Дорога в Овчар-Кабларское ущелье пролегает через город Чачак, название которого исходит от турецкого Джакджак. В 1521 году Сулейман Великолепный захватил Белград, после чего повернул на юг, устроив в здешних местах настоящую резню.
Турки на реке Западная-Морава закрепились — так образовался город Джакджак. Во времена Османской империи он имел множество мечетей. Позже, в Первую мировую Чачак был захвачен австро-Венгрией.
В наше время в городе нет ни одной мечети, как впрочем, и каких-либо достопримечательностей. Для справки отметим: Чачак является побратимом владимирского города Ковров, в Чачаке проживает 114 тыс. жителей.
Овчар-Кабларское ущелье находится в 15 минутах езды от Чачака. Место это замечательное во всех отношениях. Ущелье образовано между двух близко стоящих гор: Овчар – 985 метров и Каблар 890 метров. Овчар и Каблар, словно два готовящихся к битве витязя, а хребты и сопки это их войско.
Когда-то давно Западная-Морава пробила между готовящимися к битве проход – так и образовалось Овчар-Кабларское ущелье. Горы здесь старые и пологие, их склоны полностью покрыты лесом.
В здешних горах проложена железная дорога. Во времена Югославии железнодорожным транспортом сюда доставлялись как пассажиры, так и грузы. Мне же довелось увидеть, как труженик локомотив пыхтит и тащит на станцию Овчар всего один пассажирский вагон, который заполнен только на треть.
Хорошо это или плохо, но времена промышленного строительства ушли в прошлое, и может быть, поэтому пристроившийся в ущелье городок Овчар получил статус курорта, отчего к его названию добавилось «Баня». Теперь городок называется — Овчар Баня.
Это самый молодой курорт Сербии. Конечно он уступает признанным мировым здравницам, но свой шарм и своё лицо Овчар Баня имеет.Здесь у подножия гор выходят на поверхность термальные и минеральные источники. В санатории Овчар Бани лечат ревматизм, последствия переломов, нервные расстройства и многое другое.
В закрытом от ветров ущелье необыкновенно мягкий климат, и растительность почти как в Крыму. Правительство Сербии объявило Овчар-Кабларское ущелье заповедной зоной.
Вокруг по склонам ущелья девственно чистый лес, где наслаждаясь природой можно совершать пешие походы. Охота здесь запрещена, отчего в лесах обитает большое количество зверья.В 50-60х годах прошлого века на Западной-Мораве построили несколько электростанций. Кажется, горная река покорилась, и скромные аккуратные домики Овчар Бани победоносно облепили её бетонные берега?!
Но это только иллюзия! Природу покорить невозможно! Тихая игривая река может запросто превратиться в бушующий поток, который вырвется из бетонного русла, заполнив собой всё окрестное пространство.
Но не только курортом знаменит Овчар Баня. Рядом на горе расположен православный мужской монастырь Благовещенья. Дорога туда совсем узкая, отчего наш водитель предложил нам дойти до монастыря пешком. А ведь это только первый монастырь в цепочке уединённых монашеских поселений. В средние века в Овчар-Кабларском ущелье их было 12.
Основное строительство происходило в 14 веке, а один из первых монастырей был основан ещё задолго до этого крестителем Сербии Саввой Сербским и его отцом царём Симеоном.
Из-за труднодоступности Овчар-Кабларское ущелье долгое время называли «Сербским Афоном».
Монастыри в средневековье для народа имели необыкновенное значение — они были очагами национального самосознания, центром просветительской деятельности. Идеи о свободе рождались именно здесь.
На Сербском Афоне протекала строгая аскетичная жизнь. Каждый монастырь имел свой устав, но все они при этом были связаны между собой.
Впрочем, труднодоступными они были только для паломников — турки бессчетное количество раз грабили, и разоряли здешние скиты и храмы.
Монастырь Благовещенья называют «парадным входом» в монашескую сербскую республику.
Соответствуя высокому статусу, вход на его территорию обрамлён арочными воротами.
Возле братского корпуса маленькая церквушка со старой деревянной крышей. Ещё совсем недавно рядом с церквушкой стояла однотипная звонница. Разобрать её разобрали, но новую возводить пока так и не начали, отчего грустно завис подвешенный на временной конструкции колокол.
Чувствуется греческое влияние, хотя специалисты считают, что сербы в архитектуре выработали именно свой стиль, который называют Рашским.
Перед входом в церковь открытый притвор, скорее похожий на беседку, на стенах которого можно видеть остатки фресок 17 века.
В сербских монастырях меня особенно поражало малое количество монахов, а порой и полное отсутствие таковых. Так, например, со слов гида, в Благовещенье служат всего 4 священнослужителя, которых мы так и не увидели. Маленькое количество монахов идёт с Византийских времён, где общежительный монастырь из группы учеников возникал вокруг аввы-учителя.
Ещё удивило, что здесь в мужском монастыре, дабы попасть внутрь храма, нужно обращаться к молодой девушке келейнице.
Внутри церкви тоже есть фрески 17 века, но фотографировать их смотрительница не разрешила.Свечки ставят рядом с церквушкой в специальном железном ящике. Газового отопления в монастыре нет. Братия обогревает себя божьим словом и дровами.
Территория монастыря ухожена, возле братского корпуса есть огородики, которые любят разорять птицы. Правда, я не уверен, что монахи сами работают на огороде, ибо всевозможного обслуживающего персонала здесь явно больше, чем служителей Господа.
Впрочем, зачем судить других? Такие здесь правила, и, как известно, со своим уставом в чужой монастырь не лезут.
В 50-х годах прошлого века власти Югославии перегородили плотиной реку в Овчар-Кабларском ущелье и построили здесь электростанцию. Уровень воды поднялся на 15 метров, отчего в зону подтопления попал один из монастырей. Ещё один был полностью разрушен турками. Оставшиеся 10 монастырей действующие.
Приезжающие в Овчар-Кабларское ущелье паломники, дабы посетить его монастыри, идут по горам пешком. Дабы посмотреть все 10 нужно минимум 2 дня.
Впрочем, рассказ об этих местах был бы не полным без упоминания о Патриархе Павле, и мне хочется немного рассказать об этом замечательном человеке.
Гойко Стойчевич (в миру) родился 11 сентября 1914 года. Родители его были обычные крестьяне, мать хорватка, а отец серб. Уже в 4 года Гойко остался сиротой и воспитывался у тёти. Какое-то время он учился на врача, но после поступил на Богословский факультет Белградской духовной академии. Перед Второй мировой войной будущий Патриарх был секретарём министра церковных дел. Во время войны в 1941-1942 г. вернулся в Белград, где работал прорабом на расчистке руин.
Однако слабое здоровье его подвело – врачи обнаружили туберкулёз. В 1943 г. Гойко направился в один из Овчар-Кабларских монастырей, где чудесным образом произошло выздоровление. 7 апреля 1948 г., в благодарность Богу, Гойко Стойчевич принял постриг, став монахом Павлом, и уже через 9 лет его назначили епископом.
В конце 1990 года Павла избрали Патриархом. В этой высокой должности Павел оставался до 15 ноября 2009 года, точнее до самой своей смерти.
Патриарх Павел часто ходил по Белграду пешком, а если куда-то ездил, то почти всегда на общественном транспорте.
Об этом человеке в Сербии ходят легенды. В интернете про Сербского Патриарха можно найти множество истории.
Как-то попала на приём к Патриарху по какому-то делу одна известная в Сербии женщина. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги Патриарха и пришла в ужас при виде его обуви — это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки.
Женщина подумала: «Какой позор для нас, сербов, что нашему Патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?».
Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они ещё долго смогут послужить».
Ещё одна из историй опубликованная в издании "Татьянин день", гласит, как однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил у входа много иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал:
"Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?"
Патриарх Павел доказал, что авторитета и уважения в обществе можно добиваться в скромном подряснике, в заштопанных башмаках, тихим голосом, и без внимания первых лиц страны.
Хорошо это или плохо, решать не нам, но в 2000 году Патриарх Павел возглавил шествие студентов, требовавших отставки Милошевича. Говорят, именно это убедило Президента оставить свой пост.
В заключении расскажу ещё одну историю. Как-то раз Патриарх Павел решил пойти на один из Дунайских общественных пляжей, дабы искупаться. Его стали отговаривать.
— Владыка, там девушки раздетые. Как вы будете на них смотреть? Что окружающие подумают?
— Каждый видит лишь то, что хочет увидеть, — ответил Павел.