Я не люблю большие города. Москва, Лондон, Нью-Йорк, где я росла, училась, работала, и даже Пермь, где я живу последние пять лет тоже не маленькая. Эти скучные серые лица, однотипные дома и улицы. Наши города превращаются в каких-то клонов. Нет уже той индивидуальности, души. Не понятно где бьётся сердце города, да и бьется ли вообще, или уже давно случился обширный инфаркт. Когда в голове звучит запрограммированный шум, и ты как идеологический робот начинаешь быть подвержен глобальному психозу, выход один – пора линять! Линять в забитый туристами Прованс? В Провансе, собственно, муравьи-туристы кишат только в пяти, ну может семи городах, которые липнут на сладкий сахар маркетинговых заманух. Все остальное это неизведанные просторы, города, деревни, которые, может быть, и ждут своего часа, но пока их еще не истоптали миллионы гавкающих китайцев, они полностью открыты для вас. Местные здесь не огрызаются, за ставнями не запираются, пусть и не говорят на английском, но зато именно в таких местечках можно увидеть настоящую, не по театральному хорошо сыгранную жизнь в Провансе… Для меня таким местом, настоящим открытием стал городок Ла Рок д’Антерон
Можете не пытаться найти что-то в рунете, там ничего нет! И даже англоязычные сайты не дадут хоть какую-нибудь полезную информацию. Город будто обделен информационно. Я на карте то его нашла только с пятого раза, тыкаясь с набором названия. Хотя здесь и туристический офис имеется и сайт с полезной и не очень туристической информацией ville-laroquedantheron.fr. У Турофиса мы как раз-таки и припарковали свой ситроен. Это удивительно – июль, центр города и пустая автостоянка, а ведь время тихонечко подгребало к обеду, казалось бы, здесь должны быть толпы туристов – ан-нет.
Мы под пристальным вниманием местной тетушки, испепеляющей нас взглядом, выбрались из машинного заточения на волю, на свежий воздух. Воздух здесь просто волшебный, в котором витают легкие частички эфирных масел, разнообразных растений и трав, прорастающих в Провансе. И только я сделала глоток этого чистейшего воздуха, как взгляд тут же устремился в указатель туристической тропы.
Лежащий в окружении средиземноморского леса и голубоватых гор Люберона, в долине реки Дюранс, в этом уникальном месте, в самом сердце удивительных природных красот гордо расположился Антерон. Природный ландшафт подарил прованской деревне более 200 км маркированных прогулочных трасс для пешего туризма. Можно в полной мере насладиться этим волшебным воздухом, почувствовать и распознать по запаху десятки видов трав и цветов, и встретить самых необыкновенных сказочных птиц. Здесь воздух какой-то свой – мягкий, приятный, с легким коктейлем из шалфея, можжевельника, мирта, тимьяна, розмарина и лаванды. Здесь даже дома и оконные рамы вторят цвету прованских трав.
Это богатые и плодородные земли, которые возделывались с особым трудолюбием многие века, чем местные очень гордятся. Местные вообще гордятся всем, что так или иначе связано с их городом, но особенно историей происхождения. С городком связан один очень интересный факт… В 1179 году в Лионе богатенький купец Пьер Вальдо Вальдес организовал религиозную секту, последователей которой после прозвали «вальденсами». Вальденсы требовали от Католической Церкви отказа от собственности, не признавали догмата о Христе, отрицали насилие и почитали каждого честного человека сыном Божьим. Конечно, Католическая церковь, не могла стерпеть столь возмутительное посягательство на интерпретацию Библии, и с поддержки феодалов, которых явно не устраивала идеология сектантов на право собственности, начались преследования и гонения на вальденсов. Одна из таких «загнанных» общин нашла в Средние века свое пристанище в том месте, где сейчас находится современный Ла Рок д’Антерон. Позже учения религиозных фанатиков, конечно, претерпели изменения и фактически перешли в протестантизм, но гордые жители до сих пор бережно хранят память о своих предках. Внутри Собора можно не только прочитать историю протестантов в Ла Рок, но и имена 50 семей — Вальденсов, основателей деревни в 1521 году. Хотя исторический путь, как поселение, Ла Рок д’Антерон ведет еще с 1037 года, просто в Средние века о нем, благодаря вальденсам стало больше известно.
В Ла Рок д’Антерон даже музей есть посвященный вальденсам. Теоретически, это два музея. Первый – Музей Геологии и Этнографии (musee-geologie-ethnographie-la), а второй непосредственно музей, посвященный жизни общины вальденсов. Правда, музей по непонятным причинам не работал в тот день, когда мы приехали в Ла Рок, видимо эта деревенская атмосфера быта и жизни сказывается на работу некоторых служб, дабы и офис по туризму почему-то тоже был на клюшке. Варя, конечно, предложила произнести заклинание из разряда: «избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом», но к нашему огорчению это не помогло, а ребенок заметил, что скорее у туристической избушки где-то механизм заел, и со словами — «может, хоть гномиков найдем» — мы направились дальше…
Причем тут гномики? Все просто, еще, когда мы въезжали в Ла Рок, Варе показалось, что домики у них, как в сказке «Белоснежка и семь гномов», а, может быть, и не показалось… Кто ж знает что они скрывают внутри… Сдается мне, эти дома и улицы сами несут очень много тайн и загадок, и если бы могли говорить, то поведали нам столько всего интересного…
Например, про июнь 1944 года, который стал крайне драматичным для этих мест. Удивительно, но в таком тихом и спокойном городке находился один из штабов лидеров сопротивления. Хотя, что удивляться… Здесь жили люди, которым досталась чистота нравов вальденсов, они не могли так просто отдать кому-то землю, которую любили, бросить веру, которая столетиями складывалась по крупинкам и кирпичикам разных идеологий, они боролись до конца. 8 июня гестапо под видом штатских арестовывают, прочно осевших тут к тому времени лидеров сопротивления, и вместе с приведенными сюда заключенными из Марсельских тюрем гестапо, расстреливают всех без каких-либо дальнейших церемоний. Это послужило началом куда более кровопролитного противостояния, когда 11 июня 1944 года 3000-ная немецкая армия, окружила плато, где засели 400 партизан…
И тебе уже кажется, что и ты тоже прекрасно понимаешь эту их любовь. А как приятно гулять по этим пустым улицам, что, пожалуй, с появлением рассказов Питера Мейла большая редкость для Прованса…
Заглядывать в тихие маленькие дворики…стараясь уловить этот характер местной жизни… Здесь даже дома вальденсов сохранились, которые отмечены на туристической карте, как некая достопримечательность. Хотя мне кажется сам город: его чистые, тихие улицы, покрытые брусчаткой – это одна сплошная достопримечательность. В Антероне приятно бродить, наслаждаться, а еще он очень располагает помечтать, почитать какой-нибудь исторический роман на лавочке…
…И полюбить его, безусловно полюбить! Не удивительно, что об этом местечке так мало известно, просто жители не хотят делиться этой своей любовью, им и так хорошо наедине, без всяких там толп туристов, нарушающих своими зонтиками спокойно висящую виноградную лозу…
Узкие средневековые переулочки, красные цветочки ярким пятном на бежевом фоне домов, выглядывающая отовсюду колокольня церкви, разноцветные огромные ставни и неожиданная встреча с фонтаном…
Я вам расскажу и покажу все это, но вы только – тссс – никому! Я обещала. Помните, лучше любить молча, не распыляясь, не раструбив об этом. Нет, все-таки не перевелись вальденсы в этих краях, и даже на меня они произвели сильное впечатление. Есть ли у города душа? Странно спрашивать это про неодушевленный предмет… Но иногда мне кажется ты чувствуешь, как город дышит той самой атмосферой «закрытой» религиозной секты, молча и без лишних слов…
Правда, Ла Рок д’Антерон не всегда удается держать статус позабытой богом деревни, все-таки это такой же туристический центр Прованса со всеми вытекающими отсюда последствиями… Ла Рок д’Антерон – является одной из европейских столиц черешни. Когда-то черешневый рынок в Ла Рок был известен на весь регион, это был даже не рынок, а целая ярмарка, сопровождавшаяся праздничными гуляниями. Чтобы отдать дань традиции и в наши дни в первые выходные июня проводится знаменитый фестиваль черешни. Центральные улицы города превращаются в один огромный рынок черешни, и по ним идет праздничный парад, участники которого наряжаются в средневековые одежды.
Настоящий туристический бум охватывает Ла Рок д’Антерон каждый год с середины июля до середины августа, когда проходит большой музыкальный фестиваль. Ежегодно в самый разгар лета собираются именитые пианисты со всего мира на международном фестивале фортепианной музыки – La Roque d`Anthéron International Piano Festival (festival-piano.com). Действо сопровождается тысячами туристов и любителей музыки, которые нарушают спокойствие и размеренный темп местной жизни. Фестиваль La Roque d`Anthéron появился на карте Европы в 1981 году. В фортепианном мире этот фестиваль прозвали «Пианистической Меккой», и сегодня уже мало кто вспоминает о том, что изначально он задумывался, как неформальное мероприятие для профессионалов. Концерты фестиваля проходят на открытом воздухе в парке замка Флоранс (Parc du Château de Florans). Под небесным сводом и сенью многовековых платанов на закате дня волшебная музыка сопровождает заход солнца, а молодые пианисты и мастера с именем демонстрируют всю свою виртуозность.
В прекрасный замок Флоранс нам попасть так и не удалось, везде висели таблички, что это частная территория а на нас пристально глядели видеокамеры, хотя было у меня ощущение, что за высокими заборами прячется что-нибудь интересное… К нашему сожалению, сюда пускают только во время проведения музыкального фестиваля, которое еще не пришло, и нам достались лишь фонтан со стенами и доносящиеся оттуда детские визги…
Сейчас в замке Флоранс размещается клиника реабилитации после тяжелых травм и проведенных операций и центр диетологии. Местные в кафе говорили, что очень даже не плохой центр, куда приезжают чуть ли не со всей Франции. Ну, еще бы, не зря ему еще в 1948 году выделили огромный замок. Хотя, тогда после войны реабилитация нужна была многим, если не всем, что и подвигло мэра на его создание
А ведь когда-то этот замок принадлежал знаменитой на весь Прованс семье Форбен, разбогатевшей и прославившейся в конце XIV века за счет Средиземноморской торговли. Именно лорды семьи Форбен, которые были властителями этих земель вплоть до 1818 года, подписали в 1514 году так называемые акты на жилье 70 семей вальденсов и присоединились к реформаторской церкви. Именно из этого рода происходит известный на весь мир, родившийся в замке Флоранс в Ла Рок д’Антерон Огюст де Форбен – курчавый французский художник и директор Лувра. Мне, например, очень запомнились его картины, где он с особой точностью, будто оживляя, изображает здания. В Лувре находятся две его картины из числа наиболее удачных: «Монастырские сени» и «Капелла в развалинах Колизея». По примеру Огюста, можно судить, что Форбены готовы были к большему, нежели сидеть в маленьком никому не известном Ла Рок д’Антерон. Многих потянуло в политику, военное дело, кто-то стал архиепископом Арля, а кто-то епископом Нанси. Так, замок и родовое гнездо было позабыто Форбенами, и продано в 1818 году маркизам де Флоранс, откуда и получил свое название. А в 1937 году одинокая маркиза Мари Флоранс завещала имущество архиепархии Экс-ан-Прованса. Замок так бы и простоял в запустении, если бы в Антероне не появился молодой предприимчивый мэр…
Время подползало к обеду. На площадь рядом с замком, пока мы его разглядывали, приехало много маленьких компактных машинок. Из машинок выходили красивые дядечки в идеально выглаженных сорочках и накинутых пуловерах, завязанных узлом и модные дамочки в длинных легких струящихся юбках, и у каждой всенепременно присутствовал модный в этом сезоне мятный цвет. Господи! Это что они на обед такие нарядные… Их лица озаряла улыбка, видимо в предвкушении обеда. Они шагали уверенным шагом в сторону захудалой кафешки на площади, на которую без этого действа повышенного спроса местных, я бы никогда не обратила внимание! Приехавших гостей, с распростертыми объятиями встречала хозяйка размером с мой платяной шкаф, но она была такая довольная и хорошенькая, и так эмоционально ярко описывала, как ей сегодня особо удалась утка. А потом выбегал тощий длинный муж с целой корзинкой невероятных то ли снадобий то ли закусок и расхваливал крем-брюле со вкусом фисташки, нежно тающее во рту с хрустящей корочкой и приятным послевкусием. К слову, ни тот ни другой не соврал!