Бульбон, Boulbon 43°51'41" 4°41'36" паркинг
Мой рейтинг – 6/10
Все то, что приносило радость или являлось неотъемлемой частью бытия доисторического человека, было обнаружено в окрестностях Бульбона в полном объеме. Жизнь кипела и булькала здесь как чайник Tefal еще два тысячелетия до Рождества Христова.
Галло-римское поселение, как и все живое, было сметено и уничтожено в пятом веке после прохождения нестройных колонн варваров, объявивших в округе пятивековой период всеобщей тишины и забвения. Ну а пробуждение от спячки пришлось на XI век, к которому и относится первое упоминание о Бульбоне.
Практически во всех источниках сообщается, что уже в который раз добросовестные монахи из Монмажура обустроили и облагородили близлежащие земли, вдохнув в них благодать и веру.
Если сие является правдой и ничем кроме правды, то я просто снимаю шляпу перед этими несгибаемыми корчагинцами. Дело в том, что расстояние от Монмажура до Бульбона составляет около 30 километров. Как утверждают те же источники, вся территория была представлена в основном живописными болотами и непролазными лесами. Если учесть, что два-три десятка монахов сеяли благодать на все четыре стороны, то я просто не представляю себе, какой осушительной мощью обладали эти святые люди. Понятно, что им скорее всего помогал сам Господь, а с Его помощью даже я мог бы за пару недель осушить низовья Амазонки или Васюганские топи (кстати в это родное болото могла бы с запасом поместиться вся Швейцария вместе со своими банками, часами и Эмменталем). Так или иначе, с монахами или без оных, Бульбон обрел жизнь, а с нею и все проблемы и радости, которая она приносит.
Наличие прямо под ногами золотоносной жилы под названием Рона тут же потребовало возведения замка, чтобы никто не посмел даже искупаться не заплатив по ранее оговоренным расценкам.
Столько замков, сколько было построено во Франции в XI веке, планета Земля не увидела за последующие десять веков своего существования. Я подозреваю, что и здесь дело не обошлось без монмажурских монахов, просто из скромности они умолчали об этом.
К сожалению замок Бульбон не выдержал всех перипетий истории, и приказав нам долго жить, сам обрушился, как карточный домик. Причем повреждения в нем достигли таких масштабов, что было принято решение о закрытии доступа внутрь. Уж больно высокой стала вероятность полного и главное безвозвратного погружения в темное средневековье. В настоящее время его можно увидеть только снизу, но это дело, право слово, того стоит. Из низинки замок выглядит поверженным в бою великаном, которого какой-то заезжий Иван-Дурак искромсал на радость малым детишкам и кровожадным сказочникам.
Причем и великан-то был не особо злобный и не охочий до чужих принцесс, а просто сюжет сложился так, что ему настало время сложить буйну голову. В настоящее время еще различимы прямоугольная башня XI века, куртина (земляной вал) XIII века, окружающая темницу, а также консоли, украшенные узорами трилистника, похожие на те, что венчают королевский замок в Тарасконе. В конце XIV века была построена Палата лордов и большая терраса на западной стороне. В XVII по южному склону холма к подножию поползли террасные сады. В том же XVII веке развитие замка достигло своего апогея и с тех пор началось его медленное, но непрекращающееся увядание. Была в длинной истории замка и своя черная страница, связанная с Раймондом де Тюренном (см. замок Бо). Хотя все истории, связанные с этим человеком, довольно черны и кровавы.
Вход в город осуществляется через укрепленные ворота Лориоль (Loriol), которые появившиеся в 1253 году.
Слева от них находится здание Ля Гардетт (La Gardette) – помещение для охранников, контролировавших ворота. Особенно актуальны их услуги становились во времена эпидемий чумы, от которой все города стремились укрыться за своими крепостными стенами. Недалеко от замка расположена церковь Святой Анны, построенная в 1626 году, а за чертой старого города находится часовня Святого Марселена (Marcellin). Романская часовня Сен Marcellin была возведена в XI веке и являлась усыпальницей господ Бульбона. Интересна она не только своей архитектурой, но и ежегодным торжеством, которое стартует непосредственно в ней.
1 – ворота Лориоль; 2 — статуя Святого Христофора; 3 — церковь Святой Анны; 4 – романская часовня Сен-Марселен.
Вообще, с июля по август во Франции праздник без преувеличения заходит в каждый дом. В самом замшелом городишке, в каждой едва различимой на карте деревеньке случается какое-нибудь веселье, посвященное черт знает чему и только он же знает почему. В этом плане Бульбон даже перещеголял своих «скучных» соседей. Помимо узконаправленных увеселительных дней в нем торжественно отмечают два общегородских праздника.
Первый — La fête de la bouteille (праздник бутылки или бутылочное шествие). В 7 часов вечера в городе начинают звонить колокола, напоминающие, что каждый здравомыслящий мужчина и каждый на что-то надеющийся в этой жизни отрок должен, забыв про все дела, нестись в часовню St. Marcellin.
Нужно сказать, что дело в этот день у всего города только одно — нужно отыскать в своем погребе бутылку самого хорошего вина (поверьте мне, для француза это едва ли не самое сложное задание в жизни). С заветным сосудом под веселый бубнеж священнослужителя вся мужеская половина города дружно входит в церковь и начинается действие. Недолго, но торжественно храмовник освящает и без того святой напиток, вдыхает в него благость и силу, а затем отправляет собравшихся по домам. Они должны припрятать благословенный напиток и хранить его до той поры пока в дом не заглянет беда. А при появлении оной, будь то лихорадка, боли в желудке, а иногда и тривиальный триппер, — нужно всего-то хлебнуть заветной жидкости и возрадоваться жизни, как это умеют делать только здоровые люди. После мессы в церкви и торжественного складирования целебной стеклотары праздник бурно выливается на улицы города. Здесь уже никто не возражает против присутствия дамского общества, а потому веселье, как правило, удается на славу.
Другим, не менее важным событием года является праздник Carreto ramado Sainte-Eloy.
Насколько я разобрался это праздник Святого Элигия из Болоньи. (Могу ошибаться, так как описуемый виновник торжества был в свободное от святости время ювелиром и соответственно покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Но другого Eloy, столь же почитаемого церковью я не сыскал). Однако не суть, пусть будет ювелиром. Смысл этого праздника заключается в том, что за богато украшенной каретой по главной улице Бульбона проходит шествие в национальных костюмах, под народные песни и с народными танцами. Все радостные, счастливые и никто не работает, ну чем не праздник?!
Ну, и напоследок – еще об одном предмете городской гордости. Статуя Святого Христофора XIV века, это не столько достопримечательность, сколько задорная история, которую мне удалось нарыть лет пять тому назад, когда мы по какому-то пустяковому поводу должны были заехать в одну Богом забытую церквушку в Провансе. (Интересно, что тогда я с боями отбивал у интернета каждое слово, а нонче сеть просто разрывается интимными подробностями из жизни этого Святого). Здесь предложу вам бородатый вариант, потому как нет у меня душевного порыва влезать в дела давно минувших дней.
От рождения он получил имя Репрев. В юности у парня катастрофически не заладились отношения с дамами. И не потому, что они сторонились его, а совсем наоборот. Репрев был настолько велик ростом, ладно скроен и прекрасен, что девицы всех мастей и вероисповеданий пищали по нему так же неистово, как современные аналоги по Криштиану Роналду. Красота очень тяготила юношу, потому как использовать фанаток по прямому назначению ему было недосуг, а контрактов на шампунь от перхоти тогда не предлагали даже первому консулу Республики. В результате смышленый малый уговорил Господа обезобразить себя. Всемогущий настолько проникся пубертатной проблемой подростка, и настолько хотел быть уверенным в результате, что наградил Репрева песьей головой.
(Легенда умалчивает о том, к каким результатам привела эта экстравагантная пластика, но о потомках псеглавца я нигде информацию не встречал). После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру. Не буду рассказывать всю легенду полностью (при желании ее можно легко найти) уж больно много у неё вариаций, неожиданных поворотов, одухотворенных блудниц, просветленных солдат и подлых римлян. Остановлюсь лишь на самом значимом эпизоде из жития святого. Произошла эта история то ли до обретения Репревом песьей морды, то ли в этой легенде собачья составляющая напрочь отсутствует, неважно.
Итак. Простодушный великан Репрев не желает промотать жизнь обычным офисным планктоном в никчемной римской конторе. Он ищет самого могучего владыку, дабы пойти к нему в услужение и реализовать наконец все свои таланты. Он идет на службу к царю, но быстро понимает, что тот дюже опасается козней дьявола. Репрев предлагает свои услуги темному лорду, но осознает, что простенький крестик наводит на могучего дьявола неописуемый ужас. Тут-то смышленый великан окончательно разбирается, кто именно должен стать его господином.
Но Христа, в отличие от царя и дьявола, оказывается не так-то просто найти. На удачу встреченный святой отшельник отводит Репрева к опасному броду через реку и велит заниматься безвозмездным извозом и ждать. Великан было пригорюнился, но послушно начал перевозить путников на своей спине. Однажды его попросил перенести себя через реку маленький мальчик. С виду ребенок, а на поверку многотонная чугунная глыба. К середине реки могучий Репрев почувствовал как у него от тяжести начали подкашиваться ноги, а в голову полезли печальные предчувствия. Однако наш герой сдюжил! С горем пополам добрели они до другого берега, и здесь исполину открылась искомая истина. Мальчик сказал, что несет на себе все тяготы мира и зовут его Христос. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор — «несущий Христа».
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими спорными иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине» и практически все уничтожены. (Мне бы тоже было не по себе, если бы Божье Слово до меня доносил ризеншнауцер или мастино неаполитано). После этого запрета Святого Христофора начали изображать антропоморфно, в образе воина.
Кстати Христофор считается покровителем путешествующих, в том числе автомобилистов, так что смело вешайте этого красавца на торпеду и дуйте в Бульбон.
Перечитал я эту статью и понял, что мое повествование несколько приукрашивает действительность. Не знаю почему, но по этому самому обычному, мало чем выделяющемуся провансальскому городку набралось удивительно много информации, а потому и его описание вышло столь объемным. Если вы решите заглянуть в Бульбон, и он вас не впечатлит (что вполне возможно), не поминайте меня лихим и недобрым словом. Я же не виноват, что ради этой статьи не пришлось, как обычно, взрывать интернет, а оказалось достаточно копнуть всего на два-три штыка.