Окончание шестого дня. Водопад Верингсфоссен, высокогорная плотина, отель в горах
Продолжаю описание турпоездки по Норвегии. Начало здесь.
Автобус опять мчит нас по дорогам Норвегии. После Бергена нам осталось, собственно говоря, только доехать до Осло, но одним махом это не получится, поэтому будет еще одна ночёвка. Наш маршрут качает нас как на качелях: взмах – город, новый взмах – природа, еще один взмах – снова город, и так далее. Сейчас у нас идёт природа в полном соответствии с очередным взмахом качелей. И ночёвка будет на природе.
Переправляемся на пароме, видим недавно построенный мост — изящный, однопролётный.
Останавливаемся у водопада Верингсфоссен (Vøringsfossen). Говорят, что он знаменит; может быть. Он падает в глубокое ущелье, высота падения 145 метров. Видимо, мы уже пресытились водопадами, потому что этот водопад как-то не впечатлил. К тому же толком его увидеть затруднительно, мешает скала. Наверно, есть более выигрышные точки, чтобы его рассмотреть, но они где-то не тут. Ущелье очень узкое и глубокое, оно впечатляет больше. Правда, мало времени, чтобы его рассмотреть. По краю ущелья предусмотрительно сделаны перила, а от мест, где не сделаны, лучше держаться подальше. Тут был случай, как водитель одного туристического автобуса неосторожно подошел к краю, земля под ним поехала, и он упал в ущелье. Понятно, что он погиб.
Неизменный магазин сувениров под травяной крышей, возле него тролль нестандартной наружности, несколько потрёпанный.
Едем дальше. Нам сегодня нужно попасть в высокогорную горнолыжную деревню Гейло, где стоит гостеприимный отель, готовый принять нас под свой кров. Мы поднимаемся в горы и едем по плоскогорью.
Все знают из школьных уроков географии, что природные зоны в северном полушарии меняются от тропиков до тундры при движении к северу, а в горах они меняются от подножья к вершине. Мы заехали так высоко, что оказались в лесотундре. Едем по плоскогорью среди камней, мхов, лишайников, скудной травы и невысоких кривых берёз. И даже здесь, в этих неуютных местах, стоят домики. Руслан в своё время сказал, что норвежцы отчасти сами живут в подобных уединенных домах в горах, отчасти сдают их туристам.
По пути заезжаем к плотине, зачем-то построенной на высокогорном озере Sysenvatnet. Руслан сообщил, что сюда в принципе туристов возить нельзя, потому что не соблюдено какое-то формальное условие, но у нас водитель-швед, и он может нарушить запрет. Водитель-норвежец просто сказал бы: "Нельзя – значит, нельзя", — и точка, а швед не такой формалист. Причина запрета в том, что тут мало места для туристических автобусов, но для одного автобуса места более чем достаточно, и мы ничем не рискуем. Таким образом, благодаря случайному обстоятельству, что нам достался водитель-швед, мы получили возможность посмотреть на высокогорное озеро с плотиной.
Здесь дует неожиданно холодный пронизывающий ветер, он чуть ли не валит с ног. Видно, ему тут на плоскогорье есть где разгуляться, но откуда он берётся? Что заставляет воздух двигаться? Непонятно. Или это такой микроклимат возле плотины? Но неважно. Выходим, бежим к плотине. По верху идет ровная широкая тропа, по ней кое-кто проходит до конца невзирая на ветер. Ну и ветер! При всём желании тут не задержишься подольше. Скорее в автобус, в его уютное тепло!
Еще небольшая остановка. Руслан показывает "лунный пейзаж", где и кривых берёзок уже нет, одни камни да мох. Правда, тут есть озеро, так что пейзаж всё-таки не вполне лунный, на Луне озёр нет. Тут нас опять слегка поливает дождик. Как всё-таки быстро меняется погода в Норвегии! На плотине светило солнце, а тут уже дождь!
Еще час пути, и мы в отеле. Отель находится на горнолыжном курорте Гейло. Когда я слышу слова "горнолыжный курорт", мне представляются высокие заснеженные горы, среди которых приютился отель и всякая курортная инфраструктура. Наш отель стоит в уединенном месте, но гор поблизости не просматривается. Вот этот холм, разве он может считаться горой? Горы мы уже повидали, они большие, знаете ли, и высокие. Где же тут горнолыжники спускаются с гор? Непонятно.
Но с этим пусть разбираются горнолыжники. А отель приятен глазу как снаружи, так и изнутри. В холле стоят старинные деревянные шкафы с узорами, в обстановке есть лёгкий налёт старины, хотя вообще тут царит атмосфера сегодняшнего дня. Он чем-то напоминает тот семейный отель на фьорде, но всё-таки это не он. Тому семейному отелю конкурентов нет, это был лучший отель на нашем маршруте.
Мне достаётся номер на первом этаже с видом на зеленую лужайку. Непривычно, у меня еще ни разу не было номера на первом этаже.
В этом отеле у нас ужин, второй запланированный ужин на нашем маршруте. Он тоже организован как шведский стол, тоже разнообразен и изобилен. Глаза разбегаются, прямо не знаешь, что взять. Жаль, что всё попробовать невозможно. Желудок – это такой ограничитель, против которого не попрёшь.
Рядом с нами ужинают китайцы. Китайцы на наших туристских путях – это отдельный разговор. Их сразу замечаешь, и не столько из-за наружности, сколько из-за того, что они ходят вместе, всегда оживлены и громко разговаривают. А главное, они обожают фотографироваться на фоне всего, что им встречается, – возле отеля, возле памятника, столба, клумбы, тумбы, кустика, и еще вот этого кустика, и еще возле вот этой штуки, которая неизвестно что означает, но что-то означает, коли она тут есть.
Когда я вышла из отеля погулять, что у меня означает поснимать, у них уже вовсю шли фотосессии. Снимаемся по одному, снимаемся группой, потом другой группой, потом еще по одному. Я выбрала точку для съёмки и встала в надежде, что это когда-нибудь кончится. Должна же и я сделать свой законный снимок этого отеля! Да, это в конце концов кончилось; то есть я не знаю, кончилось ли, но всё-таки настал момент, когда в кадре народу стало поменьше, и я сделала свой снимок. Иногда фотографу больше всего бывает нужно терпение.
Но был у них один пожилой китаец, который фотографировал не себя, а окружающий мир. Мы встретились с ним на одной из точек, которую одновременно выбрали для съемки, и понимающе улыбнулись друг другу. Когда мы точно так же встретились на другой точке съемки, улыбки было уже недостаточно, и он спросил меня о чем-то по-английски, с большим усилием выговаривая слова чужого языка. Я смогла разобрать только слово from, и решила, что он спрашивает, откуда я. Ну, фразу по-английски "I am from Russia" я хорошо знаю и я ее произнесла. Вернее, я произнесла "Ай эм фром Раша", — почувствуйте разницу. Китаец выслушал меня и как-то задумался. Может, он не знает слова "Russia", особенно в моем специфическом исполнении? Я добавила: "Москоу". Уж не знаю, понял ли он меня. Задним числом я подумала: может, стоило сказать по-простому, по-русски "Россия, Москва"? Может, это ближе китайскому уху? Но я не догадалась это сделать.
В свою очередь я спросила, откуда он, хотя это и без того было понятно. Он сказал: "I am from…" – и было видно, что язык с трудом ворочается во рту, непривычный к таким звукам. Слово "China" ему давалось еще труднее, но наконец он его одолел, хотя я скорее догадалась, чем разобрала его. "Чина", — сказала я полувопросительно-полуутвердительно. Он кивнул. На этом мы разошлись, полностью исчерпав возможности коммуникации. Славный китаец, родственная душа. Я прониклась к нему симпатией.
Европейцы, наверно, уже переросли детскую болезнь запечатления себя на фоне всего и вся, хотя пока не все и не совсем, а китайцам, видимо, это ещё предстоит. К тому же в Европе для них всё необычно, всё не так, как у себя дома. Они всему удивляются, на всё реагируют с детской непосредственностью. Может быть, мы так же вели бы себя в Китае, как знать. В Китае всё такое непонятное, удивительное, везде иероглифы вместо букв и куда идти, неизвестно, если оторвешься от своих, поэтому ходить можно только вместе.
Я всё это вполне понимаю, но вот в Осло они меня стали реально доставать. Куда ни придешь, они уже тут и снимаются, а если придешь и их нет, значит, вот-вот появятся. Но об этом речь впереди.
В тот вечер в Гейло шёл дождь. Небольшой дождь, временами устававший идти – он вёл себя по-божески. Я отсняла всё, что тут заслуживало съемок, и решила повторить то же самое утром, если вдруг погода будет получше. А вдруг вообще выглянет солнце? Бывают же на свете такие чудеса, почему нет?
Седьмой день. Дорога в Осло
Нет, чудес не бывает. Наутро погода раздождливилась окончательно, и я даже не пошла на улицу. Хорошо, что вчера всё отсняла, не надеясь на завтрашний день.
У нашего водителя сегодня выходной. Пошёл седьмой день, как он работает, и по закону ему положен выходной. В конечном счете, отдых водителя — это забота о тех, кто едет в его автобусе, поэтому такие законы можно только приветствовать. Во исполнение этого закона ему на смену сюда приехал на машине другой водитель, а наш водитель поедет в Осло на его машине. То есть он фактически будет не отдыхать, а тоже ехать, хотя и не будет вести автобус с пассажирами. Такая рокировка не очень понятна – в чем тогда, собственно говоря, заключается отдых? Ну да, легковую машину вести легче, ну и что? Странно.
Итак — едем. Сегодня исключительно дождливый день, дождь идет не переставая. Делаем по дороге одну остановку на автозаправке возле озера. Озеро, оставшееся безымянным, стало последним из всех, какие мы видели в Норвегии. В 12 часов под звуки дождя, который сегодня решил ударно потрудиться, мы прибыли в Осло.
Здесь мы сразу оказались на обзорной экскурсии, а в три часа заселились в отель. На этом, собственно говоря, наша поездка по Норвегии закончилась. Завтра в десять утра наша группа отправляется в аэропорт, а я остаюсь здесь ещё на четыре дня. Про Осло у меня будет отдельный большой разговор.
Итоги поездки
И пока впечатления от Осло не заслонили впечатления от поездки по стране, надо подвести её итоги. Что сказать? Поездка явно удалась. Маршрут прекрасный, автобус великолепный, водитель-швед выше всяких похвал. Про Руслана я уже и не говорю. Он говорил, что этот маршрут у него вроде хобби, он на нём отдыхает, а то всё по городам да городам.
Кстати говоря, в автобусе нас было всего 25 человек, не считая Руслана и водителя. Многие, в том числе и автор этих строк, комфортно разместились на двух сиденьях в конце автобуса, хотя автобус и без того просторный. Турфирма, от которой я ехала, не занимается мелочной экономией. У нее и автобусы местные норвежские, и водители тоже местные, хотя это обходится дороже. И туры, да, получаются дороже, но оно того стоит.
А что касается норвежской погоды, то всё-таки нам с ней скорее повезло, чем не повезло. Однозначно сказать, что повезло, наверно, нельзя, потому что как ни крути, а солнечную Норвегию она нам не предоставила. Когда смотришь в интернете безмятежно солнечные фотографии с синим небом и белыми облаками, просто не верится, что такое может быть. Однажды я спросила Руслана, как вообще обстоят дела со здешней погодой? Может, она специально для нас расстаралась выдать побольше облаков и частенько поливала дождиком? "Да нет, — ответил он, — Погода обычно такая и есть. Вот разве что в августе бывает лучше". Вот так! А я-то приурочила свою поездку ко времени летнего солнцестояния! Я надеялась увидеть норвежские белые ночи и вообще насладиться длинными летними днями. На поверку вышло, что длинные дни и белые ночи скрадывались облаками и пасмурной погодой, и как-то я их не прочувствовала. Вот знать бы заранее, что на самом деле лучше всего в Норвегию ехать в августе! Хотя в августе тоже никто ничего не гарантирует, но есть какой-то шанс.
Ну, а наше везение заключалось в том, что дожди нам не докучали в те важные моменты, когда мы плыли по фьордам и ходили к леднику. Могу себе представить, каково плыть по фьорду, когда на тебя льётся дождь! Мокрая палуба, ветер, от воды не укрыться даже под зонтом. Нет, спасибо и еще раз спасибо туристическому богу, что избавил нас от этого! Спасибо также и за то, что во время прогулки к леднику было сухо, тихо и даже проглядывало солнце! Надо ли желать большего? Опыт показывает, что не стоит. Кто получает на блюдечке с голубой каёмочкой безмятежное норвежское солнце, тот должен понимать, что вытащил счастливый билет. Ему надо попробовать играть в спортлото, он наверняка выиграет миллион.
И что из этого следует? А ничего не следует. Какая бы ни была погода, а Норвегия всё равно возьмёт в плен и не отпустит. Как она это делает, одному богу известно. Проходят дни, недели, а у меня перед глазами горы, леса, водоёмы, маленькие темно-красные домики на склонах и бесконечно разнообразные облака, в которые я прямо-таки влюбилась. Я очень хорошо понимаю тех, кто, однажды побывав в Норвегии, возвращается сюда снова и снова. И я впервые не говорю себе, что жаль, конечно, но скорее всего снова побывать здесь не получится, ведь мир так велик, а времени так мало! Я оставляю этот вопрос открытым. Может быть, я и впрямь когда-нибудь приеду сюда ещё раз, чем чёрт не шутит!
Продолжение следует.
Все материалы поездки находятся в дневнике Норвежский альбом.