На дороге между тверскими городами Калязин и Кимры, но уже в Талдомском районе Московской области находится село Спас-Угол. Небольшое это сельцо навсегда связано с историей нашей литературы: здесь в 1826 году родился М.Е. Салтыков, позже присоединивший к своей фамилии псевдоним Щедрин.
В пору его детства край этот казался совсем "медвежьей" стороной. Название Угол село получило, потому что находилось в месте пересечения 3-х губерний: Московской, Тверской, Ярославской. Сейчас расстояние до столицы помечено верстовым столбом -135 верст.
Поначалу небогатые Салтыковы в результате крепкой хозяйственной деятельности матери будущего писателя Ольги Михайловны Салтыковой превратились в крупнейших помещиков края. Поэтому у них был большой дом, сгоревший в 1919 году. В музее есть его макет.
Рядом с домом. как водится, был большой парк. Аллеи сохранились и даже пополнились новыми, посаженными потомками и поклонниками творчества русского сатирика.
С 1976 года здесь стали проводиться памятные мероприятия. А вот музей временно разместили в церкви, ныне действующей. Прошли годы, но и поныне музей и церковь сосуществуют буквально через стену.
По словам смотрительницы музея, сосуществуют дружно, так как приход тут небольшой. Храм Преображения Господня был построен Салтыковыми, фрески у входа в музей не реставрировались долгое время, но, опять же по словам смотрительницы, ощущение такое, что со временем они становятся все ярче.
Подлинных вещей Салтыковых сохранилось мало. Больше предметов "той "эпохи.
Много интересных фотографий. Мое внимание привлекла витрина с фотографиями потомков писателя. Их достаточно много и в большинстве своем очень красивые люди.
Род Салтыковых продолжила любимая дочь писателя Лиза, скончавшаяся в 1921 году в Париже. У сына писателя Константина детей не было.А вот внучка Тамара Николаевна Гладыревская(по второму браку) была репрессирована в 1938 году и умерла в лагерях. Ныне потомки писателя живут и во Франции, и в Швейцарии, и в России. Сюда, в родовое имение, они съезжаются по памятным дням. Обязательно посещают родовое кладбище Салтыковых, что находится возле церкви.
Приезжают сюда и наши известные деятели культуры: Николай бурляев, наталья Бондарчук, Инна Макарова, И. Хуциев в свое время здесь провели премьеру фильма "Пошехонская старина". Именно в "Пошехонской старине" описал Салтыков-Щедрин здешний быт и свои впечатления от детства. Показал землякам писателя свой фильм "Оно" и режиссер Сергей Овчаров.
Не знаю, читают ли в наше время произведения Салтыкова-Щедрина, но мое поколение как минимум "проходило" его сатирические "Сказки", "Историю одного города" в школе, а "Господ Головлевых" нам задавали читать на лето (была такая форма заданий на каникулы — списки книг для прочтения).
Еще в 50-е годы в селе был установлен бюст писателя.
К 500-летию села была восстановлена часовня во имя Корсунской Божией Матери.
Признаюсь, знакомство с этим живописным местечком и посещение музея стало приятным бонусом к нашей поездке в Кимры.
А чтобы напомнить тем, кто забыл, насколько проницателен и "ядовит" был наш классик, предлагаю подборку цитат из его произведений. (Наткнулась на подборку на одно сайте, не сама делала, каюсь).
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!
У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.
— Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
...Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.