Предыдущая заметка здесь turbina.ru/authors/acvazul-V2…
В прошлый раз мы проспали остановку в Бахчисарае и уехали гулять по Севастополю.http://turbina.ru/authors/acvazul-V2…
На этот раз решено было посетить Бахчисарай наверняка, поэтому купили экскурсию.
Три дороги ведут в Бахчисарай. С Южного берега можно проехать через Ай-Петринский перевал и село Соколиное по знаменитой Кокозской долине, славящейся как одно из красивейших мест горного Крыма. Это самая длинная (78 километров) и трудная дорога с крутыми подъемами и спусками, с множеством поворотов.
Вторая дорога — из города-героя Севастополя — проходит по нижней части долины реки Бельбек, изобилующей фруктовыми садами и виноградниками. Вариант этого пути — от Северной стороны Севастополя по долине реки Качи мимо многочисленных селений.
Третья дорога — из Симферополя — позволяет проследить постепенный переход от степи к возвышенностям Внешней и Внутренней гряды Крымских гор. Она самая короткая (30 километров), по ней едет большинство туристов. Ей мы и отдали предпочтение.
Легенда о происхождении Бахчисарая
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов. Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-Су, Верхушки деревьев, позолоченные заходящим Солнцев, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.
Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-Су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Еe преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу- и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве , освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.
Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость , сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто в ней одолеет: золотоордынцы – турок или турки – золотоордынцев ? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее …
Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая приобрела гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.
Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще живут, как эта змея…
Он вскочил на коня и помчался в крепость . Рассказал отцу ,что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а самого загнал в крепость на крутой скале.
На том месте , где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец.
Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей, хан велел высечь на дворцовом гербе.
Бахчисарай (Бакче-сарай) — в переводе — дворец в саду, город в саду — бывшая резиденция крымских ханов Гиреев, правивших ханством весь период его существования, более 350 лет, с 1420 по 1783 г.
На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI в. среди них было три основных: город-крепость Кырк-Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут-Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк-Ера и селение Эски-Юрт при выходе из долины. После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) город стал столицей Крымского ханства. В средние века Бахчисарай был крупным торговым и ремесленническим центром Крыма.
Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в 2 км от Салачика, назвав ее Бахчисараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город.
В середине XVII века Бахчисарай состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 50-е годы.
В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих.
После присоединения Крыма к России — заштатный городок Симферопольского уезда, ныне центр большого сельскохозяйственного района.
Современный Бахчисарай состоит из трёх примерно равных по площади частей: Старого города, Нового города и новых кварталов (5-й, 6-й и 7-й микрорайоны). Старый город расположен в узкой долине реки Чурук-Су, для него характерна сохранившаяся со средних веков традиционная планировка (узкие кривые улицы) и традиционные крымско-татарские дома. Новым городом называют кварталы, построенные после Великой Отечественной войны. В этом районе, вытянутом вдоль железной дороги и автомобильного шоссе Симферополь-Севастополь, преобладают частные «переселенческие» дома и блочные пятиэтажки-"хрущёвки". Третья часть города построена 1990-е годы крымскими татарами, вернувшимися из мест депортации.
Бахчисарай — город экскурсионный: почти каждый, кто приезжает в Крым, считает необходимым для себя побывать в бывшей столице Крымского ханства, о котором так много наслышаны мы еще со школьной скамьи, посетить Хан-сарай — Ханский дворец, тот самый, откуда «повелитель двух материков и властитель двух морей» отправлял в очередной злой набег свое войско и за высокими стенами которого кипели страсти: где, «ревностью дыша», страдала гордая Зарема, и, «в неволе тихо увядая», тосковала юная Мария, где, не умолкая никогда, «журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами...»
Это знаменитый "Бахчисарайский Фонтан" А.С.Пушкина.
Пушкин с семьёй генерала Раевского посетил Ханский дворец в Бахчисарае 7 сентября 1820 года. В его письме к Дельвигу находим следующее описание:
"В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище".
Предыстория поэмы следующая:
Страсти в ханском гареме. Одна из наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Керим разлюбил её ради дочери шляхтича, Марии. Эта девушка, похищенная из отцовского дома во время одного из татарских набегов, всё время проводит в молитвах Богородице. Она предпочитает смерть участи наложницы иноверца. Ночью Зарема проникает в комнату Марии и пытается угрозами убедить её отступиться от хана.
Вскоре после того Мария умерла, а Зарему утопили: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье!» Хан покидает гарем и, чтобы забыться, уезжает на войну.
По возвращении он повелевает воздвигнуть во дворце в память о Марии водомёт, который нарекут «фонтаном слёз».
Согласно легенде, фонтан должен был выразить те горестные чувства, в которых находился Крым Гирей после гибели Диляры. Тогда скульптор после долгих раздумий сотворил «Фонтан слёз», где мраморный цветок напоминает и олицетворяет глаз, роняющий слезы. Слезы горечи наполняют чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит боль, и она утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша).
И так продолжается всю жизнь – боль утихает и наоборот – пока человек не закончит свой жизненный путь и не приблизится к вечности (символом вечности считается спираль у подножия фонтана).
Вот несколько строк из стихотворения А.С. Пушкина «Фонтану бахчисарайского дворца»:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль …
С того времени и до сих пор работники каждый день приносят две свежесрезанные розы и кладут в верхнюю чашу знаменитого фонтана.
Бахчисарайский Ханский Дворец был заложен Сахибом I Гераем в 1532 г. Однако этот дворец был не единственной ханской резиденцией. На Крымском полуострове существовало еще пять малых дворцов хана: дворец Девлет-Сарай, дворцы Улаклы-Сарай, Алма-Сарай, Качи-Сарай, Сюйрень-Сарай. Но это всё были второстепенные резиденции, а основной всегда был Бахчисарай.
Одним из удивительных сооружений в Бахчисарайском дворце является портал Демир-Капу, что в переводе означает «железная дверь».
Портал имеет внушительные размеры и представляет собой металлическую дверь, украшенную красивыми восточными орнаментами, а так же расположенную чуть выше двери превосходную арку, оформленную в виде изящных завитков.
Создатель портала – талантливый итальянский зодчий Алевиз (прозванный на Руси Фрязиным Новым), следовавший в Москву по приглашению Ивана III. Хан Менгли-Гирей задержал мастера и его сопровождение у себя во дворце, и около года итальянец провел в Крыму, работая над украшением ханского дворца.
Портал Алевиза, или Демир-Капу (Железная дверь), – настоящая архитектурная изюминка Бахчисарайского дворца. Он украшен орнаментом, характерным для итальянского искусства эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), а также восточным геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников.
Над дверью – арка, расписанная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, – велеречивая надпись: «Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах». В середине надписи – родовая тамга династии Гиреев, а под нею – еще одна, столь же панегирическая надпись: «Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакандвух морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году» (1503).
Через эту дверь послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану.
Одним из любимых мест хана, где он проводил много свободного времени, покуривая кальян или встречаясь со своими советниками, была летняя беседка, которой дали название «Альгамбра». Беседку украшают цветные витражные окна, расположенные по всему периметру, а в центральной части беседки находится фонтан с бассейном в форме квадрата.
Летняя беседка, где вдоль стен стояли мягкие диваны, убранные красивыми расписными коврами и подушками.
А из окон летней комнаты простирается прекрасный вид на розы.
Из летней террасы мы попали в молитвенную комнату (мечеть), где за стеклянной витриной, в развёрнутом виде лежал Коран – святая книга мусульман.
После экскурсовод поведала нам, что хан приходил в эту комнату 5 раз в день, именно сколько раз должен молиться настоящий мусульманин.
Также мусульманин должен предстать перед аллахом, не только чистым душой, но и телом.
Поэтому перед обрядом хан умывал лицо, руки, ноги и другие части тела в Золотом фонтане, находившемся при входе в мечеть.
В противном случае, это был большой грех обращаться к аллаху «грязным».
Главный объект в мечети – это михраб, ниша в стене здания.
Михраб был обращен к священному городу Ислама – Мекке.
Большая мечеть Хан-Джами.
Выполняющая в настоящий момент свое религиозное предназначение Большая Ханская мечеть, расположенная слева от Северных ворот, на своем веку пережила немало невзгод. Построенная в 1532 году, через два столетия она была уничтожена пожаром. Но ее значение было столь велико, что уже через четыре года в 1740 году Хан-Джами была заново отстроенная Селяметом ІІ Гиреем (1691-1751), о чем сохранилась памятная надпись на ее стене над главным входом.
Минареты возвышающиеся над прямоугольным зданием мечети, венчаемыми мусульманскими символами трех миров — бусины нанизанные на ось земли с полумесяцем у вершины, сложены из каменных глыб, скрепленных свинцом.
Рядом с Хан-Джами находится фамильное кладбище бывших повелителей Крыма – Гиреев с великолепными надгробиями (их более 100) и двумя мавзолеями (дюрбе) XVI и XVIII вв.
Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати.
Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские – подобием феса (плоской шапочки).
На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Тексты эпитафий представляют собой настоящие образцы крымскотатарской поэзии: поэты воспевают подвиги погибших воинов или красоту умерших женщин, говорят о тщете мира земного.
Во дворце обсуждение всех главных вопросов и принятие важных решений проходило в зале совета и суда (зал Дивана).
Диван – совещательное собрание при восточных правителях, занимающееся законодательной и судебной деятельностью.
Именно в этом зале хан и его сановники собирались для обсуждения важнейших государственных дел, вели судебные процессы, разбирали претензии и споры, изучали различные жалобы. Диван обладал реальной властью в Крымском ханстве, без согласия своих старейшин хан не принимал важных решений.
Когда по каким-то причинам хан не хотел присутствовать на совете, он мог слышать происходящее из специальной потайной узкой комнаты, которая располагалась вдоль стены над входом в зал заседания.
Гарем (крымскотат. Arem) размещался в четырёх больших зданиях.
Здесь проживали жены и наложницы хана.По закону хан (как и любой мусульманин) мог иметь четырех законных жен и неограниченное количество так называемых одалисок – наложниц (в отличие от жен, они не имели никаких прав и содержались отдельно от членов ханской семьи).
«Гарем» в переводе с арабского – «запретное». Согласно законам шариата, женщинам в мусульманских семьях запрещалось общаться с посторонними людьми без разрешения мужа. Поэтому они проживали в отдельных помещениях, соблюдая хиджаб (затворничество).
Как уживалось столько женщин на ограниченной территории гарема – загадка...
Непонятно также, куда они все девались, когда одного хана сменял другой.
Можно осмотреть три комнаты гарема и характерные предметы быта той эпохи:
ковры, мангал, шкатулки, подсвечники, кальян, курильница, музыкальные инструменты....
Ханский гарем состоял из четырех больших корпусов, к концу XVIII века насчитывавших в общей сложности 73 комнаты. Доступ на женскую половину дворца был разрешен только самому хану, его сыновьям и, разумеется, евнухам – гаремной охране и прислуге.
К приезду во дворец Александра I в 1818 году были снесены три обветшалых здания (70 комнат).
Сохранились только трёхкомнатный флигель и беседка, которые дошли до наших дней. Здание флигеля впоследствии было отреставрировано, а на его широкой террасе для обзора туристами выставлены балконы.Во флигеле воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского дома XVII—XIX веков: комнаты «Буфетная», «Жилая» и «Гостиная».
Гарем обнесён стенами из камня, высота которых достигает восьми метров.
Над южной стеной гарема возвышается Соколиная башня.
Свое название она получила потому, что, по преданию, здесь содержались ханские охотничьи соколы. Нижний этаж башни каменный, верхний же выполнен из дерева, на нем находится небольшая смотровая площадка, с которой ханские жены и сестры, скрытые от посторонних глаз деревянными решетками, могли наблюдать за тем, что происходило на дворцовом дворе.
О истории и современност крымско-татарского народа я уже писал здесьturbina.ru/authors/acvazul-V2… В помещениях дворца также расположен музей истории и культуры этого народа.
Кухонная посуда.
Одежда и обувь крымских татар.
Обратите внимание на подошву дамской обуви. Такая подошва и каблуки придуманы чтобы защитить ноги от грязи на улицах ханской столицы. Меха.
Люди и ремесла.
Комната татарской невесты.
И жены.
Крестьянский татарский быт.
А здесь мы наблюдали татарскую свадьбу прямо у Дворца.
И напоследок пара фото аутентичного крымско-татарского города Бахчисарай.
Продолжение о культуре и архитектуре крымских татар следует. turbina.ru/authors/acvazul-V2…