Все началось очень тривиально несколько лет назад.
Поселившись в штате Массачусетс, мы решили познакомиться с окрестностями. Первой пришла на очередь природа, от которой было не оторваться пару месяцев. А потом душа возжелала культуры. И мы поехали.
Проехали все окрестные городки и доехали до южного малюсенького с названием Стокбридж. Городок с населением меньше 5000 человек, с одной-двумя улицами очень популярен у местных. Здесь можно задержаться весь день и ещё покажется мало. Да, так бывает. Здесь расположен наш региональный ботанический сад Дерево желаний, два музея искусства, а именно — известного художника Нормана Роквелла и не менее известного скульптора Даниэля Честера, создавшего статую президента Линкольна для его мемориала в Вашингтоне Все люди должны быть свободны, а также замечательный особняк Чоута с не менее замечательным садом Прекрасное место и очень красивое паломническое католическое место.
Все, или почти все вышеперечисленное мы смотрели в несколько заходов несколько лет, и о многом я уже успела вам рассказать. Но в тот самый, первый приезд, в самое первое наше большое путешествие по штату, мы сумели увидеть только сам городок. Он оказался маленьким, и точь-в-точь по чешской поговорке "что маленькое, то миленькое", очень миленьким.
Центральная улица с пешеходами-туристами, старинное здание библиотеки, старинная церковь, всё это купалось в провинциальной летней неспешности.
В центре главной улицы наше внимание привлёк отель с красивым названием "Красные львы".
Красные львы в виде скульптур были, но большее внимание привлекли живые посетители сидящие на веранде в ленивых позах и созерцающие время.
Это просто призывало нас заглянуть вовнутрь. Внутри оказалось, что здесь время просто остановилось. Отель, построенный в далёком 1775 году, оказался историческим и принадлежал к местным достопримечательностям. Вот так, например, выглядела веранда отеля двести лет назад
А так как у него длинная история, связанная с летним отдыхом богатых нью-йоркцев в наших краях, его внешний и внутренний вид очень бережно сохраняются. И мы с интересом рассматривали лобби и разные комнаты на первом этаже, больше напоминающие музей, чем отель.
Было ощущение, что мы провалились во времени и закутались в шарм поздней викторианской эпохи.
Здесь все-все было необычным. Даже такое обычное место, как туалет. Убедитесь сами.
И гуляя среди этого необычного, рассматривая и даже глазея, удивляясь стоящему роялю,
вдруг мой взгляд остановился на чем-то уж совсем необычном. Это была черно-белая фотография на стене. Казалось бы, ну что такого, просто портрет.
Но тут меня как будто стрелой пронзило. Откуда? Откуда здесь, в этой провинции?
Мысль очнулась и закрутилась, словно волчок. "Это исторический, видимо очень известный отель. Это видимо, постояльцы", сказала моя мысль. "Понятно", ответила я сама себе, — "Но почему здесь? Что было причиной?"
Вы сами как думаете?
Вот оно — это фото. Всемирно известный маэстро Мстислав Ростропович в обнимку с незнакомым мне азиатом. Предположительно японцем и предположительно тоже из мира музыки.
Откуда здесь? Гастроли? Какие здесь, в городке с населением менее 5000 человек могли быть гастроли?
С этого момента началось в моей жизни то, что можно назвать "загадка одной фотографии".
На ресепшен отеля ничего не знали. Более расторопный посетитель подсказал одно слово "Тангелвуд". Это название мне ничего не говорило.
Имя этого человека не давало мне покоя. Если бы на стене висела фотография кого-то другого, я бы прошла спокойно. Но воспоминание о музицирующем Ростроповиче у обломков Берлинской стены, своей музыкой и своим присутствием восхваляющем свободу, навсегда осталось в моей памяти. 1989 год. Падение Берлинской стены и вместе с ней падение коммунистических правительств стран Восточной Европы и затем самого железного занавеса — это центральная симфония моей юности. Именно тогда я находилась в одной из этих стран и видела своими собственными глазами бархатную революцию и рождение столь важной для всех нас субстанции — свободы. Границы внезапно открылись и миллионы людей устремились в соседние страны, что бы на себе ощутить объём, почувствовать свежий аромат и увидеть цвет этой субстанции. Гений музыки и бесстрашный свободный дух — это для меня Ростропович.
Пришлось разматывать этот клубок с самого конца. Известно, что когда недальновидное советское правительство во главе Брежневым практически выдворило этого музыкального гения вместе с семьёй из его страны, да ещё и лишило гражданства, после скитаний и мытарств, он поселился в Вашингтоне. Там он в течении 17 лет беспрерывно был дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки. Вашингтон не так далеко от нашего Массачусетса. Но и не так близко. Что же привлекло его в наши края? И что такое "Тангелвуд"?
Ответ пришел неожиданно. Но не сразу. Вы помните, что душа моя возжелала культуры? А вы не забыли, что мы живем в стране, о которой ходит расхожий стереотип, что её население очень некультурное, чуть-ли не безграмотное, да что там мелочиться, они вообще поголовно " все такие тупые"? В какой-то степени этому стереотипу была до определенного времени подвержена и я. Это время окончилось, когда мы переехали в Новую Англию. Желали культуры? Пожалуйста, на ваш выбор — музеи, арт галереи, театры, театральные фестивали, дома-усадьбы писателей, летние концерты. Стоп, у последнего и остановимся. Летние концерты, концерты на природе, что может быть лучше в жаркое лето? И так мы внезапно для себя открыли этот таинственный Тангелвуд.
Тангелвуд — это легенда Массачусетса. А Ростропович — это легенда в мире музыки. И вот в этом месте планеты, которое находится в 50 км от нашего дома, их пути скрестились.
В 1936 году в собственность Бостонского симфонического оркестра перешло 210 акров земли недалеко городка Стокбридж в западной части Массачусетса. Эта территория получила название Tanglewood по имени книги американского писателя Натаниэля Готорна, написавшего книгу "Tanglewood tales". С этого года начинается новая традиция — летние концерты Бостонского симфонического оркестра в Беркширах. Каждый год, с начала июля по конец августа, то есть в сезон школьных каникул, весь коллектив переселяется с востока Массачусетса на его запад. В это время каждый день идут концерты, по нескольку раз в день, на нескольких открытых сценах.
Концерты проходят в концертном комплексе, расположенном на роскошном плато в горах, откуда открываются великолепные виды, на огороженой огромной территории. Представьте себе, что весь комплекс основал Сергей Кусевицкий, русский эмигрант. Он же был первым музыкальным директором. Его именем назван и первый концертный зал на пять тысяч мест,
фото из интернета
Бостонский симфонический оркестр гастролирует здесь непрерывно каждое лето, за исключением 1942-1945, когда был закрыт из-за второй Мировой войны.
В 1994 году был построен новый прекрасный концертный зал имени дирижёра Озавы.
наружный боковой вид
Именно его мы посетили одним прекрасным июльским вечером, когда решили послушать цикл русских песен в исполнении американских музыкантов. Оба зала спроектированы так, что на лето открывается задняя, четвертая стена и зрители могут сидеть как в самом зале, так и снаружи на лужайке.
По вечерам можно было увидеть множество людей со своими стульями и корзинками еды. На этих полянах принято зажигать свечи. Кто-то сидит внутри зала, а кто-то, по дешевым билетам, здесь, на поляне.
К сожалению, нельзя фотографировать во время концерта, поэтому все фотографии сделаны в перерыве.
Дальше здесь можно увидеть огромные зеленые территории для прогулок, а кроме того, оборудованы огромные поляны для пикников, на которых приезжающие могут устроить себе маленький праздник.
Кроме самого оркестра, исполняющего все виды классической музыки всех известных композиторов, включая оперную музыку, сюда часто приезжают гости. Гости эти имеют славные и известные в мире музыки имена. Так, в течении всего лета 1975 года, очень важным гостем был Мстислав Ростропович, который приехал вместе со своей женой Галиной Вишневской и дочерьми Ольгой и Еленой. Тогда, в исполнении маэстро, звучала музыка его любимого композитора Дмитрия Шостаковича.
Фотография на стене отеля "Красные львы" была сделана в то лето. Второй человек на фотографии — Седжи Озава, друг и дирижер нашего великого музыканта, чьим именем был назван второй концертный зал, в котором были мы.
Почти восемьдесят лет, почти беспрерывно, каждое лето в течении двух месяцев, по несколько концертов в день, происходит это музыкальное таинство. Приобщиться к нему может каждый, ибо цены на него невелики, они колеблются от 10 до 25 долларов. Если же вы приходите со своим стулом или просто пользуетесь лужайкой, то входной билет стоит всего 5 долларов. Об остальных удобствах, в виде огромных парковок, доступных туалетов, кафе и мест для пикника даже говорить не приходится. Всё это за многие годы отработано до образцовой стадии.
Залы никогда не пустуют. Много приходит молодых людей, семей с детьми. Для детей организуются специальные детские концерты, есть концерты ориентированные на семьи в дневные часы. Работает образовательный музыкальный центр. И это всё при том, что речь идёт не о популярной музыке, ни о рок-концертах, а о классической, симфонической музыке, о серьёзном жанре!!
Это воистину — музыка для всех!
Так окончилась моя история одной фотографии. Её разгадка оказалась совершенно неожиданной. Для меня окончательно и бесповоротно был сломан стереотип о некультурной нации, о бездуховности американского народа. Он растворился сам, исчез, лопнул, как мыльный пузырь. Все последующие годы я только продолжаю в этом убеждаться. Убеждают меня и американские библиотеки, и книжные магазины, и музеи, которые все заполнены посетителями ежедневно и ежечасно. Убеждают меня и многочисленные выставки и художественные галереи, которые можно встретить не только в столице, но и по всей стране, а самое главное — в провинции, все это не пустует, активно посещается и туристами и местным населением. Для полноты картины стоит добавить традицию бесплатных летних концертов на открытом воздухе.
Друзья! Мы — путешественники мечтаем о том, чтобы были отменены визы и с ними и границы между государствами, чтобы мы все могли путешествовать легко и свободно. Но видимые границы — это всего лишь отражение границ в наших головах. Вы помните моё воспоминание об открытии границ в Восточной Европе? А теперь их вообще отменили. Для всего этого понадобилось изменить мышление людей.
Давайте же и мы все начнем сначала ломать границы в наших головах. С ними вместе давайте ломать стереотипы о разных народах. А этому очень помогают путешествия.
И последнее. Будете в наших краях — заезжайте на концерт в Тангелвуд. Обязательно! Обещаю вам, вы не пожалеете!
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Много лет назад, эдак 20-25, я изучала астрологию. Тогда я узнала, что это — точная наука, сочетающая в себе многие элементы математики, астрономии, психологии. Потом в моей жизни было много интересов, в том числе нумерология, ароматерапия, учение о чакрах, учение о духовной составляющей драгоценных камней, аура-сома, глубинная терапия, и прочее, и прочее, и так постепенно астрология отошла на задний план, хотя любовь к ней осталась.
Наиболее интересным в этой науке мне показалось изучение исторических витков развития нашего человечества с точки зрения влияния планет. И я навсегда запомнила, что в эпоху Водолея человечество пройдёт великую трансформацию, в результате которой родится его совершенно новый вид. Наступит время, когда произойдёт возвращение к Богу и потребность нового нравственного порядка, люди будут много путешествовать и вести оживлённый обмен мыслями с другими народами.
Когда настанет это время? Я думаю, что оно уже началось. Впервые за всю историю человечества на сцену выходит поколение, которое будет образовано. Задумайтесь об этом, такого ещё никогда не было. В современном мире практически во всех стран узаконено всеобщее среднее образование, везде — в Африке, в Азии, даже в самых бедных странах. Это новое поколение несомненно будет знакомо с интернетом, с возможностью доступа к любой информации, возможностью ведению диалога с человеком в любой точке мира. Это будет поколение полностью свободных людей. Именно они наконец-то осознают, что путешествия и личное развитие намного интереснее войн, и что в разнообразии мира лежит его огромный потенциал.
Заметка участвует в тематическом конкурсе "Неожиданные путешествия, ломающие границы".