Я обещала о Петербурге без фанфар и литавр. Конечно, предполагается, что Зимний и Михайловский дворцы, Казанский и Исаакиевский Соборы, Спас-на-Крови и пр. уже приобрели реальные очертания, так что можно не торопиться.Один из моих любимых маршрутов – по Университетской набережной (если погода позволяет) от Стрелки Васильевского острова.
Здесь нет сутолоки Невского, можно любоваться зданиями на противоположном берегу Невы, да и столько всего привлекательного проходишь мимо: и Зоологический музей, и Кунсткамера, и Университет и т.д. до Академии художеств.
О музеях здесь писать не буду, на вкус и цвет товарища нет, а по пути их с десяток наберётся. Замечу только, что и музей этнографии народов мира и зоологический музей – это не только популярные петровский кабинет диковин или много-много чучел зверюшек, а вполне серьезные академические учреждения, поэтому вполне могут удовлетворить серьезные интересы.
У Меньшиковского дворца Скульптурные изображения растут в городе, как грибы после дождя. Не успеваешь поспевать, глядь, уже что-то новенькое. Вот и о первом губернаторе города вспомнили.
Во многих местах города можно увидеть отметки уровня воды во время наводнения 1824 г. Впечатляет даже сейчас.
Академия художеств и Сфинксы завершают Университетскую набережную, и эта часть маршрута , можно сказать, часть "блистательного" Петербурга.
А вот дальше предстоит встать, как витязь на распутье.
Прямо пойдешь – ветер странствий найдешь.
Это картина корабельных доков Адмиралтейской верфи и стоящих на Неве кораблей.
Порою можно увидеть парусник «Мир».
С осмотром подводной лодки или ледокола «Красин» несколько легче.
Здесь же, на наб. Лейтенанта Шмидта (б. Николаевская), а именно так называется набережная после Благовещенского моста (б. мост Лейтенанта Шмидта, а еще раньше Николаевский), находится Морской Корпус Петра Великого, где учились легендарные гардемарины (так называли учеников старших классов).
А перед его зданием у самого берега Невы – памятник И. Ф. Крузенштерну. (Пока готовила фотографии, куда-то его фотка пропала, вставлю позже, если найду) Матроскин: Он о зайцах думает! А о нас кто подумает? Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн?
Печкин: Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности — а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?
Но «странствия» не эквивалентны «море». Убедиться в этом можно посетив Музей-институт семьи Рерихов, который тоже находится на этом «маршруте».
Немыслимо оставить без внимания огромное здание в псевдорусском стиле Успенской церкви подворья Оптиной пустыни. Как-то раньше оно не так бросалось в глаза и служило местом катания на коньках (не уверена, но, по-моему, это был единственный каток в городе с искусственным льдом).
Ну, и конечно, великолепное в своей лаконичности здание Горного института (извините, университета), созданное гениальным А.Н. Воронихиным.
Тем самым Воронихиным, вершиной творчества которого стал Казанский собор. Поскольку многие и многие бывали в Петродворцовом парке, то обращали внимание на колоннады поблизости Большого каскада – они тоже творения Воронихина (правда, в некоторой мраморной обработке Штакеншнейдера). За их создание архитектор получил звание академика.
Подчеркивают античность сооружения и скульптурные изображения. Даже зная, что это «Похищение Прозерпины» и «Геркулес, удушающий Антея», найти связь между ними и первым в России (и вторым в мире) высшим горно-техническим учебным заведением, основанным Указом Екатерины II в 1773 году, не просто. Тем не менее, она есть: «использование подземных богатств для укрепления экономической и военной мощи государства».
Собственно говоря, здесь наш маршрут и заканчивается. А я вернусь к своей аллегорической развилке с богатырём. Кто помнит русские народные сказки, знает, что при выборе пути всегда чем-то приходится жертвовать. Вроде, и описанный путь прямо неплох, но так удалившись от центра, надо ещё как-то и возвращаться. С транспортом здесь не ахти как, так что придётся пожертвовать ножками.
Но можно было предпочесть другие пути. Направо пойдешь – на Ваську попадешь. Вобщем-то, сама набережная находится на Васильевском острове, но свернув на 6-7 линию В.О. много чего можно интересного увидеть, тем более уже в этом веке участок между Большим и Средним проспектами сделан пешеходной зоной. А когда-то (с 1863 г.) проходила здесь первая пассажирская конно-железная дорога города (грузовая начала функционировать раньше).
Вполне логично, что памятник конке установлен здесь, у м. «Василеостровская».
Кто выдохся на маршруте, может воспользоваться метро и уехать куда глаза глядят.
Наконец, осталось узнать о третьей дорожке. Налево пойдешь – куда попадешь? Во-первых, придётся переходить через Неву. Виды прекрасные, но удовольствие вполне может подпортить наша питерская погода. Не проблема воспользоваться транспортом, и попасть в центральную часть города. Но это совсем другая история.