Прогуливаясь недавно по ВДНХ, я набрел на павильон Рыболовство, который теперь почти и не виден за роскошным дворцом Якубова (который миллиардер Якум Мелик Садых-оглы). Так и хочется сказать — вот видите, дети, как важно хорошо кушать и слушаться взрослых, но о миллиардерах сегодня как-то не хочется, хочется о рыболовстве и о рыбоводстве, потому как лето.
Так вот этим самым рыболовством я увлекся лет в десять, когда мне подарили маску, трубку, ласты, подводное ружье резинового боя за 11 с чем-то рублей и книгу Джеймса Олдриджа "Подводная охота". После этого я и стал водиться с рыбами (обычная рыбалка всегда вызывала у меня тоску), излазил почти все Черное и Азовское моря, мутные подмосковные озера и другие доступные водоемы.
Конечно, по сравнению с киношным миром безмолвия, богатым всякой фауной, наши акватории выглядели бедновато, но настрелять живности на уху мне обычно удавалось. Впрочем, когда через много лет я сумел добраться до Средиземного моря, оказалось, что рыбы там тоже не густо. Вот в Красном — это да, особенно, если занырнуть где-нибудь в Рас-Мухаммеде. Но там, увы, не поохотишься, заповедник, не говоря о том, что в воде попадаются такие акулы капитализма, что сразу и не скажешь, кто за кем охотится. Как сейчас помню, как за мной долго гналась злобная триггер-фиш, меня не поймала, но все ласты обкусала.
Кстати, вот одна из загадок рыболовства — в Испании, где рыбы вроде бы не густо, все рестораны забиты изумительными блюдами из морепродуктов, а в Египте, где рыбы полно, в ресторанах пусто.
Однако вернемся к Рыболовству, которое павильон. Конечно, никаким научным рыбоводством там и не пахнет, славится павильон своими залами для корпоративов и других подобных мероприятий, зато внизу построили большой аквариум, точнее их там штук двадцать и в них проживает множество рыбных видов (см. фото). Есть экзотика, вроде усатых аквариумных гурами, размером с хорошего леща, или какие-то страшилища из Амазонки, подозрительно напоминающие пиранью, но, как мне сказали, не пиранья. А есть рыбы из семейства деликатесных, типа омуля, которых вроде бы уже и в природе нет и которых хорошо показывать детям со словами — вот какую настоящую рыбу ели когда-то наши далекие предки.
Впрочем, тема недоступных рыбных деликатесов в России существовала всегда. Помню, как-то я был в командировке в Тюмени, писал про продовольственную программу, лет сто назад была и такая, и меня отвели на местный рыбозавод, где коптили для Кремля обскую нельму, щокура, муксуна и другую экзотику. Зато для остальных трудящихся в товарных количествах готовили нашпигованного антибиотиками карпа, выращенного в теплых прудах-отстойниках ТЭЦ. Каждому свое.
Кстати, искусственное рыбоводство я как-то снимал и на Сицилии, где прямо в море торчат огромные, метров в десять диаметром конусы из сетки, в которых выращивают вполне себе элитных рыб, название, правда, забыл. Это дешевле чем ловить, и при этом рыба вроде не совсем искусственная. А закрывая тему скажу, что куда больше кремлевской нельмы мне понравилась только что выловленная рыба-меч, красное мясо которой можно и нужно есть с лимоном и белым вином прямо сырым. Так что можно понять героев Хемингуэя, увлекавшихся красивой рыбалкой на эту царскую рыбу.
Вот на такой гастрономической ноте мы и покидаем павильон Рыболовство, посмотреть аквариум которого рекомендую, особенно с детьми. Замечательный аквариум, теперь главное, чтобы какой-нибудь подвыпивший корпоративный гость не попросил бы поджарить на закуску его обитателей.