После столь насыщенного дня мы тихой белой ночью прибыли на остров Гогланд. Причал, к которому мы пришвартовались, был построен в 2008 г
Рядом с ним сохранились в виде кучек крупных камней остатки причала 1900 г.
Остров Гогланд — самый крупный из внешних островов Финского залива в пределах границ Российской Федерации. Он, как будто перекрывает Финский залив в одном из самых узких его мест в виде короткого шлагбаума, вытянутого по длине с севера на юг. Протяженность острова 12 км, ширина между западным и восточным берегами около 2 км. Люди посещали этот остров с глубокой древности. От этих архаичных времен на острове остались сейды (определенным образом уложенные камни, типа башенок, которые строят дети из кубиков) и камни-чашники. Чашники — это камни с выдолбленными в них углублениями. Такие камни можно найти на территории нынешних Эстонии, Финляндии, Карелии, стран Скандинавии, юга Ленинградской области, а также Мурманской и Архангельской области. В эти углубления древние эсты, карелы, саамы и другие северные народы складывали съестные припасы с целью задобрить духов и своих языческих богов. По преданиям финно-угорских народов, углубления в чашниках считались следами пальцев великанов и прочих существ из древних финских, ижорских и скандинавских сказок.
Ну, а первое письменное упоминание об острове Гогланд датировано лишь 1635 годом. Его оставил Адам Олеарий (1603-1671) — средневековый хронист, в своей книге "Описание путешествия в Московию". В этой книге Адам пишет о кораблекрушении, которое потерпело судно, на котором он возвращался из путешествия по Московии, осенью 1635 г у берегов Гогланда.
В Средние века Гогланд был пристанищем скандинавских пиратов. В средневековой Скандинавии пиратами становились те люди, которым не досталось наследство отцов (наследство любого викинга (хоть ярла, хоть крестьянина) переходило только старшему сыну, остальные сыновья отправлялись на кораблях осваивать новые земли в Исландии, Британии и Северной Америке или шли в наемную армию к разным государям Европы и Ближнего Востока или же становились пиратами и жили морским разбоем. Мимо Гогланда проходил оживленный морской путь "из варяг в греки", по которому двигались груженные разнообразным добром суда Ганзейского союза. На Гогланде располагалась крупная база морских пиратов.
В 1743 г, в результате очередной русско-шведской войны, остров Гогланд отошел Российской империи. В 1788 г возле Гогланда состоялось крупное морское сражение между русским и шведским флотом. По потерям оно закончилось вничью (обе стороны потеряли по одному кораблю), и каждая сторона приписала победу себе. Но объективно, — после этого сражения шведский флот ушел в Свеаборг Хельсинки: Крепость Суоменлинна (Свеаборг) и отказался от нападения на С-Петербург.
Неизвестно, когда на острове появилось постоянное население, но еще с XVII века известна деревня Сууркюля на берегу одноименной бухты.
Именно в этой бухте мы и стояли почти двое суток. Адам Олеарий пишет о часовне, стоящей на месте памятника, посвященного юбилею Добровольного спасательного общества на море.
В деревне сохранились гранитные фундаменты финских домов
и добротные финские погреба.
Еще при деревне есть старинное кладбище, где хоронили местных жителей
и воинов, павших в годы Второй Мировой войны.
Когда-то посреди кладбища стояла церковь, но от нее ничего не осталось.
Земледелие на Гогланде крайне скудное, и местные жители, в основном, занимались рыбной ловлей, охотой на тюленей и лоцманскими услугами. Сейчас на месте финской деревни постройки турбазы, которые с 2008 г занимает пограничная воинская часть.
Еще в конце XIX века на Гогланде развернулось дачное строительство. Здесь строили дачи состоятельные жители С-Петербурга и Гельсинфорса. Когда в 1917 г Гогланд с соседними островами отошел Финляндии, курорт в районе деревни Сууркюля стал стремительно развиваться. Отсюда в Котку, Выборг и Хельсинки регулярно ходил пароход. В 1937 г был построен развлекательный комплекс с отелем, рестораном и казино.
Но мирное процветание острова нарушила война. В 1940 г Гогланд был занят советскими войсками, в 1941 г вновь захвачен финнами, а в 1944 г окончательно отошел к СССР. Финское население было отсюда эвакуировано еще в 1939 г. В конце лета 1941 г, в связи с оккупацией немцами Эстонии, суда Балтийского флота под интенсивными бомбежками вражеской авиации перешли из Таллина в Кронштадт. Многие суда затонули, а уцелевшие укрывались в бухтах острова Гогланд.
Руководил спасением Таллинского конвоя адмирал И.Святов (1903-1983). Благодаря его четким и грамотным действиям, было спасено более 12000 моряков и мирных жителей. Адмиралу удалось выжить в огненном горниле войны. Он завещал похоронить его на Гогланде, что и было исполнено в 1983 г.
Финны оккупировали Гогланд в декабре 1941 г, но в январе 1942 г остров заняли советские войска. Однако, в марте 1942 г Гогланд пришлось уступить финнам.
Гогланд — остров достаточно гористый.
Самая высокая вершина острова 176 м над уровнем моря. В ноябре 1899 г возле острова Гогланд налетел на скалы броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" Вот с этой вершины впервые в истории был совершен практический сеанс радиосвязи между Петербургом, судами, осуществляющими спасательную операцию, и радиопередатчиком, установленным здесь. Благодаря гениальному изобретению А.Попова, операция по спасению броненосца прошла успешно, а открытие великого ученого очень далеко вперед толкнуло технический прогресс. Что бы мы сейчас делали без радиосвязи, невозможно себе даже представить.
Помимо мемориалов А.Попову, на вершине сопки, названной его именем, можно найти орудийные дворики под пушки времен Первой Мировой войны
и ржавые остовы советских антенн РЛС времен "холодной" войны.
За время оккупации финны отлично укрепили остров. Он был весь по побережью обтянут колючей проволокой, а каменистые осыпи, которые язык не повернется назвать пляжами, простреливались с вершин окружающих скал из бетонных и гранитных огневых точек.
Все ДОТы соединялись между собой выдолбленными прямо в гранитных скалах траншеями.
Возле Гогланда за его письменную историю (с 1635 г) потерпело кораблекрушение несколько десятков самых разных судов. Одно из них валяется на отмели, возле острова и является визитной карточкой Гогланда. Это теплоход Демин, налетевший на мель в 2003 г.
Как и на любом из внешних островов Финского залива, на Гогланде установлено множество створных знаков и два маяка. Маяк на северной оконечности острова существует с середины XIX в, но башня в ходе прошедших здесь войн была разрушена и построена в 1965 г новая, из железных тюбингов.
Маяк стоит на высокой скале и исправно "светит дальним кораблям". Но вот лестница, ведущая к нему, весьма опасна для жизни и здоровья любознательного туриста (кое-где сгнили и развалились целые лестничные марши)
Зато с северного маяка открываются умопомрачительные виды.
Башня южного маяка построена в 1905 г
С этого маяка отлично виден фарватер и идущие по нему суда.
Дорога к южному маяку была для нас нелегкой. От места стоянки нашего судна нас везли пограничники на тракторе, принадлежавшем семье смотрителя северного маяка. По дороге мы обнаружили улетевший в кювет УАЗ и его в дупло пьяного водителя. Оказывается, он ехал на причал за нашей группой, чтобы везти ее на южный маяк, но выпил лишнего и оказался в канаве. Трактор остался вытаскивать многострадальную машину, а мы отправились дальше пешком. На южном маяке нас ждал теплый прием смотрителя маяка и детальное знакомство с его домашними питомцами.
Теплый майский вечер незаметно перешел в "прозрачный сумрак" совсем летней белой ночи,
наша группа осталась у гостеприимного маячника ночевать, а мы с дочкой отправились на надувной лодке с мотором в обратный путь — на наше судно. Мы шли около часа вдоль живописнейших берегов Гогланда и за время нашего мини-круиза узнали много нового о жизни и быте смотрителя маяка, о его предыдущей работе в советском торговом флоте, о богатстве и не испорченной человеком красоте местной природы. Остальные члены нашей группы много потеряли, оставшись пить водку в гостевом домике с помощником смотрителя маяка (тем самым, кто спьяну улетел в кювет на УАЗе)
Вернувшись на наше судно, мы и там застали подвыпившую компанию, состоящую из смотрителя северного маяка, капитана нашего "лайнера" и нескольких пограничников. Разговоры с ними затянулись практически до утра.
Кроме пограничников, метеоролога и смотрителей маяков, никого из людей на довольно крупном острове нет. Поэтому для них любые гости — экстраординарное событие, которое потом можно будет вспоминать одинокими днями и ночами. Более гостеприимных и доброжелательных людей, чем эти вынужденные островитяне, я в своей жизни не встречала. Нас постоянно угощали свежайшей рыбой, козьим молоком, домашними пирогами, испеченными дочерью смотрителя северного маяка и прочими недоступными для городского человека продуктами натурального хозяйства. В общем, еду с собой в четырехдневное плавание можно было и не брать.
На следующий день нас ждал пеший поход по оставшимся достопримечательностям острова, подъем на суровые северные скалы для съемок объектов финской фортификации и купание в ледяной воде залива (купальный сезон был открыт накануне)
Когда вечером мы покидали Гогланд, небо над островом немного поплакало небольшим дождем, но буквально через полчаса озарилось красочным закатом. Полночи мы с дочкой сидели в ходовой рубке и слушали увлекательные рассказы нашего капитана о его суровой и полной приключений работе. А дочке даже немного удалось постоять на вахте за штурвалом нашего судна.
После этого увлекательного "круиза" я поняла автостопщиков и прочих вольных путешественников, игнорирующих турфирмы и "буржуйский отдых". Самое приятное в путешествии (как и вообще в жизни) — встреча с интересными, неординарными людьми. С этой позиции наше путешествие удалось на 100%.
Видео о нашем "круизе" : youtube.com/watch?v=rAPhN6Bay…