Природный парк Синтра-Кашкаиш, сочетающий поразительные пейзажи горного хребта и океанского побережья с пышной растительностью и богатейшим архитектурным наследием, объявлен Всемирным достоянием человечества. Причем, организация ЮНЕСКО специально для него создала новую категорию в своем списке памятников всемирного значения, а именно “Культурный пейзаж”.
Среди тех, кто ездил в Португалию, вряд ли найдется человек, совсем не побывавший в Синтре. Другое дело, что дня или даже двух дней не достаточно, чтобы увидеть все ее красоты, сказочные дворцы, утопающие в зелени леса парки и затейливые, фантастические виллы. А на то, чтобы спокойно взглянуть на сам городок и пройтись чуть-чуть по его улицам у многих и вовсе не остается времени
.Это при том, что городок-то очаровательный и очень, как мне показалось, уютный. Всего сорок минут на поезде из центра Лиссабона — и вот вы уже совсем в другом мире, который поначалу даже кажется немного игрушечным.
Каким-то замком для куклы-принцессы, а не действующим административным учреждением выглядит Ратуша Синтры, расположенная на полпути от вокзала к старому городу. И хотя это двухэтажное каменное здание, построенное в 1906 году, выдержано в неоготическом стиле, более всего сочетание цветной кровли с башенками и лепными украшениями фасада напоминает декорации к детской сказке.
От ратуши дорога, петляя ведет к "старому городу" — самой древней, средневековой части Синтры, и вскоре впереди показываются две гигантские конические дымовые трубы, которые все путеводители называют самой узнаваемой достопримечательностью города и его визитной карточкой.
Это бывший королевский, а ныне Национальный дворец Синтры. Он стоит на развалинах арабского дворца, бывшего здесь во время правления мавров.
Если представить себе Синтру в 9-10 веке, то выглядело место примерно так: на вершине холма мавры возвели оборонительный замок — крепость Кастелло Мауруш. У подножия выросла мусульманская деревня, а в центре ее красовался дворец-алькасар.
Когда в 12 веке португальский король Афонсу I завоевал Синтру, он объявил резиденцию мавританских правителей своей собственностью, и она стала Деревенским дворцом (Palácio da Vila) — загородной резиденцией для португальских монархов. Они спасались здесь от летнего зноя, а в четырнадцатом веке, во время эпидемии чумы, именно отсюда временно предпочитали управлять страной.
В облике Национального дворца, перестроенного с элементами мануэлино и готики, по прежнему чувствуется мавританский стиль бывшего алькасара. В большинстве его помещений бросается в глаза почти полное отсутствие мебели, изобилие изразцовой отделки, а посреди одного из залов — даже изящный фонтан.
Другой характерный знак арабского влияния в архитектуре дворца — его небольшие внутренние дворики, хотя в некоторых из них разбиты вполне европейские садики.
Но, конечно, средневековый дворец претерпел за свое существование множество изменений, португальские монархи неоднократно достраивали и переделывали его под свои нужды. Самый большой зал дворца, Зал инфантов, как его называли во время правления Дона Мануэла I, теперь зовется Лебединым залом. Его главное сокровище — роскошный потолок, разделенный на восьмиугольные панели, украшенные в 17 веке изображением лебедей.
Сильно пострадавший от землетрясения 1755 года, этот зал был реконструирован согласно указаниям короля Дона Жозе в соответствии с традициями старого времени.
Оружейный зал(Sala dos Brasoes), созданный в начале 16 века, без сомнения, самый сногсшибательный во дворце. Его стены одеты уникально расписанной азулейжу, и зал, кроме того, накрыт высоченным куполом потолка. Этот потолок подобен небольшой картинной галерее, хотя вместо картин его украшают гербы 74 Португальских аристократических семей.
И раз уж мы заговорили о потолках, то нельзя обойти вниманием и зал сорок, тем более, что с ним связана пикантная история.
По легенде, однажды, во время правления короля Жуана I среди придворных пополз слушок, что якобы королева поймала своего супруга целующимся с одной из фрейлин — какой кошмар! В назидание и укор сплетницам, король повелел украсить потолок в одном из дворцовых залов изображениями сорок. Причем, число нарисованных птиц должно было быть равным количеству придворных дам. Сороки, изображенные на потолке, навеки лишены возможности трещать, ибо держат в клювах ленточки с девизом Жуана I "Во благо".
Удивительное место — королевская кухня. Она не имеет потолка, а находится как бы на дне гигантской, перевёрнутой воронки. Обязательно нужно сюда зайти и посмотреть, как выглядят изнутри знаменитые дымоходы Синтры.
Из окон Национального дворца, как на ладони виден весь город или "деревня" Синтра, уютно сидящая у подножия горы. А растянутые вдоль вершины стены Мавританской крепости изумительно венчают пейзаж.
Однако, мы, переполненные впечатлениями от многочисленных и экзотических красот Синтры, в крепость подниматься не стали. При таком изобилии достопримечательностей, трудно прельститься руинами, даже такими внушительными с виду. Хотя фотографировала я Каштелу Мауруш неоднократно, он действительно великолепно смотрится с любого ракурса.
Во многом это определяется местоположением крепости, органично "вросшей" в высокую скалу, но кое-что видоизменено направленно, для усиления визуального эффекта и декоративности. Когда Фернандо II приобрел в Синтре земли для постройки дворца Пена на месте монастыря, он позаботился об эстетичном виде из своего "окошка", и стены мавританской крепости были сделаны зубчатыми, каковыми в оригинале не являлись.
Но если посещать крепость мы не собирались, то городок возле Национального дворца, напротив, нас привлекал и прямо-таки затягивал внутрь своих улочек. И, честно говоря, не знаю — то ли настроение было благостным, то ли у городка, действительно, особая аура, а только мне нравилось буквально все, что встречалось на пути.
И это тот редкий случай, когда разнообразные чисто туристические приманки, которыми наполнены узкие, круто уходящие в гору, улочки Синтры, нисколько не раздражали, а только забавляли и радовали.
Конечно, не хлебом единым мы живы, но после стольких впечатлений, как же без хлеба? Первая же таверна на нашем пути оказалась очень приятным заведением.
В зале, оформленном под пещеру со сталактитами, мы заказали свой хлеб, и не единый ;) Ну, в смысле, не только хлеб... Обед в таверне был вполне приличным, но запомнился, конечно, именно хлеб — ведь он был наполнен вкусным креветочным супом.