Восточная Сербия. Ч-4. Город Неготин
Переночевав в городе Неготин, утром после завтрака мы направились в дальнейшее путешествие по Восточной Сербии. Нам предстояло выйти к Дунаю возле города Кладово, и далее двигаться по дороге вдоль реки на Север, где в какой-то момент повернуть в сторону Белграда.
Хочется сразу сказать, что эта самая-самая Восточная часть страны резко отличается от всех других, нами увиденных. В глаза сразу бросается, что здесь проживает меньше народа, встречаются брошенные дома, и конечно, этому есть объяснение. До возведения на реке гидроэлектростанций целые деревни жили за счёт рыболовства, многие мужчины работали бакенщиками и лоцманами.
А так как Тито построил у себя в Югославии неправильный социализм, при котором была безработица, то после того как капризный Дунай в этой части русла был поставлен на службу человека, эти самые люди-человеки остались без каких-либо средств к существованию.
Казалось бы, и места красивые, и Дунай рядом, но многим пришлось из этих мест уехать на заработки. Уже в те годы власти разрешали уезжать в капиталистические страны. Большие диаспоры сербов есть в США, в Австралии и в Швеции. Тот, кто теперь вернулся, как правило, получает западную пенсию и спокойно живёт-поживает в родных краях, но таковых немного.
На правах автора вновь сделаю небольшую ремарку, где постараюсь объяснить, почему в Югославии был построен неправильный социализм.
Нужно отметить, что советская армия в освобождении Балкан сыграла несоизмеримо меньшую роль, чем, скажем, в Центральной Европе. Соответственно, когда война окончилась, и партизаны во главе с Тито пришли к власти на всей территории Югославии, страна, естественно, имела своеобразное "моральное право" оставаться независимой от Москвы.
Сталин с данным положением не согласился, а потому Тито был вскоре объявлен ревизионистом.
Приведу примеры заголовков из газеты «Правда» за 1949 год. «Тито — слуга американ-
ских империалистов» (05.08.1949); «Тито — марионетка Вашингтона» (13.08.1949); «Сговор предателя Тито с английскими империалистами» (15.08.1949); «Американская колонизация Югославии с помощью клики Тито» (19.08.1949)
Заметим, советская пропаганда ни в чём югославский народ не обвиняла, а клеймила позором только Тито и его клику. Некоторые историки полагают — «для устранения ревизионизма в СССР готовились покушения на Тито, а также (согласно некоторым западным оценкам) планировалось даже вооруженное вторжение на территорию Югославии». В последнем нет ничего удивительного, напуганная Албания вплоть до конца 80-х ждала нашего вторжения.
После смерти Сталина Хрущев вдруг взял и помирился с Тито. Переход опять был резким и для народа необъяснимым. Это нашло даже отражение в советских в анекдотах.
В любом случае, Тито строил у себя то, что считал нужным. Коммунистическая революция в Югославии совпадала с национально-освободительной борьбой. Предприятия, принадлежавшие немецкому и итальянскому капиталам, были у врага конфискованы и превращены в государственное имущество. Сопротивляться этому в крестьянской стране слаборазвитого капитализма было практически некому.
Я сам историком не являюсь, все мои жизненные размышления основаны на личных впечатлениях, читатель, конечно, может со мной поспорить, но в данном случае мне кажется, что именно в Югославии существовало что-то похожее на социализм, во всяком случае, недостатков подобный строй имел значительно меньше. Конечно, можно сказать, что Тито сидел сразу на двух стульях, и его страна не тратила таких колоссальных денег на оборону, но в этом как раз и состоит умение политического лидера правильно выбрать себе союзников.
Так незаметно, разглядывая придорожные посёлки, мы подъезжаем к обычному городку под названием Кладово. Название уже славянское, при римлянах он назывался по-другому. Город находится в 243 км. от Белграда, население его примерно 10 тыс. человек.
В отсутствии указателей водитель сбился с дороги, по-сербски постоянно что-то спрашивая у прохожих, далее едем по грунтовке, и, наконец, останавливаемся на берегу Дуная.
На другой стороне Румыния, хаотично торчащие трубы обозначают крупный промышленно-развитый город Дробета-Турну-Северин.
В начале второго века новой эры, в этом узком месте Дуная, римляне построили мост шириною 14 м. и длиною 1127 м. Мост в инженерном исполнении не имел на то время каких-либо аналогов. Через каждые 45 метров в воде была установлена мощная опора. Конечно, на тот момент уровень воды в Дунае был ниже, и посередине реки возвышался небольшой остров под названием Шимиян, который архитектор решил задействовать.
Но как римляне укрепляли в воде опоры? Считается, что вначале они ставили волнорезы, и, дабы уменьшить силу течения, римские инженеры переправляли русло вправо и влево от острова.
Сооружение действительно грандиозное. Первоначально именуемый Pontes, этот мост один из самых значительных сооружений Римской эпохи на Балканах. Он возведен в рекордно короткие сроки с 102 по 105 год. Архитектором являлся Аполлодор Дамасский, который по легенде так и не прошёл по своему мосту.
Забегая вперёд, скажу, что в 1856 году русло сильно обмелело, и над водой было видно 20 опор. Они мешали судоходству, и после долгих споров в 1906 году 2 опоры снесли. К 1932 году сохранялось 16 колонн. К 1982 г. их было 12. В наше время осталось всего 7 опор, но видно из них только 2,
обе из которых на сербской стороне огорожены специальной дамбой.Так для чего же римляне воплотили в жизнь столь грандиозный проект?! Уверен, люди моего возраста помнят такие фильмы как «Даки» и «Колонна», где маленький гордый народ даков противостоит могущественной римской армии (в детстве я с друзьями смотрел эти фильмы в кинотеатрах по несколько раз). Даки (Daci) — фракийские племена, их государство Дакия было соперником набиравшего силу Рима. Дакия занимала примерно ту же территорию, что и современная Румыния. Впрочем, истинными потомками даков многие учёные считают валахов. Представители этого народа проживают по обе стороны Дуная.
В фильме «Даки» представлена война глуповатого императора Домициана с даками в 85 и в 89 гг н.э. В первой кампании римляне с треском проиграли. Так называемые варвары разгромили 12 легионов (армия в 72 тыс. человек). Более того, царь даков Децебал захватил все римские знамёна. Во второй войне успех в сражении сопутствовал легионерам, однако римляне вынуждены были заключить довольно постыдный мир, и даки отстояли свою свободу.
Фильм снимался как раз в этих местах. В обеих кампаниях 85 и 89 годов римляне перебирались через Дунай (Истр), ставя в качестве понтонного моста корабли.
К концу первого века н.э. к власти в Риме пришёл Траян. Он являлся первым императором, рождённым вне Рима. Его отец происходил из семьи римлян переселившихся в Испанию, при этом отец Траяна в роду вообще был первым, кто добился сенаторского сословия, и произошло это при Нероне.
Одним словом, Траян являлся простолюдином, поэтому он пытался преодолеть некое пренебрежительное отношение со стороны знати. Рим к тому времени остро нуждался в деньгах, и жил фактически в долг — императору Траяну словно воздух необходимы были деньги и победы.
Траян это понимал, поэтому действовал осторожно и в тоже время одновременно шёл ва-банк. Во время войны 101-102 годов римляне лишь слегка продвинулись в Дакию, но этой территории хватило, чтобы начать строительство крепостей возле Дуная, и, самое главное — моста.
В 105 году, сославшись на нарушение мирного договора, римляне подвели войска. и, атаковали варваров сразу с нескольких направлений. В 106 г. после падения своей столицы города Сармизегетуза, Децебал совершил самоубийство, пронзив себя мечом. С его смертью сопротивление даков завершилось. Дакия стала римской провинцией. Эта страна во все времена была богата драгоценными металлами, именно поэтому сюда так стремились римляне. После победы они вывезли из Дакии 165 тонн золота и 31 тонну серебра. Граждане Рима ликовали, денег хватило и на хлеб и на зрелища.
Второй фильм «Колонна» рассказывает о том, как римляне, победив Децебала, обустраивали Дакию. По фильму отдельные отряды даков ведут партизанскую войну. Но это кино, с исторической точки зрения говорить об этом сложно. А вот то, что римляне на территории Дакии много чего построили, это действительный и неоспоримый факт. Те два шоссе, которые идут в горах по обе стороны Дуная, проложены по старым римским дорогам. На левой стороне, на территории Дакии, для охраны моста римляне поставили крепость Дробета.
Думаю, многие туристы, посетившие Рим, помнят колонну Траяна, которая с 113 года и вплоть до нашего времени гордо возвышается на одной из площадей в центре города.
Колонна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн.
Её ствол покрыт спиральной лентой рельефного рисунка, который закручен по колонне в 23 витка. Общая длина рельефа почти 200 м. Лента идёт вверх, постепенно расширяясь, отчего снизу кажется, будто полоса изображения имеет одинаковую ширину.
Итак, двести квадратных метров камня сплошь покрыто рельефным изображением – грандиозная идея дать зрителю представление о войне Римской империи с Дакией долгое время не имела себе равных по масштабу и воплощению. В сценках последовательно представлена история войны императора Траяна с варварами. Всё изображено очень чётко и точно, вплоть до деталей одежды, оружия римлян и их противников.
Более того, художники старались передать чувства людей.На первой сценке полуобнажённый старик, поднимающийся из волн, смотрит вслед идущим легионерам. Старик символизирует божество Истр. В его глазах тревога и ожидание – даже боги не знали, чем кончится эта война.
Последнюю верхнюю сценку снизу видно плохо. В бинокль можно рассмотреть, что возле упавшего с коня Децебала художник изобразил дерево – символ побеждённой, заросшей лесами Дакии, которую так самозабвенно защищали царь и его народ.
Мир вообще интересно устроен. Люди часто чего-то страстно желают, а получив, не знают, как от этого избавиться. Если император Траян вложил огромные усилия в строительство моста, то уже через 50 лет император Адриан вынужден был его разрушить. И сделал он это, дабы затруднить новым варварам переправу через Истр (Дунай).
В 271 году после окончательного ухода римлян городок Дробета запустел, и после потомки даков не единожды вновь и вновь обживали это место.
В 6 веке византийский император Юстиниан временно восстановил мост и часть города Дробета, находившегося под влиянием Константинополя, но примерно в 600 году мост пришлось вновь разрушить.
Часто бывает так, что многие исторические даты и события покоятся в веках, далее история поднимает что-то на щит, и это что-то единичное, предстаёт пред людьми, живущими уже в другое время в нужном для них контексте. Так было и с войной Рима против Дакии. Режиссёры сняли два исторических фильма «Даки» и «Колонна», которые посмотрел Николай Чаушеску. Говорят, что именно под впечатлением от фильмов новый хозяин Карпат приказал откопать следы пребывания римлян и даков.
Свою бывшую столицу Сармизегетуза румыны привели в порядок, однако далее на археологию денег не хватило. Поэтому здесь на берегу Дуная поступили проще — чтобы подчеркнуть римские корни к названию города Турну, добавилось Дробета-Турну-Северин.
Ради справедливости отмечу, что на сербской стороне в Кладово тоже стояла римская крепость, предназначение которой также было защищать мост. В 441 году гунны её полностью разрушили. Позже на развалинах римской крепости турки возвели здесь двухуровневую цитадель, назвав её «Фетислам» (Защита ислама). К моему большому сожалению, мы там не были, ибо посещение этого места не входило в наш туристический маршрут. Сербы вообще не любят всё, что связано с турками. Они не любят про это писать, и не любят это показывать.
Но турецкие следы на Дунае всё же встречаются. Так, например, далее мы проезжали деревушку Текия. Название её турецкое. В Текия с 15 века вплоть до 1857 года жили турки, точнее перешедшие в ислам сербы, большинство из них были рыбаками, зная фарватер, они нанимались на корабли лоцманами.
Загружаемся в микроавтобус и движемся дальше. Наша следующая остановка крепость Диана.
Но не одной только историей древнего Рима прославился Дунай и его окрестности. Значимые исторические события происходили здесь в различные эпохи. В этих местах 6 апреля 1941 года немцы на плотах и на лодках неожиданно форсировали Дунай. Нападения здесь никто не ждал. После этого немецкие части беспрепятственно подошли к югославской столице. Город пал 17 апреля. В этот день король отдал приказ – прекратить сопротивление, и генерал Калафатов в немецком посольстве (недалеко от церкви Святого Марка) подписал капитуляцию. После, когда гитлеровцы ушли, Южную Сербию оккупировали болгары, что-то взяли под контроль хорваты, где-то подсуетились венгры.
Далее в 1944 году немецкая Черноморская флотилия отступала по Дунаю. Их капитаны планировали дойти до Вены, но из-за низкого уровня воды это оказалось невозможно. Вот тут самое любопытное! По словам нашего гида, возле посёлка Брзы Паланка фашисты затопили практически весь свой флот.
Пошёл на дно даже плавучий госпиталь вместе с ранеными. Югославское телевидение в середине 60-х сняло об этом документальный фильм, где наблюдавшие трагедию местные жители про это рассказывали. Однако я сам подтверждения или опровержения подобного так и не нашёл. Зато, если для нас война закончилась 9 мая, то Сербии она продлилась до 15 числа. Пробивавшиеся из Греции немецкие части капитуляцию не признавали, и воевали до тех пор, пока не были полностью разбиты.
На нашей стороне и на румынской появились покрытые зеленью горы.Придорожный плакат сообщает, что мы въехали на территорию национального заповедника «Джердап». Вскоре водитель предлагает нам выйти из машины. Взгляд невольно привлекает гидроэлектростанция, в 2-х км. вверх по течению перегородившая Дунай. Едва я успел её сфотографировать,
Далее мы направились к развалинам крепости. Цитадель построена римлянами одновременно с мостом Траяна, крепость входила в дунайскую оборонительную линию. С первого взгляда видно, что Диана уступает по своим параметрам и художественным исполнением Ганзиграду-Ромулиана. Впрочем, это объяснимо, ибо тогда шла война, и римлянам было не до красоты. Разглядывая кладку, сразу видно, что римляне очень и очень спешили. Башни Дианы меньше размером, чем в подобные башни в Ромулиане. Диана по площади занимает и меньшую территорию. Но цитадель стоит в стратегически важном месте — Дунай здесь сужается, образуя так называемые «Железные ворота».
Крепость названа в честь римской богини Дианы, и построена на высокой скале, отчего в 70-х подъём уровня воды её не затронул. Потенциально Диана стоит в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Если вновь сравнивать с Ромулианой, то думаю, что здесь не так тщательно работали археологи, хотя работы тоже проводились. Причём в последний раз здесь копали в 2012 году.
В любом случае, учёные чётко определили — на территории крепости был жилой городок. Гарнизон римлян делился на пехоту и кавалерию. Стены опоясывал заполненный водой ров, на её территории существовали склады, казармы, бани, жилые дома, храм и главная улица. Некоторые здания имели систему централизованного отопления. Впрочем, где и как всё это располагалось, простому человеку понять теперь можно лишь отчасти.
Диана подверглась разорению вначале от гуннов, затем от галлов. Во втором тысячелетии активной жизни на её территории уже не было, что и позволило сохранить постройки в первоначальном виде.
Шоссе постоянно петляет, повторяя повороты Дуная. Внизу узкой лентой переливается Дунай, сверху поросшие лесом горы. Встречных машин мало, справа и слева почти полное отсутствие жилья, при этом чередуясь, постоянно идут СМС – вы в зоне роуминга Румыния, вы в зоне роуминга Сербия…..
Национальный парк «Джердап» расположен по правую сторону Дуная. Это одно из самых интересных мест, как Сербии, так и Европы. В старину «Джердап» называли «Железные ворота». Здесь Дунай на протяжении 15 км. узкой лентой вьётся между двух горных систем: слева Карпаты — справа Балканы. Река сужается, в некоторых местах её ширина не более 140 метров, при этом глубина достигает 90 метров, соответственно дно реки на 30 метров глубже Чёрного моря. В девственных лесах насчитывается более 1100 видов растений, также в заповеднике сохранилось большое количество редких птиц и животных.
Наконец достигаем местечка Велики казан (Большой котёл), с отвесных скал открывается великолепный обзор на горы и на зажатый между ними Дунай (вот и ещё одно тюркское название). Слышится скрип тормозов, где-то внизу на противоположной стороне поворачивая, притормаживает грузовик. Приглядевшись, можно увидеть на румынской стороне часовню. Она совсем маленькая и стоит прямо у реки, словно пытаясь на крутом повороте у подножия скалы что-то разглядеть в воде, дабы предупредить об опасности водителей и капитанов. Поворот там действительно очень резкий, а сама дорога узкая, отчего водители, не видя встречных машин, перед скалой обязательно сигналят. Звук клаксона разносится над водой на большое расстояние, и далее его подхватывает горное эхо.
Вновь загружаемся в машину и движемся дальше.
После очередного поворота гид предлагает посмотреть на Дунай. В просвете между деревьев мелькает огромный человеческий лик, большое лицо является неким рукотворным продолжением горы.Украшая скалу, на румынском берегу возвышается 40-метровая статуя Децебала. Царь даков внимательно смотрит на реку. Впечатление такое, что художник этот портрет не выбивал, он просто помог ему из камня выйти. Скульптура считается самой высокой подобного рода в Европе. Её высекли в 2004 году. Работа заняла десять лет и обошлась заказчику, румынскому бизнесмену Иосифу Константину Дрэгану, более чем в миллион долларов. Так потомки даков через 19 веков художественно ответили своим бывшим врагам.