РОСТОВ ВЕЛИКИЙ: ПО СЛЕДАМ ЛЕТЯЩЕГО ОЛЕНЯ
29 – 30 августа 2009. Часть 4
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ РОСТОВА
Я уже упоминала, что Ростов Великий – кладезь русских православных святынь. Еще подбирая необходимую информацию по городу, мы составили план посещения храмов и монастырей земли ростовской. Забегая вперед, скажу, что за 2 дня нам удалось посетить практически все. В своем рассказе я постараюсь коротко поведать об их истории, а также оживить свое повествование личными впечатлениями. Итак, в путь, пусть нас ведет летящий ростовский олень!
Остался позади великолепный и праздничный Кремль со старинными постройками, но, судя по нашей карте, впереди нас ждет еще много всего интересного. Мы походили по древним валам около Кремля, полюбовались спокойствием озера Неро, воздушной панорамой Спасо-Яковлевского Дмитриева мужского монастыря и отправились на поиски святынь земли Ростовской.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века. Этого храма я не встречала ни в одном путеводителе по Ростову. Нашли мы его сами, совершенно случайно, еще по пути в гостиницу. И это была первая церковь, встретившая нас в Ростове. Маленький желтый храм, похожий на китайский фонарик, был лишен луковки, находился на реставрации. Но выглядел очень весело и симпатично.
Церковь Бориса и Глеба. Ул. Сакко, 19. Была построена на месте древнего княжеского двора в 1761 г. В 1928 г. храм был закрыт, разорен, на нем были сломаны главы, разрушена колокольня. В настоящее время, несмотря на историческую значимость Борисоглебской церкви, никаких работ по реставрации не производится. Более того, храм настолько обезображен, что не все могут его найти. Вот и мы, как не вертели головами, как не ходили по Кремлевским задворкам в зарослях усталой августовской травы, так и не нашли церковь Бориса и Глеба.
Храм святителя Николая на Подозерье. Был построен в XVIII веке.
Никольскую церковь мы нашли сразу, она находится недалеко от Кремля. Оказалась белой, простой, хорошо отреставрированной. Компактный храм венчала слегка сплюснутая серебряная луковка на длинной шейке. Изящная колокольня заканчивалась острым серебристым шпилем. Через новенький забор мы рассмотрели яркие обновленные фрески на стенах церкви. Храм Николы привлекал внимание лаконичностью и доброжелательностью, хотя и оказался закрыт (а мы и забыли, что в Ростове с наступлением вечера вся жизнь замирает :)). Просто посидели напротив церкви Николы около покосившейся колонки, полюбовались бело-серебристыми формами храма.
Рождественский монастырь. Советская пл., 14. Монастырь был основан в 1391 г. первым Ростовским архиепископом Феодором. В XVII в. митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем в обители был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной. Тихвинский надвратный храм монастыря датируется XIX в. Обитель окружала ограда с башенками, на его территории также находились церковь святого Николая и храм Петра и Павла в келейном корпусе. Женский Рождественский монастырь существовал на щедрые пожертвования, особенно от царской семьи. Но в 1926 г. обитель закрыли, впоследствии она была почти полностью разрушена. Лишь в 1997 г. в стенах Рождественского монастыря состоялась первая служба.
В монастырь мы, к сожалению, тоже не попали, лишь посмотрели на неприступный белый забор, за которым была скрыта скромная жизнь обители. Чувствовалось, что монастырю еще предстоят многие реставрационные работы. Заметили неоштукатуренную древнюю ограду с островерхими башенками, полюбовались компактным белым храмом в кокошниках с серебряными главками, одна из которых была украшена яркими золотистыми звездочками. Рождественский монастырь выглядел строгим и независимым. Мы решили, что обязательно должны еще раз вернуться в Ростов, чтобы попасть на территорию этой маленькой, но гордой женской обители, быть может, уже тогда, когда он будет восстановлен.
Церковь Николы на Всполье. Окружная ул. Строительство каменной церкви Николая Чудотворца на месте двух сгоревших относится к 1803 – 1811 гг. В 1816 г. была осуществлена роспись храма. И в настоящее время на стенах церкви сохранились фрески на библейские сюжеты. Наиболее древним из икон считается образ Спаса Нерукотворного (вторая половина XVII в.). Интересна житийная икона Николы (XVI в.). В иконостасе представлены образа «Одигитрия», «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Илья Пророк со сценами жития и Троицей на полях» (XVII-XVIII вв.). Есть в храме и икона Толгской Богоматери, представляющая собой список с ярославской иконы из Свято-Введенского Толгского монастыря.
Вот как раз церковь Николы на Всполье мы и искали так долго, пару раз проходили мимо, пока вдруг не обнаружили сквозь густую зелень листвы. Это оказалось еще одно белоснежно-серебристое чудо! Изящный округлый храм с колоннами, несколькими большими красочными фресками и миниатюрной серебряной луковкой органично дополняла ажурная колокольня с длинным тонким шпилем. Никольский храм застенчиво прятался в буйном изумруде растительности, своей легкостью напоминая призрачное видение. Казалось, стоит закрыть глаза, как это чудное великолепие исчезнет. Я долго наворачивала круги около церкви Николы на Всполье, любовалась его белизной, тонкими линиями и классическими формами. В церкви шла служба, я заглянула одним глазком, боясь нарушить это невесомое очарование. Впечатление от Никольского храма осталось приятным.
Церковь Вознесения Господня (Исидора Блаженного на валах). Ул. К. Маркса, 25а, сайт http://isidor.ru. Вознесенский храм неспроста имеет второе название. Родившийся в Германии Исидор пришел на Ростовскую землю в XV веке. Принявший подвиг юродства, он жил в хижине из хвороста, построенной на пустыре. Горожане называли его Твердисловом за то, что слова блаженного всегда сбывались. В 1484 г. Исидора похоронили в его хижине, а над могилой построили деревянную церковь, которую в 1566 г. по велению царя Ивана Грозного заменили на каменную. А в народе так и прижилось второе название храма, связанное с именем святого, мощи которого покоятся под церковью на валах. Храм не раз перестраивался, а настенная роспись появилась в 1720-е гг. Она рассказывает о житии и подвигах святого Исидора. Церковь, как и многие другие, при советской власти была закрыта, богослужения возобновились в ней только в 2002 г.
Храм Исидора Блаженного на валах оставил у меня наиболее сильное впечатление, хотя до сих пор не знаю, почему. Не скажу, что мы особо долго его искали, по какой-то тропинке подошли к валам, поднялись… И тут меня накрыло. Полностью и совершенно. Не сказать, что было очень плохо, просто кружилась голова, я была, будто в прострации. С высоты валов увидели храм, небольшой, бежевый, со свечкой-колокольней, нуждающийся в реставрации. Сразу почувствовалось, что это очень сильное место. Я, как зачарованная, сделала несколько фото, а потом мы начали спускаться к церкви с валов. Почему-то особенно явно запомнился этот спуск, как я цепляюсь за руку мужа, в другой руке держу фотоаппарат, а в зубах обе наши карты. Наверное, вид у нас был презабавный. Мы вошли в Вознесенскую церковь и поразились еще больше. Шла служба. Читал молитвы батюшка, ему подпевали двое певчих на хорах. Сквозь полумрак виднелись фрески, иконы, теплились свечи. И никого. Служба для церкви, для Бога. Я, все еще пребывая в какой-то прострации от этого чудесного места, купила свечу у старушки в церковной лавке и по ее совету поставила к празднику (второй день Успения, третий ореховый Спас). Мне вручили проспект об этой церкви, я поблагодарила. Молча вышли. Но голова еще долго кружилась, пока мы не отошли на значительное расстояние от церкви Вознесения. При этом не сказать, что я чувствовала себя некомфортно, просто так сильно ощущала силу этого необычного места. А, может, это снова проявились коварные чары Ростова?
Церковь Спаса на Торгу. Находится напротив Успенского собора. Церковь, именуемая еще Спас Ружная (ее источником существования была «руга» – пожертвование), органично включена в план Гостиного двора и находится среди торговых рядов. Впервые была построена из дерева в 1200-х годах, потом неоднократно горела и восстанавливалась вновь. В том виде, в каком она дошла до нашего времени, церковь Спаса на Торгу была построена во времена митрополита Ионы Сысоевича в 1685 – 1690 гг.
Еще с Костромы мне приглянулись эти «торговые» храмы, погибавшие, но обязательно восстанавливаемые, наполненные позитивной, жизнестойкой энергетикой, не боявшиеся ни времен, ни нравов. Ростовская церковь Спаса на Торгу оказалась очень нарядной, высокой, белой, с веселыми синими главками, разукрашенными золотыми звездами. Мы подивились, что она находится совсем рядом с Кремлем, а мы ее сначала не заметили. Очень красивая пятиглавая церковь, чтобы не говорили о том, что она призвана покровительствовать торговле.
Около церкви Спаса на Торгу хорошо сохранились мои обожаемые Торговые ряды и типичный для русских городов Гостиный двор. Я сразу же почувствовала милый сердцу провинциальный уют, люблю эти памятники купеческой самобытности в наших родных городах, всегда улыбаюсь им, как родным.
Толгская церковь. Ул. Декабристов. Была построена в 1761 г. над могилой блаженного Иоанна. О жизни святого известно лишь то, что он не имел крова и обладал даром исцеления, в частности, излечил митрополита ростовского Кирилла. В память блаженного Толгскую церковь часто называют храмом Иоанна Милостивого. В церкви имеются древние иконы XIV и XVI веков. Этот небольшой храм оставался одним из 2-х действующих в Ростове в советское время.
Среди ростовских достопримечательностей, обязательных для посещения (в нашем списке, естественно) стояла Толгская церковь. Привлекло в ней, прежде всего, название. У нас в Ярославле есть прекрасный Свято-Введенский Толгский женский монастырь. И сейчас, представшая перед нами Толгская церковь, воспринималась нами как искорка воспоминания о ярославской обители. Церковка оказалась беленькой, очень скромной на вид, одноглавой с серебряной луковичкой и маленькой колоколенкой, очень милой и спокойной. Лаконичная и уютная, она вызывала тихую улыбку. К сожалению, Толгская церковь под вечер оказалась закрыта, поэтому просто полюбовались ей, не заходя внутрь. А очень бы хотелось взглянуть на древние иконы.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ул. Энгельса, 44. Монастырь основан епископом Иаковом в 1389 г. Свое второе имя обитель получила в честь Димитрия Ростовского, назначенного на Ростовскую кафедру в 1702 г. Еще в 1684 г., находясь в Киево-Печерской лавре, Димитрий начал двадцатилетний труд по составлению Четьих Миней (календарного собрания житий святых). За письменные труды уже при жизни святителя называли Русским Златоустом. В 1764 г., когда к монастырю была приписана Спасо-Песоцкая обитель, его полное название звучало как Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. До XVII в. все постройки обители были деревянными. В 1686 г. появился первый каменный храм – пятиглавый собор во имя Зачатия святой Анны, построенный Ионой Сысоевичем. В 1836 г. вплотную к Зачатьевскому собору была пристроена Яковлевская церковь. Парадная Димитриевская церковь была основана в 1794 г. на средства графа Н.П. Шереметева. Также на территории монастыря была возведена колокольня (1776 – 1786 гг.), кельи, обитель окружали стены с башнями. За время своего существования монастырь не раз подвергался набегам и разорению. Практически завершивший свое существование к концу 1920-х годов монастырь, лишь весной 1991 г. был возвращен Русской Православной Церкви. В обители хранятся мощи святых Иакова и Димитрия, преподобного Авраама, а также чудотворная Ватопедская икона Божией Матери – келейная икона Димитрия Ростовского.
Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь остался в моей памяти туманным видением. Впервые мы увидели его нарядные контуры на фоне спокойной глади озера Неро с валов около Кремля. Но посещение отложили на следующее утро. Проснулись рано, позавтракали и в 9-м часу отправились в путь. Предпоследнее утро летнего дня утопало в густом тумане и тишине. Ростов еще спал после вчерашнего веселья. Озерный воздух приятно освежал, на моих ресницах и волосах блестели капельки влаги. Неро полностью утопало в густой пелене, в зеленых зарослях покачивались лодки. Это была такая волшебная идиллия, настоящее воскресное утро.
В полном одиночестве по дорожке мы быстро дошли до стен монастыря. Еще издали увидели проступающие сквозь туман пастельные краски обители. И тут из сизых облаков выплыло небольшое стадо коров. Они неспешно шли около стен монастыря в тумане – такая милая деревенская картина, умиротворяющая, родная. Мы зачаровано смотрели на это дивное утро, пока шли мимо гуляющего у стен стада к воротам обители. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь предстал перед нами словно нарисованный акварелью. Очень красивая территория утопала в ярких цветниках, пышные храмы были великолепны и торжественны.
Во дворе стояла небольшая деревянная часовенка со святой водой. Мы зашли внутрь, полюбовались резным убранством, попили воды, которая оказалась не очень вкусной, с привкусом ржавчины. Зато умылись.
Мне очень понравился красивый Димитриевский храм (еще его называют Шереметевским), такой изысканный, благородный, с большим зеленым куполом и стройными колоннами. Он был больше похож на дворец. Но, к сожалению в то утро был закрыт.
Зачатьевский собор, составляющий одно целое с Яковлевской церковью, казался более пышным, торжественным, богатым по декору. Главный собор украшала нарядная золотая главка в окружении сочно-голубых луковок, украшенных желтыми звездочками. Яковлевский храм несколько напоминал Димитриевский изумрудными куполами и колоннами. В это воскресенье в соборе шла праздничная служба, и в обитель постепенно стекался народ. Было много семей с детьми, школьников, студентов, курсантов – ведь впереди первое сентября. Это было так трогательно! Мы зашли в собор, полюбовались его убранством, послушали мелодичное пение на хорах, я поставила свечи. Шла торжественная служба, и все собравшиеся от мала до велика трепетно наслаждались этим моментом. В храме приятно пахло воском.
Немного постояв в соборе, мы вышли, еще немного погуляли по ухоженной территории, восхищенно любуясь прекрасными храмами. На территории монастыря шла реставрация, но густой туман прятал строительные леса, превращая обитель в невесомую акварель, а храмы – в сказочные дворцы. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь мне так и запомнился – проступающее сквозь туман призрачное видение, чарующее, волшебное, наполненное светом, добром и волшебством.
Церковь Спаса на Песках. Официальное название – церковь Преображения Господня. Когда-то давно она была соборным храмом древнего Спасо-Песоцкого монастыря, основанного в XIII в. княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василько, убитого татарами. Небольшой Спасский монастырь был упразднен в 1764 г. во время церковной реформы Екатерины II, и все его постройки переданы соседнему Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. Храм был несколько раз перестроен.
К церкви Спаса на Песках можно пройти только через территорию Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря. Мы сначала тоже не поняли, как это осуществить, вроде точно знаем, что храм должен быть где-то рядом. Вернее всего было бы пройти через внутренние ворота монастыря, но нас смутили стоящие около келий и цветников таблички со строгим предупреждением, что посторонним вход воспрещен. Но я не собиралась сдаваться. Решила уточнить дорогу к храму у строгого охранника в форме, на что получила неожиданный ответ: «Так идите через монастырские ворота, только так туда можно пройти». Видимо, стража совершенно не смущали запретные таблички, значит, и нам нечего бояться :). Мы пошли к воротам, правда очень тихонько, почти на цыпочках и короткими перебежками. И только вышли за ограду, как увидели это чудо, это белокаменное видение, этот зачарованный мираж, выплывающий из утреннего тумана. Боже, неужели мы могли это пропустить! Высокий и грациозный храм гордо и одиноко высился белоснежным облаком с золотой оторочкой под густо-голубыми куполами посреди серебряного утра и тишины. Неприглядный пустырь скрывала густая пелена августовского тумана, и церковь казалась, словно нарисованной на холсте. Затаив дыхание от соприкосновения с этим чудом, мы осторожно прошли по дорожке. Вблизи храм казался реальней. Были заметны следы незаконченной реставрации, в частности неоштукатуренное крыльцо. Храм был еще закрыт, но, судя по почти законченным внешним работам, наверняка, вскоре сможет принять первых прихожан. Мы хотели еще полюбоваться этой красивой церковью, обойти ее всю, но тут где-то совсем рядом послышался грозный лай собак. Ага, теперь понятно, почему охранник на воротах монастыря так просто нас пропустил, оказывается, здесь есть свои секьюрити :). Собак, пусть даже сидящих за забором, нервировать мы не стали, пошли обратно. Еще раз у ворот я оглянулась назад. Чары тумана вновь сгустились над церковью Спаса на Песках, и я снова застыла в восхищении перед этим нарисованным чудом…
Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Пос. Варницы. Родина преподобного Сергия Радонежского. Именно здесь жил боярин Кирилл со своей женой Марией, у которых 5 июля 1314 г. родился сын Варфоломей, будущий святой. В этой благодатной местности произошло явление Ангела Господня отроку, открывшее ему способность к грамоте. На месте рождения преподобного Сергия в 1427 г. архиепископом Ростовским Ефремом был основан монастырь. Первым храмом обители стал Троицкий собор, построенный в 1771 г. Позднее, в 1828 г. была построена Введенская церковь. В 1840-е гг. монастырь получил каменную ограду с четырьмя башнями по углам. После революции монастырь подвергся жестокому разорению. Восстановлен в 1995 г., сейчас практически полностью отреставрирован, хотя еще ведутся некоторые строительные работы. На месте разрушенного храма преподобного Сергия построена часовня. Сейчас на территории монастыря действует православная гимназия.
Честно скажу, первоначально туда мы даже не собирались, т.к. казалось, что это очень далеко, за чертой города. Но милая администратор нашего гостевого дома так красочно расписывала этот монастырь, что мы не смогли устоять. Узнав от нее дорогу, доехали на автобусе до переезда, а дальше пошли пешком. Сразу скажу, путь оказался очень даже не близким, километра 2 мы прошли точно. Дорога была спокойная. Сначала шли мимо кладбища (ничего такое, тихое, зеленое), потом мимо полей, перелесков. Машин практически не было, народу тоже. Шли, разговаривали. Погода стала налаживаться. От тумана не осталось и следа, небо приобрело изумительный лазурный оттенок, было тепло и солнечно. И тут мы увидели его. Монастырь. Бело-розовый, веселый, ясный, яркий на фоне голубого летнего неба – чудесная, очаровательная открытка. Какое счастье, что мы все-таки пришли в это чудесное место!
Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь окружали белоснежные массивные стены с ажурными башенками. Территория оказалась очень красивой, утопающей в роскошной зелени и цветниках, особенно впечатлили грациозные розы. Беленькие монастырские постройки прекрасно сочетались с архитектурным ансамблем обители. Мы попили очень вкусную святую водичку из резного колодца, зашли в деревянную часовенку, где перед образами теплились свечи. Гуляя по территории, дошли до ажурных Святых ворот. Маленькая желтая Введенская церковь реставрировалась, в ней располагалась церковная лавка. Я, конечно, купила образ Сергия Радонежского (ведь мы же были на его Родине, ходили по той же земле, по которой ступали ноги будущего преподобного!), свечу и нарядную открытку с видом монастыря. Очень понравился великолепный Троицкий собор – лаконичный, яркий, добрый, солнечный. Ярко-алый, с золотистой луковкой он очень нарядно смотрелся на фоне безоблачного голубого неба. Жаль, что колокольня была еще в лесах, но даже сквозь них мы увидели, какая это многоярусная торжественная красавица. В Троицком соборе шла служба. Прихожан было не очень много, приятно пели на хорах. Немного постояли, послушали, прониклись воскресным настроением. Я поставила свечку к образу преподобного Сергия Радонежского. Монастырь – настоящая сказка! Он такой позитивный, заряжает положительной энергетикой. Уходили, наполненные тихим счастьем, спокойствием, с улыбками и отличным настроением. Это такое чудесное место, какое счастье, что мы все-таки в него попали! И уже дорога не казалась такой утомительной, ласково светило солнышко, а я все шла и оглядывалась на монастырь-картинку, пока он не исчез за поворотом.
Решив выйти к вокзалу, мы свернули в какой-то лесок. Там я скинула туфли и пошла босиком (мои измученные ноги были не способны больше выносить оковы обуви). Не доходя до линии я упала на траву около какого-то забора с надписью «Запретная зона. Проход, проезд запрещены». Муж заботливо начал меня кормить бутербродами с сыром и помидорами. Предпоследний августовский день баловал летней жарой, вокруг зеленела густая трава, на душе было хорошо и ясно. Перекусив и немного восстановив силы, мы отправились дальше. Идти пешком до Богоявленского Авраамиева монастыря не решились, все же другой конец города, Куба. Поэтому слегка углубившись в центр города, сели на маршрутку и отправились исследовать оставшиеся достопримечательности города Ростова. Куда еще заведет нас летящий олень?
Церковь Козьмы и Дамиана. Перовский пер. Церковь святых Козьмы и Дамиана (Смоленской Божией Матери – название по главному престолу) была построена в 1775 году на месте бывшего Козьмодамианского монастыря. В 1926 году церковь была закрыта, из нее изъяли иконы и драгоценную утварь, с колокольни сбросили колокола. В здании храма в разное время располагались пионерский клуб, казарма, жили обычные люди, а потом и вовсе организовали приемный пункт стеклотары. К счастью, в 1995 г. храм святых бессребреников Козьмы и Дамиана передали верующим, был начат ремонт, а в 2004 году вновь возродилась приходская община.
Церковь Козьмы и Дамиана небольшая, белая, с маленькой голубой луковкой-главкой и резной колокольней. Она еще не очень хорошо отреставрирована, местами сквозь свежую штукатурку проглядывают старинные полуразрушенные кирпичи. На колокольне активно ведутся строительные работы, мы с замиранием сердца некоторое время понаблюдали за отважными высотниками. Страшно! А все-таки, как приятно, когда храмы восстанавливают! И хотя еще предстоит немало работ, в облике церкви Козьмы и Дамиана уже проступает провинциальное изящество, а сама она выглядит теплой, доброй и светлой.
Богоявленский Авраамиев монастырь. Ул. Желябовского, 32. Это один из древнейших монастырей земли Русской. Был основан архимандритом Авраамием в конце XI или в начале XII в. с целью распространения христианства в Ростовском крае на месте языческого храма идола Велеса – покровителя домашнего скота и богатства, попечителя торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Это был монастырь-крепость, построенный для укрепления города. Как водится, первые деревянные постройки обители сменили на каменные. Так, в 1553 г. по повелению Ивана Грозного в Богоявленском Авраамиевом монастыре была построена первая каменная церковь Богоявления. В середине XVII в. архимандритом Ионой Сысоевичем был возведен Введенский храм, а в конце XVII в. над западными воротами обители появилась Никольская церковь. Ко второй половине XVIII в. монастырь пришел в упадок. При восстановительных работах, производимых в XIX в., художественный облик монастыря резко изменился. Большой ущерб ансамблю обители был нанесен и в позднейший период, когда была разобрана монастырская ограда, часовня и многие другие его постройки. Сейчас восстановление идет очень медленными темпами.
Богоявленский Авраамиев монастырь располагался на другом конце города, на ул. Желябовского, что на Кубе. Куба – неофициальное название одного из районов города. Почему его так назвали, затрудняются ответить даже сами ростовчане. Есть мнение, что название пошло от «кубической» застройки этого района однотипными домами, а одна ростовская девушка объясняла мне когда-то, что «на Кубе» - значит где-то далеко, на краю города. Действительно, мы ехали-шли-кружили, пока не обнаружили какой-то завод. Я спросила дорогу у местного жителя. Язвительный старичок поправил меня: «Улица ЖелЯбовского – это вам туда». Отметив, что впредь в названии улицы следует делать ударение на букве «я», мы покорно последовали к указанному аборигеном тупику. Оказалась, искомая улица начинается у завода «Рольма». Проходная предприятия выглядела нормально, а вот корпуса с выбитыми стеклами не впечатлили. Но лишь только мы вышли на дорогу, вьющуюся вдоль забора завода, так почти сразу увидели монастырь.
Авраамиев монастырь – странное место. Когда-то здесь было древнее языческое капище, стоял идол, изображающий скотьего бога Велеса. Потом, получив божественное указание и жезл, святой Авраамий низверг им идола и основал на этом месте монастырь. Говорят, место это красивое, на берегу озеро Неро. Не знаю, не заметила. Все какие-то заросли, ковыль, среди пожухлой травы одиноко пасется корова. Да и около озера, к которому чуть позднее вышли мы, тоже виднелось запустение да банки-бутылки посередине временами притоптанной травы. Вошли в неказистую ограду, и я прямо замерла. До сих пор не знаю, почему это меня повергло в такой шок. Но как-то жутко выглядел контраст: новые купола на побеленных шейках и полуразрушенный корпус Богоявленского собора, сквозь отбитые кирпичи на стенах виднеются кустарники и деревца. Мы поднялись по лестнице в единственную действующую Никольскую надвратную церковь. У входа, где расположилась обычная церковная лавка, стояла черная крышка от гроба. За лавкой в церкви стоял гроб, а в нем черная ткань. Муж уверял меня, что домовина пустая, но все равно возникло какое-то неприятное чувство. Мы быстро вышли из церкви, и муж, совершенно не впечатлившись монастырем, отправился к озеру. Я же продолжила прогулку по монастырю. Бело-зеленая Никольская надвратная церковь выглядела наиболее отреставрированной, хотя верхняя ее часть (колокольня) стояла в лесах. Центральный Богоявленский собор, так неприятно поразивший меня при входе в обитель, находился только в начале работ. Массивный и тяжеловатый, с зелеными маковками, он выглядел усталым от времени и запустения. Введенскую церковь я вообще не сразу приняла за храм – такое полуразрушенное, жуткое здание, лишь новая крыша да голубая маковка одиноко сияют на солнце. Территория Богоявленского Авраамиева монастыря скудная, чахлые, редкие цветочки. Сколько еще дел здесь предстоит! Я обошла всю маленькую территорию обители, но так и не прониклась. Восприятие древности сильно подпортила громко звучащая попсовая песенка, доносившаяся из хозяйственных построек или даже келий. Правда, увидев, видимо, меня, ходящую по монастырю в шарфике на голове и с фотоаппаратом, музыку выключили. Еще неприятно поразило, что за центральным Богоявленским собором, на маленьком кладбище с древними могильными плитами, копали (раскапывали?) могилу…
Не чувствовалась здесь святости, благостности места, будто было оно пустое, лишенное света. Монастырь без души. В тот момент я подумала о том, что хоть и разбил чудесным жезлом Авраамий языческого идола, но даже через века не захотел покидать своего места скотий бог Велес. Православный монастырь оказался в упадке, и хоть восстанавливается, но с огромным трудом. Крепко держит свое место Велес.
Церковь Иоанна Богослова на Ишне. Построена в 1687 – 1689 гг. Примечательно (в продолжение к предыдущему рассказу о монастыре), что этот храм был построен на месте, где преподобному Авраамию явился Иоанн Богослов. Потрясающий по красоте образец деревянного зодчества. Резными орнаментами украшены окна, галереи, фасады. Церковь уникальная. Единственный деревянный храм, сохранившийся в Ярославской области. О церкви Иоанна Богослова на Ишне сложено много красивых легенд. Так, по одной из них, церковь никто никогда не рубил, а приплыла она по реке сразу такой, какая есть, и встала на понравившемся месте. Действительно, талантливый неизвестный мастер построил ее без единого гвоздя.
К огромному сожалению, в церковь Иоанна Богослова на Ишне мы не попали. Храм находится за городской чертой, а у нас уже не оставалось ни времени, ни сил. Хочется верить, что это ее мы видели, когда ехали из Борисоглебского в Ростов, но я могу ошибаться. Но в следующий свой приезд в этот замечательный город мы ее обязательно посетим. Да и вам советуем.
Продолжение следует...