Панямунское кладбище совсем небольшое — не больше полутора гектаров площади, но, тем не менее — это одно из самых интересных кладбищ города Каунаса.
В прошлом году на улице Вайдото даже указатель поставили, повествующий о главном постояльце сего некрополя — первом президенте Литвы — Александрасе Стульгинскисе. Хотя, со счетом у местных деятельней что-то не в порядке — как ни крути, а первым, все-таки, был Смятона.
Помимо сего президента, все главные действующие лица обозначены на памятном камне у входа
А вот, собственно и могилка самого президента
Видимо, обновленная в последнее время, ибо при власти советов я ее тут не замечал.
Само кладбище весьма ухожено, как и все кладбища страны. Литовцы, в этом плане люди весьма добропорядочныеи и всегда блюдут чистоту на могилке предков. Что делать довольно просто, ибо все предки, как правило лежат под одним камнем, на котором написана, часто, только общая фамилия.
Но главной примечательностью некрополиса все же является обилие традиционной литовской скульптуры. Чаще всего это сильно орнаментированные кресты
Часто даже очертаний креста практически не видно.Название креста по-литовски – крижюс (kryžius) происходит от польского – крзиж (krzyž) Иногда над крестом устанавливается своеобразная крыша,
Даже сейчас, спустя почти тысячу лет, после появления христианства в Литве, в крестах и алтарях Литвы можно заметить языческие мотивы.
Некогда, новообращенный в веру король Ягайло большое участие в христианизации страны. В каждой своей ежегодной поездке он лично просвещает свой народ, побуждая его изучать катехизис, богатыми подарками добиваясь заучивания молитв и религиозных истин. Предположительно, что в местах, где проповедовали король и епископы–миссионеры тотчас устанавливали кресты, которые постепенно трансформировались в часовни и церкви.,
Легкость, с которой литовцы приняли поклонение кресту в XV – XVI веках, на мой взгляд, объясняется двумя причинами:Одинаковое почитание как деревьев и рощ, так и прикрепленных к ним алтарей. Верно, что священные леса, представлявшие в глазах литовцев что-то вроде укрытия богов в основном были вырублены, однако уничтожение отдельно стоящих деревьев представляло большую трудность. Чтобы их спасти от уничтожения новообращенные могли сами прикреплять к деревьям символы христианской веры, не переставая между тем приносить к ним дары, освященные вековыми традициями. Духовенство в большинстве случаев колебалось перед принятием экстренных мер по выкорчевыванию из души народа культа поклонения священным деревьям.
Чтобы облегчить переход к христианской вере оно подталкивало людей к культу Христа и святых посредством картинок и маленьких алтарей, прибиваемых к священным деревьям.