Почти любой город имеет свои промышленные зоны, спальные районы, исторический центр. Петербург не исключение. Более того, наиболее привлекательный для туристов его центр весьма компактен, что позволяет легко ознакомиться со всеми основными историческими и художественными достопримечательностями. При желании это можно сделать в пешем режиме, оставив транспортное перемещение лишь для пригородов.
Кроме того, выбрать тот темп осмотра и тот ракурс, который подойдёт именно вам.
С загородными резиденциями, вроде, всё ясно: Петергоф, Царское село. Далее, по возможности, Павловск, Ораниенбаум. В последние годы после значительных реставрационных работ приобрели популярность Гатчина и, конечно, Константиновский дворец. Те же, кому имперский блеск и парадность не очень привлекательны, могут выбрать направление, боле соответствующее собственным интересам:
с исторической, да и с архитектурной, точки зрения, на первые позиции я бы поставила Кронштадт и крепость Орешек. Выборг тоже очень интересен, но находится он значительно дальше;
с художественно-литературной — пригород на Карельском перешейке: посетить "Пенаты" Репина, поклониться могиле Ахматовой в Комарово... Здесь же уходящая в прошлое архитектура модерна деревянных загородных строений.
Кстати, появившееся не так давно, понятие "Золотая миля" включает, как раз это направление, но относится, скорее, к стоимости недвижимости.
Но вернёмся в Петербург. Есть точка отсчета без которой не может состояться ни одно знакомство с городом – Петропавловская крепость и всё, что её окружает. Здесь и объяснять нечего – только любоваться!
Дальше – сложнее. Попробуйте написать о Невском проспекте, если это сделал уже, к примеру, Гоголь, а с перечислением того, что здесь находится, прекрасно справляется любой путеводитель. Маршруты? В отличие от многих, я не смогу их предложить: когда приезжают друзья (которые не первый раз в Петербурге), я «подстраиваюсь» под их интересы – с кем-то мы пойдем гулять вдоль Мойки или Фонтанки (там своя атмосфера), а с кем-то ни за что не пойду, потому что знаю, это не «их», кому-то близки интерьеры дворцов и особняков, кто-то предпочтет уединенность парков, а для кого-то важнее зрелищность и «движуха». Найдется всё, главное, сделать правильный выбор.
Почти беспроигрышный вариант — катание на кораблике. «Почти» поскольку и здесь важно определиться: с кем, зачем. И рассчитать собственные силы. Да, был у меня случай, когда после того, как провели вечер, наслаждаясь джазом и вином, решили посмотреть с воды, как разводятся мосты.
Вообще-то, сама прогулка замечательная, если бы она на этом и закончилась.
Так нет – душа простора требовала, и потому отправились в устье Невы. Мне нравится это постепенно появляющееся ощущение свободы от каменных оков городских застроек, но силы были на исходе. Но домой спать не отправишься…
Кстати, разводящиеся мосты тоже одна из достопримечательностей города. Здесь важно, на каком берегу остаешься… Хочется посетовать: сейчас и вантовый мост построен, и даже ночной поезд метро курсирует между «Адмиралтейской» и «Спортивной», т.е. возможность выбраться из «центра» реально существует. А вот в былые времена – гулять до рассвета можно было с чистой совестью, даже если тебя ждали дома (вернее, и не ждали) — на нет и суда нет.
А теперь я встаю на скользкий путь попытки классифицировать районы центральной части города. Не по формальному признаку, конечно.
В последние годы появилось еще одно понятие — «Золотой треугольник Петербурга» (тоже с лёгкой руки риэлтеров). Ограничен он Адмиралтейской и Дворцовой набережными, Фонтанкой и Гороховой улицей. На перечисление всего, что здесь можно увидеть, никаких сил не хватит, так что смело можно двигаться в любом направлении и создавать свои маршруты. По настроению.
Петроградская сторона. В первую очередь, я сказала бы, подойдет для любителей архитектуры нашего северного модерна. Столько интересных зданий! Но, все-таки, не самое лучшее место для прогулок без цели среди рабочего дня. Исключение можно сделать только для той части, что ближе к Петропавловке.
Васильевский остров – святая святых (по крайней мере, для меня). Я сейчас стараюсь посмотреть на него глазами постороннего, и не могу назвать там чего-либо с ног сшибательного. Остаётся одно – дух – студентов, ученых, художников, писателей, в конце концов, коммуналок.
Аптека доктора Пеля – одно из мифических мест города.
Редкий приезжий доберется до ее окраины, заканчивающейся на берегу Финского залива. Наверно, и правильно: не для каждого наша Маркизова лужа – полноценное море. Да-да, самая большая лужа у нас. А прозвали эту часть Финского залива Маркизовой лужей в честь морского министра России маркиза Ж. Б. де Траверсе. Прозвали с некоторой издёвкой, считая, что маркиз предпочитал пышные парады флота дальним плаваниям. Действительно, во времена его командования корабли Балтийского флота проходили военную подготовку, не заходя дальше о. Котлин (на котором находится Кронштадт). Справедливости ради: именно в те годы была организована Антарктическая экспедиция под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, были Арктика и Сибирь…
Не так давно в Петербурге появился Музейный квартал. Если вас это не удивляет, то, скорее всего, вы не житель города. Меня очень удивило, и я решила провести опрос, спросив у десятка петербуржцев о нём. Излишне говорить, что никто не знал. Наверно, не у тех спрашивала. Тем не менее сказать о нём стоит, потому что в этом когда-то довольно заброшенном уголке центральной части города, за последние годы очень многое привели в достойный вид, сейчас это кладезь интересных «открытий». Квартал ограничен набережной Мойки, площадью Труда, Конногвардейским бульваром и Исаакиевской площадью. Здесь проводятся тематические экскурсии. Если познавать его самостоятельно, то надо подготовиться теоретически, поскольку основная ценность увиденного не только в архитектурных решениях, но, главным образом, в той истории, которой переполнен каждый дом.
Список можно продолжить. Выделить финско-шведский уголок, Соляной городок и т.д. Но пока остановимся.
Напоследок совет. Если вы фотографируете в местах, «незатёртых» другими туристами, не стоит ставить локти на парапеты, перилла и пр., да и, вообще, их касаться, – долго чиститься придётся.