Когда-то я написала заметку Невероятные астрономические часы, на тот момент в моей копилке были только перечисленные в ней часы. Но время идёт и к увиденным добавились ещё страсбургские и руанские.
Астрономические часы Страсбурга находятся в Кафедральном соборе Нотр-Дам и являются одной из основных его достопримечательностей. Появились они в 1354 году и уже тогда были вершиной часового искусства. Имея в высоту 12 метров и в диаметре колеса годового календаря 3 метра, часы сразу стали достопримечательностью Страсбурга, куда приходили мастера со всей Европы, чтобы взглянуть и постараться понять, как же были созданы и как работают такие огромные часы.
Помимо времени и времен года, часы показывали движение звёзд, Солнца и Луны. Для этого непосредственно перед ними была установлена астролябия. Кроме этого ими исполнялся торжественный гимн в определенное время, поэтому их смело можно было назвать многофункциональными.
В те времена часам отводилось и большое религиозное значение. На них сверху были установлены миниатюрные статуэтки. Главная из них Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса и фигурки трёх королей, которые ровно в полдень, каждый день начинали торжественное шествие и поклонялись Божьей Матери. Вся эта процессия сопровождалась механическими звуками, имитирующими крики и хлопанье крыльями петуха, и свирели. На прихожан это производило большое впечатление.
Но ничто в этом мире не вечно, в том числе и Страсбургские часы. Временами они ломались, поэтому их приходилось ремонтировать. Впервые это произошло в 1547 году. В те времена лучшими часовыми мастерами были математики, ведь именно они понимали законы работы подобных механизмов. За ремонт взялся профессор математики Страсбургского университета Конрад Дазиподиус, часовщики братья Габрехты, которые восстановили и усовершенствовали часы,
и шведский художник Тобиас Штиммер, украсивший часы росписями, изображающими Трех Мойр, Уранию, Николая Коперника, а также разнообразными библейскими сюжетами.
Он также добавил ряд скульптур, которые еще более украсили уникальный механизм.
Во времена французской революции часы были частично разрушены, и снова потребовалось их восстановление. За работу тогда взялся Жан-Батист Швильге известный страсбургский математик и инженер-самоучка, который мечтал восстановить часы кафедрального собора еще с детства (они остановились, когда ему было 12 лет). Как и его предшественники, он не только восстановил часы, но и внес ряд доработок, которые стали известны к тому времени. Был добавлен церковный календарь, механизм которого мог высчитывать, в момент наступления нового года, все конкретные праздники, которые не имеют фиксированных дат, а меняются из года в год. Высота часов увеличилась более чем в два раза, достигнув 30 метров.
К конструкции часов был добавлен механизм, имитирующий орбиты Земли и Луны, а также тех планет, которые были уже открыты к тому времени.
В настоящее время часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные, к примеру могут предсказать лунное затмение.
Каждые 15 минут в часах начинается движение. Перед взором появляется одна из четырех фигурок — символов бренности бытия. Образы-аллегории представляют четыре возраста. В первую четверть часа перед Смертью, изображённой в виде скелета, проходит младенец, затем молодой человек, позже взрослый воин и в конце концов старик, сообщающий о приближающейся смерти и скором рождении ребенка.
Затем каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет Смерть.
Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день. Каждый день в 12.30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам.
Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.
И ещё одни астрономические часы Гро-Орлож находятся в Руане на одноимённой башне.
Они были установлены в конце XIV и считаются одними из старейших подобного типа в Европе.
Циферблат часов сделан в форме золотого солнца с единственной стрелкой, которая заканчивается барашком. Его вытянутая передняя нога показывает время.
Фото из интернета
А большой тёмный круг, в который встроен циферблат, изображает завитки бараньей шкуры.
Почему именно баран? Объясняется просто — Руан разбогател на обработке шерсти и на городском официальном гербе города изображен баран.
Поэтому и на арке, в стиле Ренессанса, на которой располагаются часы, изображены мирно пасущиеся барашки.
Серебряный шар, расположенный над циферблатом, показывает, в какой фазе находится луна, что раньше было важно для астрологических прогнозов, сельского хозяйства и мореплавания.
Под циферблатом имеется сектор, который меняющимися изображениями обозначает дни недели. Они такие же как и на страсбургских часах.
Часовой механизм можно разглядеть вблизи, для этого нужно подняться на саму арку и прилегающую к ней колокольню и вот здесь уже можно увидеть одну из особенностей этих часов. Два циферблата находятся по обе стороны арки и логично было бы предположить, что сам механизм находится между ними, но это не так, он находится в колокольне, а стрелки раньше приводились в движение посредством сложной системы рычагов. В настоящее время часы приводятся в движение электричеством. Хотя сам старый механизм находится в рабочем состоянии, его можно увидеть в колокольне.
Такие вот интересные, похожие и в то же время разные, астрономические часы.
Надеюсь, что моя копилка пополнится новыми.