День завершающий стал самым насыщенным в этом молниеносном (по времени и яркости впечатлений) апрельском путешествии. Два часа пополудни. Хотя не остыли еще эмоции от утренней прогулки по крепости и скалам, от авантюрных маршрутов и таинственных встреч, отправляюсь автобусом №10 в горы, в долину реки Дим Чай.
Сама поездка, довольно длинная по времени, стала как бы дополнительной экскурсией по Алании. За окнами долмуша сменяли друг друга колоритные картинки обычной городской жизни: отважные турецкие байкерши и мальчишка, бредущий со школьных занятий, весело щебечущие девчонки, переходящие дорогу и оценивающий, из-за руля, взгляд местного мачо, старики в ожидании автобуса и скучающий торговец бубликами, креативно расписанная трансформаторная будка и яркие островки цветочных клумб… А еще дома, отели, магазины и над ними совсем уже близкие горы, одетые в пышные ватные шапки кучевых облаков.
В какой-то момент в автобусе оказались рядышком старики двух цивилизаций: бабушка-турчанка в платочке и европейская пара преклонных лет. И так благожелательно, с улыбкой они поглядывали друг на друга, что я решился украдкой запечатлеть эту трогательную сценку.
Наконец въезжаем в долину реки. Минуя гидротехнические сооружения, дорога уходит все выше, метаясь между бурлящим потоком и крутым лесистым склоном. Конечная остановка – на площадке у мощной плотины, держащей, видимо, на своих плечах всю тяжесть высокогорного водохранилища.
Отсюда мне предстоял пеший спуск вдоль берега Дим Чай в обратном направлении в поисках подходящего «плавающего» ресторана. Последнее было весьма актуально – день близок к закату, долина полнится тенями, а со времени раннего отельного завтрака, кажется, прошла целая вечность…Предложения не заставили себя ждать – от первого же заведения у самой плотины.
Но мы-то умные, знаем, какой широкий выбор нас ожидает впереди, ага! Прохожу второй ресторан, третий… , что-то никто уже и не приглашает. Оно понятно: низкий сезон, не видно не только посетителей, но и персонала. Красивые окружающие пейзажи с голодухи кажутся как-то не так красивы… Прохожу мимо безлюдной рыбной фермы – форель резвится в своих резервуарах, предоставленная самой себе.Вскоре появляется весьма симпатичное заведение, беседки которого со столиками под бирюзовыми крышами ярусами спускаются по горе к самой реке, а некоторые установлены прямо в воде, у кромки искусственного водопада.
И, о радость (!), заведение «живое» — у входа садится в микроавтобус большая турецкая компания, а может семья: здесь и усатый толстяк в феске, и строгие матроны, и юноши «со взором горящим», и бойкие девчонки в джинсах, и даже одна скромная дева в строгом хиджабе — стоит, потупя взгляд, в сторонке.Захожу, присаживаюсь у столика на воде в предвкушении сказочных яств. Увы, персонал успел дематериализоваться, видимо, посчитав свою миссию на сегодня выполненной. Отправляюсь дальше, не солоно хлебавши. Рестораны закончились напрочь. А вот дорога хороша: мягкое предзакатное солнце, необыкновенно прозрачный, свежий и «вкусный» воздух, цветущая мимоза по берегу реки,
живописные пороги, тенистые затоны и гроты… Но…,похоже, так и дойду до самого выхода из ущелья, не отведав знаменитой димчайской рыбки!И все же судьба мне улыбнулась. Минут через 20 за очередным поворотом дороги возник улыбчивый дядечка, радушно приглашающий в свой ресторан на другом берегу реки. Пройдя по экзотичному мостику в окружении водяных струй, бьющих из навеса, мигом оказываюсь на уютных диванах за низким столиком на плавающей платформе.
Все, можно разуться, расслабиться в приятной прохладе, в окружении цветов, водопадов, сосен и нависающих скалистых вершин на голубом небесном фоне… Действительно, в этом раю, в горном воздухе, за бокалом Эфеса, в ожидании заказанной форели на гриле я чуть не уснул, убаюканный мерным шумом воды. Рыба была прекрасно приготовлена и, как здесь принято, сопровождалась зеленью, лепешками и т.п. С дядечкой распрощались очень тепло – он был немало удивлен тем, что я из России (посчитал за немца) и не преминул блеснуть знанием русского («давай-давай!), стало понятно, что в сезон и наши соотечественники тут иногда «зажигают».До автобуса (ходит каждый час) оставалось какое-то время, успел еще немного пройти вниз по течению – до заводи, где уютно устроились с удочками местные рыбаки.
Здесь и подобрал меня водитель, возвращающийся в город. До свидания, Дим Чай!Заключительный вечер в Алании… Иду прощаться с крепостью. Громада Кызыл Куле проступает из тьмы.
Ночные стены цитадели кажутся незнакомыми и волшебно-таинственными. Дохожу до самого выхода к Терсане. Город, оставшийся позади, перемигивается огнями в бархатной ночи. Возвращаюсь на набережную. Фонарики на мачтах спящих яхт. Шелестящие струи водопада. Зыбкий подсвеченный силуэт древней крепости на холме…А еще Город подарил мне на прощание нежное сиренево-розовое утро, спокойное и ласковое.
Спасибо тебе, Алания, ты в сердце моем…