Создавать миры — прерогатива божества, не так ли ? Поэтому меня смутила будка. Какой мир можно слепить из будок ?
(В качестве эпиграфа. Из обсуждения граффити в сети)
Что есть граффити? Жанр живописи? Развлечение маргинальных подростков? Стиль жизни? Способ украшения дворов и будок?
Я не знаю. Знаю только, что граффити — искусство, неотделимое от среды, в котором оно создается, включая мусорные баки и посторонние надписи. Вне контекста этой среды оно вряд ли может быть полноценно воспринято.
Граффити, о котором пойдет речь, расположено в одном из самых старых и самых загадочных районов Москвы — на стыке Китай-города и Ивановской горки. В двух шагах — синагога, обгоревшие руины общежития, Ивановский монастырь, где томилась Салтычиха, странный памятник Мандельштаму и православное палестинское общество. Все смешалось...
Наверное неслучайно в эпицентре этой неразберихи появилась на граффити Кэрроловская Алиса
Алиса, увы, просуществовала лишь около года. Будку стали ремонтировать, и Алиса исчезла :(
А после ремонта будку отдали в руки автора Алисы — Максима Косаткина (работает под ником КОМА). И на четырех ее стенах появились вариации на темы Дюрера — явление настолько необычное, что его смысл, символику и художественную ценность еще предстоит осмысливать.
Поэтому дальше пойдут фотографии, снятые в московском дворе, а также весьма противоречивые мнения о том, что вы на них увидите, взятые из обсуждения этой работы в сети.
""Вариации на тему", таки да. И все же от Дюрера там нет, Дюрер — это психология, нарыв, живопись на грани безумия, осознание бездны и себя в ней. Для будки — хорошо, для Прадо — вряд ли."
"Тут и помимо нахождения прототипов — есть что осмыслить."
"Если в одном из самых странных мест Москвы по какой-то причине бесшабашная иррациональность полусумасшедшего оксфордского математика была заменена всадниками апокалипсиса, изображениями смерти (как минимум в трех разных видах, как минимум на трех стенах), дьявола (на Кулишках-то), Меланхолии итп — это, как минимум, достойно осознания."
"А мне как-то без идеологий подумалось: получился Дюрер в стиле техно . Жестковатый по линии, но ведь и масштаб, и материал диктуют..."
"Автор безусловно мастер. Его Иероним мне нравится даже больше оригинала (особенно, если его не считать Иеронимом). А идея композиционно противопоставить мчащихся разъяренных вооруженных всадников безмятежному младенцу и невозмутимой мадонне, за которыми правда и сила — попросту гениальна."
"Если честно, получилась попса, шиловщина и глазуновщина — превосходящие силы зла и тьмы надвигаются на наш Мир добра и света, раскрашенный на манер последней телеверсии 17 мгновений весны. И сразу выдернутые из Дюрера персонажи начинают светиться православно-лубочным блеском, всё всем понятно, это радует, умиление, благолепие и слёзы из глаз"
А напоследок — мое личное мнение, сформировавшееся в московском дворике.
Ужас, который царит в черно-белом мире вариаций Дюреровских гравюр — настоящий, неподдельный. А силы добра, которые в цвете — лубок, подделка, безжизненная финтифлюшка. Обман тех, кто хотел бы обмануться. Уж очень вычурны позы, неестественны картинки, избыточно ярки краски. И почти нигде нет открытых глаз — "добро" прячет от нас свой взгляд, чтобы не был раскрыт обман. Вряд ли это получилось случайно или от неумения автора.
В этом дворе побывать стоит. Он о многом позволяет задуматься и многое почувствовать.