В теперь уже далеком 2002 году, а вроде кажется совсем недавно было), я посетил государство Тунис на севере Африки, и во многом, эта поездка стал для меня "знаковой". Недавно, рассматривая свои старые фотографии, снятые ещё на «плёночную мыльницу», мне захотелось написать об этом вояже, а может быть даже больше о себе "12-и летней давности". ))
В Тунис я поехал в ознакомительную туристическую поездку, так как в то далёкое время мой двоюродный брат открыл достаточно удачный туристический офис под брендом «магазина горящих путёвок». Бренд был тогда, да вообщем то и сейчас, гениален, потому как народ у нас привык не РАССУЖДАТЬ, а ВЕРИТЬ, и реклама давала классный посыл — « У нас на халяву», а это у нас ещё со времён его Величества Мавроди уважают. До сих пор люди, приходя теперь уже в моё собственное агенство, спрашивают «что-нибудь горящее».
Поскольку в финансах я тогда, как и сейчас был сильно стеснён, я быстро понял, что ознакомительные туры для менеджеров турагенств, точно что самый дешёвый, но в тоже время очень интересный способ посмотреть мир, я направился в «рекламный» тур в страну в Северной Африке.
Помню, что цена поездки была 200 доллларов США, туроператора, который все это организовывал уже давно не существует, а ещё не из «обновлённого» Домодедово в аэропорт Монастира нас вёз борт «КрасЭйра» — ИЛ-86. Как же я жалею, что у меня не осталось фоток того Домодедово, в нём была своя прелесть. Он был меньше, "совковее", уютнее и не так загружен как сейчас, но увы, первые фотографии у меня начинаются лишь в аэропорту Туниса.
В то время я вообще не понимал зачем фотографировать что-то кроме себя на фоне, поэтому фотографий без меня лично у меня совсем нет, но это и интересно смотреть как меняется мировоззрение человека с возрастом. Думаю я сейчас в 33 и я тогда, в 21, два совершенно разных человека.
Прилетев в Монастир, мы сразу отправились в курорт Сус, который находится несколько севернее, чтобы остановиться там в отеле «Sol Club el Kantaoui», теперь он называется «El Mouradi Club el Kantaoui”. Помню, что я тогда в душе по белому завидовал девочке из Ярославля, которая встречала нашу группу и сопровождала нас на автобусе, мне казалось тогда, что это не работа, а мечта, так как я всегда потенциально боялся однообразной работы в офисе.
Я выбирал места в отеле и фотографировал себя.
Что я тогда знал о Тунисе, только что знаменитую фразу римского полководца Катона старшего «Карфаген должен быть разрушен», и что финикийский город Карфаген находится именно на территории современного Туниса. В этом посте я специально пишу свои личные впечатления, а не какие-то исторические справки, это своего рода «ностальгия по молодости», а не отзыв о Тунисе)).
Тогда я курил и в то время запретов на эту пагубную привычку не было совсем. Все курили везде где хотели, никто не боролся за «здоровье нации», и в этом тоже состоит прелесть тех лет.
В Сусе был, а должно быть есть и сейчас, гольф – клуб и на разделительной полосе стоит большой памятник мячику.
В ознакомительных турах "трудовые будни" "скрашиваются" просмотром отелей, чтобы менеджеры впоследствии знали что будут продавать. Пятизвёздочный отель «Orient Palace”, 12 лет назад мне казалось модным надевать босоножки вместе с носками и фотографироваться на территории пятизвёздочных отелей. Глядя на эту фотку, я вспомнил, что эти босоножки у меня вырвал один индийский сумасшедший в Гоа, спустя 6 лет, я их скрипя сердцем отдал, чтобы избежать ненужной драки.
В Сусе я хорошо запомнил лишь медину – центральную часть города и порт для яхт – Порт Эль Кантауи. На следующем фото мой собутыльник сосед Володя. Он был журналистом и посетил около 70 стран по всему миру. Мне казалось, что это предел мечтаний и я хорошо помню наш диалог тогда.
-«Володя, а ты был в Америке»
-«Ну конечно, кто же из русских не был в Америке».
Как же я тогда хотел стать таким как он, журналистом и путешественником, в то время я поставил себе цель путешествовать постоянно, потому что ничто иное в жизни не было мне так интересно.
Мы несколько раз встречались после этого вояжа с Володей в Москве, я очень надеялся, что он поможет мне с работой, связанной с путешествиями, потому что он называл себя «профессиональным путешественником». Я всю свою жизнь воспитывался и жил так, что надо отвечать за свои слова, если дал слово, "то умри, но сделай".
Но Володя, в какой-то степени, преподал мне очень важный в жизни урок, что люди могут говорить что-то, а после не делать. Он неплохой человек, но помочь мне с работой не смог, а может и не захотел, что по сути уже не имеет никакого значения. Я очень благодарен ему за этот жизненный урок.
Медина в Сусе.
А ещё я понял что зарабатывать деньги «профессионально путешествуя» нельзя, потому что зарабатывать можно лишь, делая что-то полезное для людей, ну если ты не чиновник в нефтяной супердержаве.
Фотография в порту Эль Кантауи с обрезанным сверху фонарём, а снизу ногами «главного объекта», мне тогда казалась классным кадром.
Пробыв 3 дня в Сусе, мы рано утром выехали на юг страны и первой остановкой стал древний город Эль-Джем со знаменитым амфитеатром. Это третий по величине амфитеатр в мире после Колизея и амфитеатра в Капуи. Я не был в Капуи, но Эль-Джем мне понравился гораздо больше Колизея хотя бы потому, что туристов здесь все-таки значительно меньше, чем в Риме.
Здесь можно спокойно гулять и осматривать помещения, где гладиаторы ожидали сражений, без толкучки, как в Риме. Я как раз был тогда под впечатлением нашумевшего фильма Ридли Скотта «Гладиатор».
Арена амфитеатра.
После Эль-Джема мы поехали дальше на юг в сторону границе с Алжиром и Ливией. По дороге заезжали в дома берберов – коренных жителей Туниса. Помню, что тогда нам рассказывали, что знаменитый фильм «Английский пациент», который я так и не смотрел к своему стыду, снимали именно в пустыне в Тунисе.
Берберский домик.
Нам говорили, что берберы обладают способностью предсказывать судьбы и видеть будущее, но тогда я этим не интересовался и не проверял. А сейчас бы с радостью побеседовал с ними и написал бы об этом пост.
В 21 год мне казалось классной фотография, где верблюжонок пьёт молочко, а я пиво.
Наш путь шёл в оазис Дуз, который ещё называют «ворота в Сахару». Действительно к югу от Дуза начинается огромная величественная пустыня, куда я просто уверен, что съезжу обязательно.
Сейчас читая отзывы, которые так любят писать туристы об отелях, про отель Golden Yasmin Mehari Douz 3*, где я тогда остановился, можно лишь уловить общий негатив, что это «паршивая трешка». Но для меня тогда это был супер – отель и супер поездка в самую большую пустыню на нашей планете.
В этом отеле нам делали замечательную и очень интересную экскурсию на верблюдах в пустыню, может быть сейчас на «четвёртом десятке» я скажу, что это «туристический разводняк», но тогда в самом начале «третьего десятка» я был безумно счастлив.
Классно было осознавать, что прямо за спиной находится огромная и величественная пустыня Сахара.
Здесь же в Тунисе мне суждено было найти свою будущую жену с которой я провёл 10 лет совместной жизни. Я верю в энергию, что встречи и расставания людей не случайны. На этом фото в отеле «Golden Yasmin Mehari Douz”, я стою крайний слева, а будущая супруга четвёртая справа, тогда никто из нас не знал, что эта поездка закончится десятилетним браком.
Помню что ночью мы ходили гулять и пили вино вне отеля на лавочке в Дузе под ночным небом Сахары.
Утром следующего дня мы выехали к соляному озёру Шотт-эль-Джерид и были всего в 150 километрах от границы с Алжиром. Я помню, что думал тогда, что же будет, когда я смогу посетить Алжир, каким я буду и сколько мне будет лет. Я не знал тогда, что в Алжире я смогу побывать лишь через 12 лет, уже будучи в разводе и имея двоих детей. Интересно а что же будет ещё через 10 или 12 лет...)
Многие привозили с озера соляные кристаллы в форме розочек, я тоже их привёз тогда, но уже давным давно потерял.
Потом нас высадили из автобуса и вся группа продолжила путешествие на старых джипах «Nissan Patrol”. В то время я ездил на "Москвиче 2141", который достался мне от дедушки, и «джип» был пределом моих мечтаний.
Тогда я не знал, что через 10 лет буду ненавидеть водителей джипов, для которых в принципе скорость 160 км/ч предел, за то что они не уступают дорогу, когда в левом ряду ты едешь быстрее их. Возможно люди считают, раз он смог купить себе джип, значит он Царь……Это встречается только в России, нигде в мире больше я не встречал такого, но с появлением камер на дорогах, мне и на машине как-то уже поднадоело гонять.
Тунисские водители «крутых внедорожников».
Потом путь лежал в Тунисские оазисы, названия которых мне уже вспомнить не удастся….время….оно все стирает неумолимо, шаг за шагом.
Думаю что оазисы были где-то по дороге на север, так как уже к обеду мы прибыли в тунисский город Кайруан – четвёртую святыню Ислама, после аравийских городов Мекки и Медины и израильской столицы Иерусалима.
В Кайруане нам показывали как делают ковры, многие их даже покупали, но у меня в то время денег было с собой лишь 100 долларов США на всю поездку, так что ни о каких коврах думать и не приходилось, как говорится «нет денег, нет и проблем, куда их потратить».
Мечеть Укба — великая святыня для мусульман, а мне Кайруан запомнился дождем, единственным, за все время моего пребывания в Тунисе.
На этой фотографии мечеть вряд ли изображена, т.к. фотограф её "грамотно отрезал сверху")), но тогда мне и такие кадры казались нормальными. Так непривычно сейчас понимать, что снятый кадр нельзя сразу посмотреть и перефоткать, а в далеком 2002 году цифровых фотоаппаратов почти не было и я снимал на свою пленочную мыльницу Olympus Mj2 со светосилой 2.8.
Из Кайруана мы возвращались не в Сус, а ещё выше в Хаммамет – ещё один курорт для отдыха на берегу моря. Через 12 лет, будучи в Алжире, я узнал, что у этого большого государства почти нет своих резортов на побережье и алжирцы с радостью ездят отдыхать в соседний Тунис, всё в те же Сус и Хаммамет.
Полдня я катался на велосипеде по прибрежной дороге и купался в море, а вечером мы заселился в замечательный отель «Fourati”, где со мной приключилась пренеприятнейшая, но очень поучительная история.
Вечером мы пошли в местный бар,
а после на местную дискотеку. Здесь я познакомился с двумя алжирцами, как раз в те годы в соседней с Тунисом стране было радикальное движение исламских фанатиков. Я пил вино, а они чай и после мирных разговоров "о том о сём", они начали спрашивать меня о Боге и говорить что-то о том, что как мы можем верить в Бога, если бухаем....Можно быть какой угодно религиозной конфессии, но только лишь не фанатиком. "Верить" очень часто является антонимом к слову "думать".
Разговор с религиозными фанатиками потерял для меня всю ценность и я, попрощавшись, ушёл танцевать на танцпол. Но ребятам и этого было мало, они подошли ко мне в танце и начали сильно толкать, пытаясь спровоцировать драку. Драться с ними было бы моей плохой реакцией на их провокацию, и я счел более мудрым и сильным решением покинуть эту дискотеку).
Удивительно, но через 12 лет в Алжире, я вообще не сталкивался с агрессией, и также необычно, что эти ребята говорили по-английски.
Фурати — прекрасный отель с очень зелёной территорией и номерами с огромными балконами. Настроение у меня, на следующий день, было прекрасное — море, солнце и «никто не грузит»….Это сейчас, я просыпаясь утром и засыпая вечером, судорожно проверяю электронную почту и мой мобильный телефон включен 24 часа в сутки и за 10 лет я НИКОГДА его не выключал, а тогда я был моложе и гораздо свободнее….
Вот он этот отель с замечательным бассейном.
Немного «накатив» перед ужином, мы поехали на тунисский фольклорный вечер в ресторан, где показывали интересное шоу, удивительно, но некоторые элементы шоу, я помню и сейчас 12 лет спустя.
Вот это особенно круто – держать на носу стул с девочкой.
Фотки со змеями уже давно банальщина, но тогда мне казалось это очень и очень необычно.
Когда мы вернулись обратно в отель, то по хорошей традиции собрались отмечать хороший день на нашем балконе. На этой фотографии тоже есть моя будущая жены, она единственная, кто стоит, но тогда даже и намёка не было на дальнейшие отношения.
Отмечали, отмечали и пошли плавать в бассейн, ну а я, как настоящий папарацци, фотографировал как отдыхают и гуляют русские «от души, от сердца».
После такой тусовки, я помню лишь, что пришёл домой около шести утра, а выезд у нас был ровно в семь. Решив немного «освежиться» я лёг в ванну и уснул прямо там. В девять меня разбудил звук воды, которая лилась на пол и залила уже почти полномера. Быстро выскочив из ванны и одевшись на скорую руку, я обнаружил, что вся наша группа уже уехала на экскурсию в Карфаген, который находится гораздо севернее.
Свой мобильный телефон я предусмотрительно и бережно оставил дома, т.к. роуминг тогда стоил совершенно не реальных денег, да и не каждый тогда имел сотовый. Мне можно было бы остаться в отеле и подождать группу, но ещё одна сложность была в том, что мы следующую последнюю ночь в Тунисе должны были жить в другом отеле, название которого ещё толком никто не знал, оно уточнялось.
Кредитных карточек тогда у меня не было, а денег в кармане из 100 изначальных оставалось лишь 10 долларов США. Почему Володя, живший со мной в одном номере, и те, с кем мы пили вчера, не разбудили меня, останется уже на их совести, хотя никто и никому в этой жизни ничего не должен.
И не важно кто виноват, но я воспитывался – никогда не бросать друзей в беде. Папа часто рассказывал мне в детстве истории про войну из которых я запомнил одну фразу – «Сам погибай, а товарища выручай»).
От Хаммамета до Кайруана расстояние около 80 километров, за 10 долларов доехать никак не получится, связаться не с кем, отель не проплачен……Спасло лишь то, что со вчерашнего вечера все оставили весь алкоголь в моём номере. Неспешно погрузив все бутылки в свой чемодан, я решил, вызывать такси и ехать до стоянки, где до Кайруана ходят рейсовые автобусы, а там уж куда глаза глядят, хоть в посольство иди...)
Таксист оценил поездку из отеля до стоянки в 5 долларов США и мы тронулись в путь. Я тогда не знал, что нашей принимающей стороной в Тунисе была компания «Concept Voyages”, но знал как "разрисован в фирменный стиль" наш автобус и тут, О ЧУДО, по дороге я увидел минивэн, в той же символике, что и наш автобус. И главная фишка здесь в том, что мы встретились на дороге в определённое время, не грузил бы я бутылки в свой чемодан, приехал бы на 10 минут раньше и не встретил бы этот минивэн. В этой жизни действительно интересны случайности.
Тогда я ещё не учил французский и не знал ни одного слова, а в Тунисе, так как страна долго была под протекторатом Франции все общаются именно на этом красивом языке. Но тем не менее я объяснил таксисту «притереть» тот минивэн к обочине, что он и сделал, несмотря на недовольство и сигналы в ответ от водителя минивэна.
Мне повезло и второй раз, в этом минивэне находились русские туристы и они тоже ехали в Карфаген. Водитель минивэна связался по мобильнику с водителем нашего автобуса и обещал мне догнать его в течении часа. Ребята в минивэне оценили моё «весёлое» приключение и доехали мы до Карфагена тоже довольно весело. А таксист получил свои 5 долларов, оставив мне ещё целых 5 на последнюю ночь в Тунисе.
Карфаген мне понравился, это был первый разваленный город «римского типа», который я увидел.
В древние времена государство Карфаген включало в себя побережье северной Африки, часть Португалии, острова Сардиния, Корсика, Майорка, Ибица. Карфаген был богатый торговый город.
А босоножки с носками мне сейчас кажутся очень смешными)).
Потом мы ещё ненадолго заезжали в красивый «голубой город» Туниса Сиди-Бу-Саид. По сути и Карфаген и Сиди Бу Саид – это пригороды Туниса – современной столицы государства Тунис.
В Тунисе — столице одноименной страны я тоже побывал, так как там мы там сделали небольшую остановку. Вот так я фотографировался раньше с главными достопримечательностями городов. На заднем плане Собор Святого Викентия де Поля — красивейший собор столицы.
Вечером того же дня мы заселились в отель с очень сложным названием “Nahrawess” – это название я тоже запомню на всю свою жизнь. Как только мы прибыли и разместились в отеле, Володя попросил меня взять алкоголь на его средства, так как у меня денег уже не было.
В Тунисе ситуация с алкоголем следующая – он конечно есть в отелях, но дорогой, а чтобы купить по хорошим ценам, нужно ехать в специализированные магазины, которые называются «Магазин Дженераль». Я сразу выехал из гостиницы, потому что эти магазины закрываются достаточно рано, лишь спросив у таксиста, "дует ли он инглиш"….Он ответил «ес», и как я понял потом, это было единственное слово, которое он знал на самом распространённом в мире языке.
Успев в алкогольный магазин и купив зелье, я понял, что напрочь забыл название отеля в котором остановился. Понимал лишь одно, только этот водитель такси знает, где я живу. Напрасно я рисовал ему «домики у моря», он напрочь ничего не понимал, но нет худа без добра, оказалось что его друг – другой таксист, знает не одно, а три несколько английских слов.
Тёмные узкие арабские улочки сменяли одну за другой, а я даже не знал где мы и куда направляемся. Наконец друг нашёлся и объяснил, что мне на самом деле нужно, все долго смеялись и уже через 20 минут я отмечал в компании друзей последний вечер в Тунисе.
Следующим утром мне удалось занять у кого-то из нашей группы долларов 5 или 10, я уже точно не помню и я пошёл на местный рынок в Хаммамете, чтобы купить себе свой первый кальян. Я думал что это так круто собираться в Москве и курить кальян, но де факто делал я это раз или два, и он нашёл свой вечный покой где-то в глубине гаража)).
Последняя фотка около моря и выезд в аэропорт Монастира, это сейчас перелёты в 4-5 часов для меня стали обыденностью и я запросто могу прилетев, сразу поехать в офис или на какие-то переговоры, а 12 лет назад для меня это было целое событие. Каждый перелёт воспринимался как праздник). А после этой поездки в Тунис я никуда не летал почти два года, более таких долгих расставаний с самолётами не было в моей жизни)).
Уже покидая Тунис, я помню, что пил кофе с Леной — своей будущей женой, я лишь не помню уже на что я его покупал, думаю она меня угощала, так как денег у меня уже не было. Тогда, во время этого кадра, я и думать не думал, что с ней мне будет суждено прожить 10 лет и она родит мне двух прекрасных детей. Также я никогда и не думал, что разведусь, потому что уходить из семьи и жить без детей тоже было не в "моём мировоззрении", но как сказал в своё время гениальный Стив Джобс "You can't connect the dots looking forward; you can only connect them looking backwards" — Я даже не знаю как это точно можно перевести на русский язык.
Напоследок карта Туниса с моим маршрутом, вот так летним дождливым днём летом 14 года, я вспоминал весну 2002....))
...to be continued...
P.S. Это пост я писал о своих воспоминаниях и эмоциях, так захотелось просто, ведь собирать и запоминать нужно эмоции вдохновляющие нас, а не вещи...и это заметка наверное скорее даже больше обо мне, чем о Тунисе, ну и других фотографий из этой страны, у меня, к сожалению, нет.....