Макарьевская пустынь (ботанический сад) – шторм – т/х Метель – Рабочеостровск – Кемь — Москва. Домой!
Вечером мы решили, что не поедем на экскурсию на Секирную гору, мы боялись не успеть на отход теплохода в 16-00. Если вчера не пришли катера на Заяцкий остров, то пойдут ли автобусы? В нас закралось сомнение.
Утром мы встали, попрощались с хозяевами гостиницы и поблагодарили их. Мы решили пойти в ботанический сад (Макарьевскую пустынь), а там видно будет.
Дорога на ботанический сад широкая, хорошая. Нужно пройти мимо указателя на Филипповские садки и указателя на лодочную станцию. Вскоре будет поворот вправо, там тоже есть указатель на ботанический сад. Идя по дороге, мы заметили, что сильно стемнело. В небе стало образовываться что-то невероятное!!!
Начиналась гроза!
Когда мы пришли в ботанический сад начался дождь. Охранник на входе сказал, что сад еще не работает. Но пустил нас, сказал на выходе уже можно купить билет.
Макариевская пустынь находится на берегу озера Нижний Перт в очень живописном месте. Устроил ее настоятель монастыря архимандрит Макарий. Вначале здесь была только небольшая деревянная часовня и «две отдельно стоящие пустынные кельи. В 1854 году на горе, вскоре получившей название Александровской, была построена и освящена Александро-Невская часовня в память о событиях Крымской войны.
В 1859-1862 годах на возвышении был построен двухэтажный дом с мезонином и балконом — «дача архимандрита».
В 1894-1899 годах сооружен валунный ледник для хранения съестных припасов.
Вообще такие ледники встречаются на острове. Есть такой на Сельдяном мысу.
За крестильней у Святого озера.
Вскоре здесь возникли огороды. На укрепленных валунами террасах были посажены деревья и цветы. Так в 150 верстах от Полярного круга монахи устроили цветущий сад.
Во время СЛОНа в Макариевской пустыни поселилось начальство Соловецкого лагеря. Сотрудниками Соловецкого общества краеведения акклиматизировано более 25 новых видов растений. После закрытия лагеря сад был в запустении, в 1959 году передан школе, а в 1974 году территория пустыни перешла к Соловецкому государственному историко-архитектурному и природному музею-заповеднику. С 1981 года он получил статус Ботанического сада. Здесь очень красиво, особенно если учесть, что это один из самых северных ботанических садов в России.
Интересно, что в саду есть метеостанция.
В ботсаду нас накрыл ливень, побродив по саду, мы рассчитались на выходе. Билет взрослый стоит 180 рублей, для пенсионеров – 100 рублей.
Выйдя на дорогу, мы увидели, что она залита огромными лужами, мы хотели попробовать дойти до Секирной горы пешком, мне очень хотелось увидеть единственную в мире церковь-маяк (издалека мы видели её, когда подходили на теплоходе к Соловкам). До Секирной горы от Кремля около 13 километров, от ботанического сада, наверное, больше восьми. По такой дороге идти было рискованно (время поджимало), поэтому мы решили оставить эту идею. По дороге мы дошли до станции озерно-канальной системы.
Очень красивое место, но уже изрядно замусоренное «туристами». А ведь это питьевой канал! Всегда поражаюсь такому отношению к природе.
Небо стало заметно чернеть и мы пошли обратно. До поселка было примерно километров семь. Пока мы шли, снова пролил дождь. Мы уже выходили из леса и увидели море, в районе Тамариного причала. Что было над ним!!! Небо было черно-синим и слилось с морем, в небе на весь горизонт протянулась белая полоса (видимо это был теплый воздух). Эта полоса двигалась на остров с невероятной скоростью. Задул дикий ветер. Я, «ошалев», побежала все это фотографировать. Такого нигде я еще не видела! Пока мы двигались от Тамариного причала к Кремлю. Это белое облако пронеслось над Кремлем и над нашими головами куда-то за остров.
Сразу же после этого начался дождь. Он был ледяным. Шел он довольно долго, температура сильно упала, градусов до семи. Мы пошли к морю за Батарейный мыс, и начали бродить в полосе отлива.
Было ощущение, что в море кто-то открыл морозилку, и ветер из нее поступает на берег. Купаться расхотелось. Мы подумали о том, что нам сегодня нужно возвращаться в Рабочеостровск, испугались, вдруг теплоход не сможет пойти из-за шторма.
Когда мы возвращались с моря в посёлок начало проглядывать солнце. Я читала про переменчивую погоду Соловецкого архипелага, что она может измениться буквально за несколько минут. Нам посчастливилось это увидеть воочию. На Сельдяном мысу мы еще побродили в морском музее.
Вышло солнце, и день разъяснился. Шторма как не бывало. Наш теплоход пришел во время. «Метель-4» небольшое уютное судно (ну и народу в него набилось!) доставил нас ровно за 2 часа в Порт. Соловки выпустили нас…
В колонке на выходе из порта мы набрали воды. Примерно в половину седьмого сели в автобус № 1 и уехали в Кемь. В Кеми купили продукты для поезда, пошли в заранее найденную гостиницу «Кузова», переночевали, а утром сели в поезд до Москвы. На вокзале приветливые общительные бабушки продавали много ягоды (чернику и морошку).
С попутчиками нам снова повезло, и замелькали за окном озера, леса, снова озёра, озёра! Вот и вдоль Беломорканала проехали, и Онежское озеро осталось позади.
30 июля мы приехали в душную многолюдную Москву, как-то день быстро прошел и вот уже вечер и самолет из Внуково несет нас домой!
До свиданья Русский Север! До свиданья Белое море! Спасибо за всё увиденное (и не увиденное тоже). Еще одно путешествие подошло к завершению, останутся в памяти величие и строгость храмов, чистота лесного воздуха, запах моря, много много воспоминаний и негаснущий свет белых ночей…