Венедикт Ерофеев писал, что в Петушках никогда не отцветает жасмин. В Петушках я не был, но в Рамалле это точно так. Как въезжаем, приходит СМС-ка: “Понюхайте-ка жасмину и откушайте оливок. Добро пожаловать в Палестину!”
Оливковых деревьев, действительно, полно вокруг. В жасминах я не сильно разбираюсь, но кустов тоже много, и с цветами есть. В некоторых местах они так разрослись из-за забора, что приходится спускаться с тротуара на проезжую часть. И аромат местами чувствуется.
Слово “Рамалла” значит “Божья Высота” – “Рам Алла”. На самом деле тут два соединившихся города – Рамалла и Аль-Бира. Говорят, что это самое высокое место в Палестине. И потому, кстати, самое прохладное. Даже снег бывает. Тут Арафат жил, и нынешний начальник, Махмуд Аббас, здесь живет. Арафат пониже жил, а Аббас — на самом холме.
Знакомлюсь с палестинцем Ромой. Это вовсе не переделка арабского имени, он по паспорту — Роман. Просто папа – местный, а мама – из Волгограда. По-русски говорит свободно, с еле уловимым акцентом.
А родной наш Яндекс, не моргнув глазом, определяет моё местоположение как деревня Новая Палестина на границе Ростовской Области и Краснодарского Края.
По-местному земля эта называется “Фалестин”. А народ, который тут жил в библейские времена, назывался филистимляне, причем они сами были пришлые, не местные. Голиаф, кстати, тот самый, которого Давид пращей убил, был филистимлянином. Рост его был почти два девяносто. А коренным народом Палестины были хананеи. И это все задолго до арабов было. Но есть мнение, что палестинские арабы – не просто арабы, а потомки тех самых филистимлян.
А вообще кого тут только не было – хананеи, филистимляне, евреи, ассирийцы, римляне, персы, византийцы, крестоносцы, арабы, турки, англичане. Наполеон — и тот был. А сейчас осталось двое — арабы и евреи.
Есть Великая Китайская Стена, а есть Великий Израильский Забор – между Израилем и Палестиной. Там местами бетонная стена, а местами забор из сетки. В стене ворота – КПП. В Палестину попасть легко, в Израиль – трудно.
На КПП между Рамаллой и Иерусалимом — долгая очередь. Вначале просто толпа, потом надо пройти через длинную клетку-скотоприёмник, а потом через контроль документов и просветку барахла. А между всеми этими этапами – узкие воротца-вертушки.
По-арабски “один” будет “вахед”, с местным акцентом. Народ пытается в вертушки побыстрей пролезть, получается бардак и затор. Передние орут: “Вахед-вахед!” Стало сразу понятно, что это значит “по одному”! А задние наоборот кричат: “Ялла, ялла!” – мол “давай, давай”! А из середины крикнули пару раз: “Аллаху акбар!” Это они так прикалываются, развлекаются от нечего делать.
Вот так ведь выходит, на входе жасмин и оливки, а на выходе аллаху акбар. Впрочем, это всё забор виноват, наверное.
А я в Рамалле купил палестинский чёрно-белый платок, называемый “куфия́”, повязал его на шею и пошел по улице. Иду и кажется мне, что я как американский турист в Москве, который одел меховую армейскую ушанку с кокардой и думает, что похож на местного.