Цфат – город многогранный. Город веры и каббалы. Город неба. Город, в котором вольно дышится и хорошо думается. И гуляется.
Сначала я думала, что художники приехали сюда после 1948-го года и заселили оставленные арабами дома. Но оказалось, что я ошибалась. «После пяти лет проведенных в Париже, художник поселился в Цфате» прочитала я в Википедии. Меняются фамилии, годы, проведенные в Париже и год приезда в Цфат. Шеми Менахем, Френкель-Френель (кстати, эти двое учились в Одесской художественной школе), Моше Кастель, приехали сюда раньше. Впрочем, чему удивляться, город радует глаз.
Прогулка по кварталу художников, галереям Кирият а-Оманим может занять три часа, а может и целый день.
Начну я с крытой галерейной улицы. Именно по ней проходят все туристы, без исключения. Пройдем и мы, ведь это – квинтэссенция города. Идти, разглядывать, изучать и покупать – одно удовольствие. Впрочем, насчет покупать я, пожалуй, погорячилась. Покупать картины стоит в маленьких галереях в самом квартале. И цены поменьше, и работы получше. А вот украшения и иудаику прямо тут. Какие работы! Мечта и сказка. Фотографировать не везде разрешают. И это понятно: сфотографированное может быть повторено. Но какие там штучки!
Вот смотрю я на пару подсвечников и не могу глаз отвести. Если бы не стоили так дорого, честное слово, купила бы. Вот только на эти деньги можно неделю — другую путешествовать.
А вот теперь мы проходим вглубь квартала. Здесь много маленьких на вид галерей.
Вот, например, зашли мы с Эммой в маленькую галерею, состоящую из одной комнаты. И скульптуры вроде не очень. В общем, на первый взгляд – ничего особенного. Зашли, посмотрели и уже хотели выйти, но подруга загляделась на какую-то фигурку, а я ринулась фотографировать дверь. А тут художник и говорит: хотите пройти дальше? Что за вопрос! Конечно, хотим! По лесенке спускаемся во дворик. Дворик на этаж ниже, чем домик, но за ним еще дом. Продолжение галереи; большие комнаты. Слева несколько комнат уровнем ниже, справа пара комнат на уровень выше. И картины, картины…
На любой вкус и цвет. В общем, такой большой и разветвленной галереи я давно не видела. Эмма оказалась решительнее меня. Пока не купила картину, мы из галереи не вышли.
Когда галереи закрылись, мы просто кружили по улицам. Кружили, это, пожалуй, сильно сказано. Город расположен на террасах, так что ходим , в основном по относительно прямой улице, или, по лесенкам, с одного уровня на другой.
Нашли музей Френкель-Френеля, решили зайти сюда завтра утром. Утром, увы, он тоже был закрыт. Так же бесполезно искали музей кукол Милы Розенфельд. Уже дома, в поисках информации, куда он переехал, обнаружила, сколько было сделано для сохранения музея. Сейчас ему ищут новое помещение.
Но это позже, уже в гостинице, а пока мы продолжаем гулять. Набрели на симпатичный ресторанчик. А при нем тоже галерея. Дошли до мечети. И там галереи.
Сюда мы тоже вернулись утром. Часть мастерских и выставочный зал были открыты. Остальные открываются, когда хозяин захочет. Например, с полвторого до четырех.
Особенно мне понравилось, что во многих мастерских люди работают, пока нет покупателей.
В больших галереях этого нет, а вот в маленьких...
Вот это галерея Маши. Машины выставки прошли с успехом и в Европе, и в Америке. Создательница этих картин должна подойти позже, а пока тут продает картины владелец здания.
Он нам показал работы, рассказал о выставках и достижениях художницы. Потом разговор перешел на дом и мы услышали много интересного из серии "как это было"
"Когда ушли англичане, мы уже думали, нам хана! Вот отсюда стреляли и вот оттуда. Практически, из каждого дома. И только и ждали, когда британские солдаты уйдут.
Правда, англичане предложили вывезти евреев из города. И даже пригнали автобусы.
Но какой же еврей уедет в пятницу от своей синагоги? Мой отец отказался.
И был вечер, и было утро. А утром в субботу оказалось, что в Цфат пробрался отряд Пальмаха. 35 уставших ребят, которые прошли ночью по ущельям, в обход арабских деревень.
Весь день мы насыпали мешки песком. Несмотря на субботу, вся община во главе с раввинами строила укрепления.
Оружия у ребят было мало. Зато был "Давидка". Стрелял он не то чтобы эффективно, но шуму было много. А когда на следующее утро пошел сильный дождь…
Арабы решили, что это атомная бомба и повторение смертоносного дождя Хиросимы и в страхе бежали. Впрочем, их можно понять: дождь летом…
Израильское правительство объявило месячный срок для предъявления прав на недвижимость, но никто так и не вернулся. Тогда мы и купили этот дом…
В общем, вытащила я Эмму из галереи, пока она не купила еще картины и мы завершили круг, подойдя снова на улицу – галерею. А там уже еврейский квартал.
И вновь — всерастворяющий покой
Над вечностью библейскою, заклятой.
И сквозь стеклянный, неподвижный зной,
Мне слышен Бог, склонившийся над Цфатом.
(Довид Кнут)