Предыдущая заметка здесь Западный Крым. Евпатория. Караимская улица. Синагога
Продолжаем знакомство со средневековым Гезлевым (Евпаторией).
Одун Базар Къапусы — ворота Дровяного базара, которые были наиболее крупными из пяти ворот крымско-татарского города Гезлева. Ворота находились в восточной, торгово–ремесленной части крепости. Ширина Кезлевских ворот составляла более 12 метров, а длина проезда 13,5 м.
Именно через эти ворота крымские ханы отправлялись в свою столицу Бахчисарай Средневековье Западного Крыма. Бахчисарай. Ханский дворецпосле благословенного молебна в мечети Хан-Джами (Джума-Джами) Западный Крым.Евпатория.Мечеть Джума-Джами.Собор св. Николая.
Ворота были заложены в конце ХV века и простояли более 4-х веков, выдержав и атаки запорожских казаков, и русско-турецкие войны…
В 1633 году состоялся самый разрушительный набег казаков на город, который был сожжен и разрушен. Видимо, с этим пожаром можно связать красный цвет камней северной стены.
После этого ворота перестраиваются, проезд перекрывается полуциркульным сводом.
В 19 веке ворота назывались так же "Кемер-капусы" (Арочные ворота). Их проем шириной 3,75 м. перекрывался цилиндрическим сводом усиленным подпружными арками. Высота проема составляла 3,62 м.
Несмотря на историческую ценность, в 1959 году ворота были снесены под предлогом того, что мешали проезду транспорта по улице Матвеева (Караимской). При этом был снят и культурный слой на примыкающей к памятнику территории, что теперь не позволяет уточнить точную датировку сооружения.
В ходе реставрационных работ, археологи выявили фундамент Кезлевских ворот. Проанализировав результаты, ученые пришли к выводу, что первоначально конструкция ворот состояла из четырехугольника, который разделялся по высоте деревянными межэтажными перекрытиями. В западной и восточной стенах сооружены проемы для проезда. В северной и южной стенах с помощью арочных ниш были устроены по две пушечных бойницы.
К сожалению, в результате археологических работ удалось проследить лишь помещения северной половины Кезлевских ворот. Первоначально они, служили помещениями для стражи, позднее в 19-20 веках использовались для лавок и мастерских.
Восстановленные ворота превратились в своеобразный символ старого города, став неотъемлемой частью его архитектурного облика.
Гёзлёвские ворота – это не просто проём в стене. Они имеют три этажа.
На втором этаже ворот находится уютная татарская кофейня – Кёзлёв къавеси — ещё один экскурс в историю города.
В кофейне представлены музейные экспонаты, а также – размещена выставка народных умельцев. В кофейне, сидя на уютных подушках, можно попить настоящего гёзлёвского кофе и послушать восточную музыку.
На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва — в то время главного порта Крымского ханства.
На стендах размещены археологические находки, монеты, предметы быта, пули, посуда, найденные в евпаторийских раскопках.
Основой этого музея является уникальный макет средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5х9 м, который воссоздаёт средневековый город ХVI – начала ХVII веков с точностью до каждого дома.
Падает мягкое освещение, иммитирующее лучи восходящего солнца, раздается призывная песня муэдзина, призывающая всех правоверных к утренней молитве, и перед нами открывается вид на город с высоты птичьего полета.
Макет древнего города сделан энтузиастами с максимальной достоверностью, и поражает сейчас своей точностью и масштабом. Интересно было смотреть на макет и осознавать, как неузнаваемо изменился город за прошедшие двести лет. Навевает на философские раздумия...
Здесь Вы видите карту территории Крымского Ханства в 16 веке, сделанную на куске бычьей шкуры.
Некоторые территории РФ и Украины входят в него, все причерноморские и приазовские земли. Тамань и Азовское море было внутренним водоемом ханства.
Девушка экскурсовод, татарка.
Рассказывает как хорошо разным народам жилось в Гезлеве. Это был многоконфессиональный город.
Про то, что в этом городе находился крупнейший в Ханстве рынок рабов она, понятное дело, не упоминала. Здесь продавали, в основном, захваченных в набегах славян.
Жемчужина коллекции — свадебное платье татарской девушки, которому больше 120 лет (справа).
Кроме макета города, еще интересно было узнать о генеалогическом древе крымских родов.
Крымские татары. История возникновения, современность. 2014г
Также на на третьем этаже вдоль стен развешены оригинальные картины местного художника
кстати, продаются.
А еще наблюдали там же в приглушенном свете и под татарские напевы "картины из песка".
Ксения Симонова из Евпатории творит чудеса с обычным вулканическим песком. Ее песочный арт — это картины, которые в режиме онлайн благодаря плавным движениям рук художницы сменяют друг друга и образуют сюжетную линию. Талантливую девушку пригласили в Москву на шоу «Минута славы».
Своему необычному искусству Ксения научилась в своем родном городе-курорте — Евпатории. Чего-чего, а песка в этом крымском местечке хватает.
И вот мы наблюдаем как средневековые битвы всадников сменяются картинами быта татар, и все это под волшебную музыку....
Наш путь лежит дальше по маршруту "Малый Иерусалим".
Наш путь лежит в Текие Дервишей.
Единственный образец мусульманской архитектуры времен эпохи Возрождения в Крыму, сохранившийся в первозданном виде. Комплекс обители странствующих монахов (называемый текие дервиш) был воздвигнут рядом с главными воротами Евпатории.
В ансамбль входят мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие дервишей, здание медресе (его ещё называют “чайный домик”), возведенные на протяжение ХV-ХVII веков.
Двухэтажное здание, а справа от него ворота, над которыми изображён герб Крымского ханства (тамга) и есть вход в ансамбль “Текие-дервиш”. В самом здании – бывшем медресе, сегодня расположена кофейня и крымскотатарский музей этнографии. Ворота всегда закрыты, и чтобы попасть во двор текие, нужно позвонить в один двух звонков..
Текие – центральная постройка всего комплекса. Это квадратное в плане здание с комнатами-кельями по периметру и купольной кровлей, покоящейся на восьмигранном барабане. Каждая стена здания имеет по два стрельчатых окна.
Точных данных о времени строительства ансамбля “Текие-дервиш”, как и об авторе проекта нет. Вместе с тем, византийские заимствования и другие особенности в архитектуре строения позволяют датировать его XV – началом XVI веков. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммад Руми.
Внутренние помещения текие оштукатурены, но не содержат росписей. В кельи дервишей из центрального зала ведут стрельчатые входы, а сами комнатки расположены одна возле другой и перекрыты низкими сводами.
На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины. Дервиши исповедовали принцип: “В миру, но не от мира сего”. Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии. В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им.
Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас средства массовой информации. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.
В угловых кельях жили суфии, рядом с суфием жил дервиш — ученик.
Вход в одну из девятнадцати келий. Это совсем маленькое помещение с крохотным окошком в мир. Дервиши проповедовали аскетический образ жизни, отсутствие какого-либо имущества, отказ от всех мирских соблазнов. Эта келья как раз и иллюстрирует отношение дервишей к своему быту.
Около выхода из текие расположена келья суфия – настоятеля обители. Обстановка в обители настоятеля несколько “богаче”, да и само помещение кельи больше. Вообще, дервиши никогда не были нищими. Подать милостыню дервишу в мусульманском мире всегда считалось большим благом, т.к. молитва дервиша считалась богоугодной. Не дервиш просил подаяние, а дервиша просили принять его.
Вообщем жизнь дервиша была поинтереснее жизни христианского монаха.
Суфиев ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли “вертящимися дервишами”. Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходили легенды. Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонних сюда не пускали.
Вот, как описывали богослужение в некоторых источниках:
"С наступлением сумерек, в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Начинается молитва.
Вслед за суфием дервиши встают. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться – сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном.
Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме.
Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться. Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза. Ритуальные танцы длились до утра".
Входной проем в текие. Он невысокий – нужно наклониться, чтобы войти в старинную дверь. Это символизирует смирение.
Три основных строения этого мусульманского ансамбля – слева вход в текие, справа – остатки здания мечети Шукурулла-эфенди и минарет.
“Вертящиеся дервиши” кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось.
Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение.
В 1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Минарет использовался в качестве караульной вышки. Отчасти, благодаря этому, комплекс сохранился хоть в каком-то виде. Монастырской же общине комплекс был возвращен в 2000 году.
После возвращение комплекса религиозной общине, здесь провели небольшие археологические исследования и обнаружили удивительные вещи.
Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого – Отеш-деде. Она расположена слева от текие.В мечети проводились пятничные молебны, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон – типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней.
Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Удивительно, что во время войны на территорию ансамбля не попал ни один снаряд, и лишь верхняя часть минарета была незначительно повреждена пулями.Сегодня у стен мечети расположены надмогильные плиты с кладбища, которое располагалось во дворе текие до 1933 года.
Чалма венчала надмогильные камни тех, кто при жизни совершал священный хадж в Мекку.
На некоторых плитах можно видеть знак тамки "Т" – печати рода.
В бывшем здании медресе расположен крымскотатарский музей этнографии.
Здесь можно увидеть некоторые элементы татарского быта.
Крымско — татарский воин.
История ислама.
В этом сосуде, сделанном из тыквы, дервиши носили воду в странствиях.
За сим закончим......