Вернулся только что со своей родины, любимого Санкт-Петербурга. Съездил туда с гуманитарной миссией: привез родной сестричке продукты питания, которых ее, как и всех россиян, лишил злой Путин. Набрался полный рюкзак попавшей под запрет европейской снеди: литовские глазированные сырки, эстонская сметана, сааремаасская вареная колбаса, уголок пармезана, упаковка мышиного сыра, ракверские пихвы. Так что сестра с мужем не умрут с голода. Впрочем, на улицах голодающих не видел. Полки в магазинах тоже не пустые, хотя такого разнообразия, как у нас, конечно нет. А уж по части колбасы твердого копчения, то нам тут далеко до их разнообразия. Поддержал российских производителей, купив для себя две палки «Брауншвейгской». Удостоверившись в том, что голодомор Питеру не грозит, перешел к культурно-познавательной программе визита. А в программе, помимо всего прочего, был концерт в эстонской церкви Jaani kirik.
Пара слов об этой церкви. Построена в 1860 году для проживающих в Санкт-Петербурге эстонцев. Церковь эта примечательна еще и тем, что именно отсюда после свержения царя началось активное движение за автономизацию Эстонии. Однако после октябрьского майдана Эстония вообще отвалилась от России и в 1930 году церковь за ненадобностью была закрыта. Затем здание было перестроено: снесена колокольня, к главному фасаду пристроена лестница, внутри были сделаны перекрытия между этажами. Фасад был оштукатурен. Внутри здания расположился клуб. В 1993 году в Санкт-Петербурге была зарегистрирована эстонская лютеранская община, которой было передано здание. В 2009 году начата реставрация церкви, были восстановлены колокольня и фасад, которому вернули его исторический облик. Деньги — 3,1 млн крон (около 200 тысяч евро) — выделил бюджет Министерства культуры Эстонии.
Ну, а саксофонисты показали класс, но исполняли они, как выразился герой Брата-2, всякую *. Начали с Баха, что было уху приятно, но потом – по нисходящей. Одна из композиций голландского автора была явно написана под воздействием мета. Публика терпела и вежливо аплодировала. Утешило то, что билет стоил недорого.
Был еще заход в Храм Спаса-на-Крови, где до этого ни разу не был.
Пристроился к экскурсии и на халяву послушал экскурсовода, восполнив пробел в своем образовании. И у этого храма судьба висела на волоске. «В ноябре 1931 года областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно (для кого?) решён, но с началом ВОВ перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций». Делали, что хотели, безбожники! Но сегодня РПЦ потихоньку берет реванш за унижения и гонения, а бывшие коммунисты со свечками в руках смиренно стоят перед батюшкой.
Вспомнил детство свое сопливое, побродив по Таврическому саду, рядом с которым проживал в доме по улице Фурштатской. У этого сада и одноименного дворца при нем тоже богатая история. Не буду пересказывать Википедию, замечу лишь, что этот исторический сад мог бы быть более ухоженным и дружелюбным по отношению к посетителям. Какие-то заброшенные, портящие вид строения на территории, уродливый памятник пионерам-героям, не очень чистые пруды, отсутствуют поясняющие таблички. А ведь там много чего достопримечательного и интересного для горожан и туристов.
Сам Таврический дворец отгорожен от сада убогим металлическим забором и отдан Межпарламентской Ассамблее стран СНГ. Интересно, чем эта ассамблея сегодня занимается?
Культура культурой, но даже в культурной столице периодически дает о себе знать пустой желудок. Проходя по Итальянской улице и испытывая желание перекусить, заметил вывеску «Brasserie Kriek». Вспомнилась недавняя поездка в Бельгию. Почему бы не зайти? Зашел, и словно опять оказался в Брюгге. В пивном ресторане-бутике.
Приятная атмосфера. Сводчатые кирпичные потолки. Негромкая фоновая музыка. Полки с пивными бутылками бельгийского разлива. А Бельгия славится тем, что пива там варят более 200 сортов и оттенков. На столах — салфетки трех цветов, разложенные бельгийским триколором. На стенах картины Ван Эйка. Зеркала. Диваны. Венские стулья.
Заказал крем-суп из шпината с говядиной, хлебную корзину (4 горячих куккеля разных сортов с маслом двух видов) и дегустационный набор разливного бельгийского пива. Такие же наборы подавали в Брюгге.
Мне понравилось всё. Не скажу, что от пива я был в восторге, но попробовать диковинные сорта было любопытно. И это всё, что я могу сказать о посещении брассерии. Я хотел поесть в приятном месте, и я поел в приятном месте. Но вот уже дома прочитал отчет spb.allcafe.ru/news/boris/kri… знатока и гурмана о посещениях этого же заведения и… Во-первых, поразился, как можно так много написать о простенькой в общем-то еде, отметить недочеты в интерьере, заметить, что «это не бельгийский луковый суп», а «этот салат вовсе не цезарь», а «это кто-то ел и вернул?». И еще пассаж: «странный сухой сыр — когда настоящий пармезан начнет натираться такими ровными прямыми трехсантиметровыми стружками, мир перевернется». (Замечу, это было написано два года назад, когда пармезан в РФ был, а нынче на просьбу принести значившийся в меню "итальянский чебурек с пармезаном и пармской ветчиной" официантка, извиняясь, ответила, что необходимых для его приготовления ингредиентов в стране, увы, нет). А во-вторых, ведь всё верно подмечено. Вспоминаю — и столы расставлены тесно, и вешалок нет, и официантки приветливостью не отличаются, и «у нас заказы не меняют». Но может быть это такой фирменный стиль в бельгийских брассериях? Но что безусловно понравилось и запомнилось, так это здешний WC.
Пришлось доставать планшетник (новый фотоаппарат-то еще не выбрал), чтоб запечатлеть знаменитого пацанчика. Ткнулся в соседнюю дверь, полагая, что там должна быть и "Писающая девочка", но дверь была заперта. Возможно изнутри.
А в знакомом по предыдущей поездке арт-кафе «Сундук» появился прикольный артефакт, которого раньше не было. «Портрет четы Арнольфини» кисти Яна ван Эйка (опять Бельгия!) в оригинальном обрамлении.
Сходство определенно имеет место.
Кстати, с днем рождения, Владим Владимыч!