Непросто было отыскать информацию об этом священном для мусульман месте.
Помнил лишь, что на местном кладбище находится один из зияратов (центр поклонения мусульман), к которыму дважды в год совершали хадж паломники из Чечни, соседних республик Кавказа, попадались автомобили с номерами Башкирии, Татарстана и даже Горного Алтая.
Теперь это село называется Хьаьжи-Эвла. А священное для мусульман место — это могила Хеди -матери Кунта-Хаджи Кишиева со склепом. До 1864 года, до самого момента ареста он сам жил в этих местах. Святой мудрец Кунта-Хаджи был проповедником тариканской секты «Къадирия». Известно, что местные жители приложили немало усилий, чтобы уберечь могилу от попыток осквернения ваххабитами.
Что удивительно, кладбище находится на склоне горы Энтер-корт, и в период празднования священных мусульманских праздников у священных мест собирались и ваххабиты в том числе.
Не без труда узнал на современных фотографиях знакомые места, исключительно по рельефу и дорожной развязке вокруг горы Энтер-корт. По поверьям мусульман, здесь, на склонах горы один раз в году собирался Совет святых.
Вот на что чрезвычайно интересное я наткнулся в Интернете. Приведу небольшую выдержку из текста и дам ссылку. Чеченские историки утверждают, что Ноев ковчег прибило именно к горе Энтер-корт!
"...Такого государства как Армения, в древности не существовало никогда, однако, чтобы создать иллюзию обратного, армянские фальсификаторы привязали свою историю к пророку Ноаху, объявив себя его потомками. От того и гора Арарат, где будто-бы пристал ковчег Ноха, появилась на армянском гербе.
Важно отметить, что святой эту гору никто не считает, в то время как в Чечне есть гора со сходным названием, считающаяся святой. Это уже упоминавшаяся нами вершина «эртена корта», на которой собирался Совет Святых. Слово Эрта схоже с библейским Арарат. Если учесть общепринятую замену чеченского «э» на «а», то становится понятно, откуда растут ноги топонима Арарат.
На то, что именно эта вершина могла служить пристанищем ковчега Ноха, указывает баскское слово «эртена» со значением «выйти наружу». Хусейн Чокаев6, полагает, что оно восходит к чеченскому «ара» — «наружу», «аравалар» — выходить наружу. С другой стороны, лингвист Арби Вагапов указывает на то, что чеченский язык утерял до 20000 древних слов, которые в составе других слов сохранились в языках народов мира. Поэтому мы вправе сделать предположение, что в древние времена слово «эртена» закрепилось за горой со значением – выйти наружу. Тогда топоним «эртена корта» дословно переводится как «вершина горы, где вышли наружу (из ковчега)». То есть, этот топоним выдает нам истинную точку, где причалил ковчег Ноха после Потопа.
Разумеется, одно название горы с предположительным смыслом было бы доводом малозначительным, если бы не было подкреплено чеченскими преданиями. Одно из них гласит, что из села Курчалой был виден ковчег Ноха, нос которого зависал над пропастью. Однако село Курчалой не является столь древним. Более того, из него невозможно увидеть вершину «Эртена-корта». Но есть в Веденском районе Чечни древнейшее село со сходным названием — Нижнее Курчали, где в свое время проживал легендарный Берса-шейх. Там до сих пор находится его погребение – зиарат и оттуда до вершины «Эртена-корта» всего несколько километров расстояния. Эти две точки находятся на расстоянии прямой видимости, а поэтому ковчег Ноха оттуда мог очень хорошо просматриваться...."
Вышеизложенная информация в первоисточнике здесь: nohchidu.com/2009-12-28-12-29…
Немного покажу, как живописно село Первомайское выглядело 8-9 лет назад.
А сегодня здесь всё совершенно иначе. u1ver.livejournal.com