Восточная Сербия. Ч-6. Доньи-Милановац
Далее в нашем туристическом маршруте – стоянка древних людей под названием Лепенски Вир.
Съезжаем с дороги чуть вниз, и останавливаемся на большой автомобильной стоянке. Место это в Сербии известное, сюда приезжает большое количество туристов. Если двигаться по дорожке в сторону музея, то вначале посетитель проходит мимо нескольких старых домиков, выстроенных в ряд один за другим. Дома действительно старые. Когда-то на этом месте стояла деревня.
Государство выкупило землю и строения, и люди отсюда уехали. Их отреставрированные дома дополняют музейную экспозицию, они дают некое представление о том, как здесь жили люди не только в доисторический период, но и 100 лет назад. Каменные фундамент и погреб, крытая балканской черепицей крыша, призваны сказать, что сербы тогда жили не бедно.
Безусловно, на придунайских территориях люди обустроились, достаточно, давно. Например, данную местность горы и лес защищали от холодных ветров, а незамерзающий Дунай создавал здесь некий микроклимат. Поэтому в таких местах обычно, куда ни ткни, что-то историческое обязательно найдёшь. Мне показалось, что холм напротив этих самых балканских домиков, явно насыпной, но, насколько я понял, учёные его нутро не изучали, поэтому что-либо утверждать сложно.
В просвете между деревьев серебрится Дунай, небо затянуто тучами, сверху капает небольшой дождик. На румынской стороне взор невольно притягивает высокий каменный утёс. Он резко выделяется на фоне пологих обтянутых зеленью гор. Утёс кажется одухотворённым живым существом. Он напоминает кусочек зуба, в то время как остальные холмы это десна, или богатырь, который скинул зелёные лесные путы, и далее вот-вот поднимется, расправит плечи, руки и ноги.
Сколько лет назад возник этот утёс? Уверен, он видел, как в этом местечке на берегу реки развивалось человечество, как менялись одежда, привычки и верования людей — наверняка в определённый период неким божеством или святилищем для наших предков являлся и сам утёс.
Итак, что же такое Лепенский Вир? Стоянка древнего человека под названием Лепенский Вир была найдена археологами в 1965 году. Учёные уже знали о том, что это место попадает в зону подтопления в связи со строительством Джердапской ГЭС, и потому очень спешили. Раскопками руководил профессор Драгослав Срейович из Белградского университета. Лепенский Вир это 7 последовательных поселений, где найдены остатки 136 жилых, ритуальных и хозяйственных объектов, датирующихся от 6500 до 5500 годов до н.э.
Музейную экспозицию воссоздали, с точностью повторив первоначально найденный Лепенски Вир. Была проделана колоссальная работа — учёные продублировали склон утёса, на котором располагалась стоянка, разложив при этом найденные артефакты словно пазлы, отчего каждый камень лёг на новом месте, точь-в-точь как было прежде.
Таким образом, стоянка древних людей Лепенски Вир переехала немного в сторону и чуть выше по склону, оставшись при этом практически на своём месте, напротив утёса. Новую стоянку накрыли огромным стеклянным куполом, отчего разглядывая фундамент строений, ощущение музейности и новодела вовсе не возникает.
Дабы попасть внутрь, необходимо купить билет. При посещении больших групп можно посмотреть фильм, снятый о том, как в 1965 году археологи откопали Лепенский Вир. Фильм интересный, единственный минус, он чёрно-былый, на сербском. Наши языки похожи, всегда слышится что-то знакомое, но понять при этом можно 1-2 слова из 10.
Во время раскопок археологи отметили некую стихийность первых поселенцев. Их жилища и орудия были менее совершенны. Скорее всего, самые древние обитатели ещё не имели представления о загробной жизни, возможно, они кочевали и не планировали оставаться надолго, тогда, как последний этап застройки красноречиво говорит о наличии здесь развитого общества.
На первый взгляд посетителя музейные руины выглядят нагромождением камней, но это не так. Деревня имеет чёткий план. Все здания были построены примерно по одному проекту. В центре селения стояло какое-то большое здание, возле него что-то похожее на площадь, откуда расходились первые европейские улочки.
Площадка стоянки представляла собой плато в форме подковы. Её внешние края располагались над отвесными утёсами. Когда Дунай разливался, то Лепенский Вир он не затрагивал — в зону подтопления попадал румынский берег.
Меня сразу поразило, что весь так называемый пол в домах выложен из какого-то красного материала — и это не случайно — обитатели Лепенского Вира мостили пол из тщательно утрамбованной крошки красного известняка. Сами жилища спроектированы в виде усечённого сектора круга, с одной стороны которого размещался алтарь. Он занимал ¼ площади, на нём приносили в жертву птиц или мелких животных, кровь которых по желобку стекала в очаг — последний красуется прямо по центру жилища. Очаг, или возможно камин, со всех сторон обложен большими камнями.
Но это всё фундамент, а как же тогда выглядело само жилище? Рядом с музеем поверх камней построен некий шалаш, призванный убедить посетителей, что древние люди жили именно в таких шалашах. В зале на компьютере можно посмотреть смоделированное современными художниками поселение, состоящее из множества шалашей. Выглядит всё это крайне неубедительно, ибо и вигвам и шалаш подразумевает более низкий уровень развития, тогда, как план деревни, и отдельных её строений имел чёткий математический расчёт. Во всяком случае, если на территории стоянки сменилось 7 разных эпох, то последние его обитатели отнюдь не были дикарями.
Возле очага часто встречаются вставленные в землю длинные тонкие камни. Для чего они были нужны? Учёные точного ответа не дают. Некоторые полагают, что это древняя письменность. Некоторые жилища плотно сдвинуты друг к другу. Возможно, тут рядом сгруппированы разные эпохи, а возможно, что вот так запросто как раз и началась эпоха первых коммуналок.
Из домашних животных у обитателей Лепенского Вира была только собака. 7500 лет назад на берегах Дуная человек ещё не приручил ни козу, ни корову. Все поселенцы были кроманьонцами, или точнее, предками современного человека в Европе. Люди здесь занимались охотой и рыболовством, и по большому счёту жили они не плохо, и видимо особо не голодали – у всех найденных скелетов присутствуют зубы.
Под очагами археологи находили каменные изображения людей-рыб. Очевидно, что на каком-то этапе развития человек-рыба был тотемным божеством, охранявшим род. Скульптуры конечно несколько грубоваты. Размер найденных скульптур зависел от размеров самого здания. Больших человеко-рыбин нашли в так называемом главном храме, тогда как в домах возле алтаря размер фигурок значительно меньше. Все они вырезаны из круглых булыжников, коих вокруг на берегу великое множество.
На стендах за стеклом первые орудия труда и первые украшения. В музее можно приобрести сувениры с изображением Богов Лепенского Вира, но, сказать по-правде, тащить в дом этих рыб с выпученными глазами как-то не хочется – такие предметы могут иметь душу.
Мёртвые были похоронены возле деревни на тщательно продуманном кладбище. Найденные захоронения красноречиво говорят о неком ритуальном речном культе. Согласно ему, человек рождался из реки, в реку после и уходил – мёртвых клали головой по течению Дуная.
Под тем местом, где в домах находился очаг, археологи также находили скелеты. Причём позы усопших были трёх типов, из чего делается вывод – на территории Лепенского Вира существовало 3 разных культа, но все они были так или иначе связаны с рекой. Последние покойники лежат с поджатыми ногами в форме треугольника. П.Растич полагал, что строительство под форму треугольника совсем не случайны. Покойного отправляли в мир иной, также стараясь вписать его в треугольник. Но почему, что это всё обозначало? – мы, современные люди, об этом культе видимо ничего уже не узнаем.
С сербского языка на русский слово «Вир» переводится как омут, или водоворот. По воспоминаниям очевидцев, возле прежнего Лепенского Вира до поднятия уровня воды в реке нечто подобное действительно существовало. Казалось бы, как могут рыбаки жить в таком опасном месте? Однако, если знать законы водоворота, то можно легче, как отплыть от берега, так и вернуться.
Югославский профессор Ристич провёл эксперимент. Пускаясь в водяной поток как вплавь, так и на лодке, он неизбежно возвращался в исходную точку на берегу. Следовательно, древним людям такой водоворот был как раз удобен, ибо он своим течением выводил лодку сразу на середину реки, также и возвращал обратно.
Для древних людей правый и левый берег были одним целым. Соответственно, искать следы древнего человека необходимо и в Сербии и в Румынии, и делать это нужно комплексно и одновременно, но, насколько я понял, на левом берегу археологические работы как таковые не проводились. На вершине утёса румынские учёные нашли наконечники от стрел, посуду и другие артефакты.
На серьёзные раскопки правительство Румынии денег так и не выделило. Будем надеяться, что это произойдёт позже, и румынские археологи ещё порадуют нас интересными открытиями.