Проведя полдня на острове Соммерс, мы отправились на самый крупный остров из внешнего архипелага Финского залива — на остров Гогланд. Но пробыли мы там около получаса, — высадили метеоролога с острова Мощный с его внучкой и прошли небольшие формальности с пограничниками, после чего снова отдали швартовые и взяли курс на остров Родшер.
Этот маленький клочок земли является самой западной точкой Ленинградской области, а если не считать Калининградскую область, — то и самой западной точкой России. Родшер — это конечная точка ледокольных проводок из российских портов. Далее ледокольное сопровождение судов в зимнее время, когда залив скован льдом, берет на себя ледокольный флот Финляндии и Эстонии, — ведь до Государственной границы от острова Родшер всего каких-то 500-700 метров.
Высадка на остров также, как и на Соммерсе, возможна лишь на плоскодонном судне из-за каменных россыпей, усеявших побережье острова.
К тому же высадку нашего "десанта" нам осложняло обилие металлических деталей с острыми и опасными для резиновой лодки краями, которые выдавило массами льда с севшего рядом с островом на мель теплохода "Лотос".
На крошечном каменистом острове есть только несколько кустов и огромное изобилие птичьих гнезд.
Есть здесь и маяк, построенный в 1806 г и модернизированный в 1886 г. Работает он в автоматическом режиме, — смотрителя убрали уже в наше, рыночное время
Нам после подъема на маяк оставалось лишь осматривать заброшенное маячное хозяйство.
Служебные постройки при маяке имеют даже кое-какие архитектурные детали.
Для меня — любителя самых разных заброшек самым интересным на этом необитаемом острове оказался теплоход "Лотос", севший возле Родшера на мель в штормовую октябрьскую ночь 2008 года.
Внутри теплохода сохранилось множество самых разных помещений от кают экипажа и ходовой рубки до грузовых трюмов и полузатопленного машинного отделения. Когда мы, осмотрев сам остров, причалили на нашей резинке к "Лотосу" и, вооружившись фонарями и фото-видеоаппаратурой, проникли в полузатопленное чрево потерпевшего бедствие судна, я почувствовала себя на экскурсии по "Титаннику", который каким-то немыслимым способом подняли из морских глубин.
На память о севшем на мель теплоходе я взяла с собой книгу Андре Моруа про жизнь Ж.Санд, найденную в одной из кают судна.
Этот корабль следовал в С-Петербург и вез какое-то медицинское оборудование. Во время сильного шторма с дождем и отвратительной видимостью судно сбилось с курса и налетело на камни рядом с островом Родшер. Обошлось без жертв, но капитана и штурмана после спасательной операции пару месяцев продержали в СИЗО, но потом отпустили.
Над морем опускалась белая майская ночь, когда наш "лайнер" снова взял курс на остров Гогланд. По прибытию туда для усиления впечатлений от посещения полузатопленного теплохода "Лотос" капитан нашего судна дал нам по компьютеру послушать переговоры экипажа, терпящего бедствие, с диспетчерским пунктом по управлению движением судов в Финском заливе в ту тревожную штормовую ночь 28 октября 2008 г.
Ночью мне снились затопленные каюты и коридоры, а также самые заезженные сцены из всем известного фильма с Л ди Каприо в главной роли, а еще медный колокол, на котором на теплоходе "Лотос" отбивали склянки.
Не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе...
Продолжение следует...