— От крепости вы спутитесь вниз и пройдетесь по старым кварталам города, — напутствовал нас водитель маршрутки, улиц в старом городе нет — там кварталы.
Войдя в старый город, было и впрямь трудно поделить пространство на какие-то улицы: домики стояли беспорядочно, но в этом наблюдалась особенная прелесть.
— Спите спокойно люди Багдада, — в Багададе все спокойно, — нет это померешились кадры из другой жизни.
Было немного жарко — градусов так за 30, но мой приятель расшаживал в плотном свитере.
— Затем внизу вы обнаружите Джума- мечеть — она самая старая мечеть на всем белом свете, — только никто об это мне знает. — вспоминал я напутсвие водителя.
Большинство домиков были явными новоделами, которые, правда пытались мимикрировать под старину, но тут и там торчали силикатные кирпичи и прочие безобразия новейшего времени
Мостовую тоже слабали новую. Старая, как говорил позже странный дервиш в мечети не так давно разобрали: раньше тут лежали огромные квадратные каменные плиты со стороной больше метра. За многие столетия они поизносились, да вот только новые за пару лет стали выглядеть хуже предыдущих — такой отстойный камень сюда завезли.
Повсюду висели плакаты и перетяжки с выдержками из корана. Видимо поблизости находился центр изучения оного или же медресе.
А вот и самая старая мечеть Джума
При ней множество паломников. Люди настроены благожелательно. Они не избалованы частыми посетителями, подобными мне. Видимо остальных приходящих всегда сопровождает тетенька гид из местного музея.
Облицовка мечети также относится к новейшим временам, но повсюду сохранились фрагменты подлинной старины.
Как объясняет мне дедушка, взявшийся мне все показать, вот эти своды видели еще учеников пророка.
Оказалось, что при мечети и впрямь имеется медресе. Позже во дворике ко мне пристал странный дервиш, который склонял меня к принятию "истинной веры". Я спросил его: изучает ли он также Библию, как велит коран. Он замешкался и не знал что ответить. Я ему показал несколько мест у пророка, где он говорит о настоятельной необходимости это делать.
Я открыл суру "Семья Имрана" и прочитал: Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается.
Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). Потом привел и это место: "Принесите же Тору и читайте ее, если вы правдивы!"
Дервиш весьма смутился и отошел в сторону.