Прогулявшись по центральной части Владимира и увидев его главные достопримечательности внесённые в Список Всемирного Культурного наследия ЮНЕСКО мы поехали дальше в сторону Боголюбова, маленького городка расположенного в 13 километрах от центра Владимира.
В моих планах было намечено посетить два исторических архитектурных объекта.
Первым из них должен был стать Свято-Боголюбский монастырь, находящийся на месте княжеского замка Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова.
Как гласит предание, место строительства замка князю указала сама Богородица. А дело было так.18 июня 1155 года князь Великий князь Андрей Юрьевич ехал из Киева в Суздаль мимо этого места. При князе была чудотворная икона Божией Матери, привезенная на Русь из Византии. Неожиданно кони встали, отказываясь двинуться с места. Как ни старались княжеские дружинники и слуги заставить их тронуться дальше в путь, ничего не получилось. Усмотрев в этом Божью волю, князь приказал раскинуть шатры и остаться на этом месте на ночлег. А сам принялся усердно молиться перед чудотворным образом. Что произошло дальше, трудно поверить, но князю явилась сама Богородица и указала ему построить во Владимире храм для чудотворного образа и обещала небесную защиту Русской Земле.
Послушавшись Богородицу Великий князь приказывает строить во Владимире белокаменный Успенский собор, ставший местом хранения одной из главных святынь Православной Руси чудотворной иконы Божией Матери Владимирской. А на месте явления Богородицы князь Андрей Боголюбский строит загородный замок и церковь в честь Рождества Богородицы, для которой по заказу князя пишется новый образ явившейся ему Богоматери. Эта икона Боголюбской Богоматери почти сразу становится местной святыней и по праву считается самой древней иконой написанной на Руси, ведь до этого все иконы привозились к нам из Византии.
В своей резиденции князь проживет 17 лет, пока в ночь на 29 июня 1174 года он не примет смерть от рук политических противников бояр Кучковичей в лестничной башне дворца. По смерти Андрея Боголюбского территория княжеского замка отходит мужскому монастырю. Годы к сожалению разрушили почти всё, что составляло княжескую резиденцию. Белокаменная церковь Рождества Богородицы рухнул в 1722 году. В XIX веке в монастыре ведется большое строительство, в 1842 году была построена новая 58-ми метровая монастырская колокольня, а в 1855–1866 года был выстроен новый пятикупольный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Единственное, что сохранилось до нашего времени от огромного белокаменного княжеского дворца — именно та двухъярусная лестничная башня и примыкающая к ней галерея в которой и нашёл свою смерть Андрей Боголюбский.Естественно, побывать в монастыре и посмотреть на остатки дворца Андрея Боголюбского и было моей первой целью, но на территорию монастыря меня даже не пустили. Все мои напарники по путешествию прошли монастырский двор, а я был изгнан с территории монастыря, так как был в шортах. Ну что же, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Значит не судьба. И с этой мыслью я пошел вдоль монастырской ограды, куда глядят глаза. Единственное, что я точно знал в этот момент, что до всемирно известной церкви Покрова на Нерли где то около полутора — двух километров. Но вот только в какой она находится стороне от Свято-Богородичного монастыря, я не имел ни малейшего намека.
Отдавшись, как это часто бывает со мной в путешествиях воле случая я завернул направо, после того как закончилась ограда монастыря и по дорожке спустился к железнодорожной станции Боголюбово.
С высоты пешеходного перехода над железнодорожными путями открывался "открыточный" вид на Свято-Боголюбский монастырь. Вдоволь налюбовавшись открывшимся передо мной видом я перешёл на другую сторону железнодорожных путей.Передо мной раскинулся широкий заливной луг, по которому слегка петляя бежала каменистая дорожка, вдали белел он — белоснежный храм, увидеть который было моей мечтой еще с далёкого детства.
Тихо шелестела листва, вдали слышалось щебетание птиц, вокруг было ни души. Я был один в широком поле на краю которого виднелся храм Покрова на Нерли. Как Вам описать тот тихий восторг, то упоение, которые охватили меня. Я мысленно поблагодарил ту монашку, которая не пустила меня вместе со всеми в монастырь, и тем самым подарила мне целый час общения с шедевром древнерусского зодчества практически один на один, без толчеи окружающих, толкающихся и шумящих туристов.Я не спеша шел по дорожке к храму.
Безмятежный покой, тихая радость, невыразимое счастье — все это я ощущал в себе, пытаясь запомнить каждое мгновение жизни. Для меня смысл каждого путешествия и есть коллекция именно таких мгновений, которые запоминаются на года.При кажущейся простоте церковь Покрова на Нерли великолепный образец мастерства и расчета древнерусских архитекторов и строителей. Так было изначально, и так есть сейчас, что место выбранное князем для строительства храма каждый год скрывалось под толщей воды, разливавшихся в весеннее половодье двух рек — Клязьмы и Нерли. Что бы решить эту сложную проблему в основу храма был положен высокий фундамент, вокруг которого была отсыпана земля образовавшая холм. Большое содержание глины в земляной насыпи, создало защиту основания храма от воды.
Каждую весну, вешние воды подходят к подножию храма, но так и не разу не смогли проникнуть внутрь церкви. Я видел фотографии выполненные в это время. Феерическое зрелище. Белоснежный храм окруженный водой. Весь луг, по которому я шел к церкви весной скрывается под водой и только маленький кусочек земли на котором стоит храм остаётся сухим. В это время года церковь Покрова на Нерли необычайно похожа на одинокого белого лебедя, плывущего по воде сквозь века.
Чем ближе я подходил к храму, тем больше в мои чувства примешивалась неуловимая печаль.
Черные птицы на зелёной траве, черный купол на белоснежном храме — память о рано погибшем сыне Великого князя Андрея Боголюбского Изяславе Андреевиче.Небольшое озерце в котором отражается храм так хорошо, для того чтобы освежиться в жаркую погоду,
жаль плавок с собою я не взял, но можно просто войти по щиколотку в воду, получить заряд энергии родной земли. Храм ещё закрыт в ожидании наплыва групп туристов. Две женщины копошатся в земле высаживая рассаду цветов на небольшую клумбу рядом с храмом. Парочка молодых людей присев на берегу озерца любуется храмом. Недалеко от них я тоже занимаю отличное место. Белокаменные фигурки и лица отбрасывают тени на стены храма. Волшебные руки древних мастеров, столько вкуса и изящества в каждом фрагменте украшения храма. Неумолимо бегут минуты, но для меня время словно остановилось. Белые облака медленно плывут у меня над головой. Жаркое Солнце согревает своим теплом. В моей памяти надеюсь навсегда останется ощущение счастья и покоя.Увы, время всё же неумолимо. Час подаренный судьбой подходит к концу. Уже на горизонте, на краю заповедного луга появилась людская толпа. Три больших группы туристов следуют одна за другой. Всем хочется увидеть шедевр древнерусских зодчих.
Ещё чуть — чуть и шум толпы взорвет тишину. Я успеваю за несколько минут до прихода первой группы зайти внутрь только, что открытого для осмотра туристами храма. Пустые оштукатуренные стены. Совсем маленькое внутреннее пространство устремленное вверх к куполу. Вот уже и моя группа подошла к церкви. Ещё одно поверье, чтобы исполнилось твоя просьба обращённая к Богородице, надо трижды с молитвой обойти храм.Кто-то с надеждой идет вокруг церкви, я же присел на лавочку чуть в стороне. Какое ещё я могу просить желание, если несколько минут назад исполнилась многолетняя моя мечта. Я увидел храм Покрова на Нерли.
Я был с ним один на один. Я переполнен впечатлениями.И снова дорога зовёт в путь, я иду обратно к автобусу, постоянно оборачиваясь в сторону храма.
Последний земной поклон. Одинокий белоснежный храм на краю огромного зелёного луга. Какое счастье, что сквозь века, несмотря на все тяжелые года в истории нашей страны этот храм, словно былинный воин сохраняет для нас Память о наших предках, создавших свои великие шедевры, которыми мы имеем сейчас возможность гордиться.