом городе якобы "нет окраин". Это не так. А отрицающие существование окраин у Магадана явно или лукавят, или просто не были дальше центральной части города, или просто не очень внимательны.
Ибо достаточно прогуляться (неважно, в авто, на двух колесах или пешком) в сторону, например, бухты Гертнера, как после окончания многоэтажной застройки на улице Пролетарской начнутся самые настоящие окраины, "фавелы", "шанхайчики" и "нахаловки". Представленные тут постройки могут быть как практически развалинами или сараюшками, так и относительно пригодными к жизни в них своего рода загородными домиками. Или некими явно владениями свалочного вида, на которых, например, может стоять за забором несколько сильно подержанных японских авто. Во дворах домиков, что поцелее, в редкую под небом Колыми ясную и относительно теплую погоду можно видеть целые семейства за столами. Именно эти "фавелы" и пострадали сильнее всего от паводка в июле 2014 года Магаданский потоп
Подобный "непарадный Магадан", как представляется автору этих строк, являет собой саму суть этого поселения: образованного на кости и крови в страшные годы, без культурных корней, без традиций, без рачительного отношения к земле, на которой живешь, без облагораживания территории, как иногда, но встречается в других весьма специфических городах России — образованных в бывшем СССР в 1930-е годы — эпоху сталинской военной индустриализации. Колыма же, как регион имеющая чисто сырьевое значение, не стянула на себя достаточного количества относительно вольных людей, носителей гуманитарной и технической культуры. И поэтому остается столь же неприглядной и неуютной, как и во времена ГУЛага.