Постояв у закрытого армянского храма Храм, в котором побывал Лермонтов — мы отправились к храму святой Богородицы.
Благо до него по улице Лермонтова было всего пару кварталов. Сумрачный день подходил к завершению и можно было бы предположить, что храм будет закрыт. Но он работал, в помещении царил полумрак и только мерцающие огоньки свечей и вспышки фотоаппарата вносили дополнительный свет в храм.Храм Успения Пресвятой Богородицы считается самым старым в Бургасе. Строилось долго и нудно в течение 20 лет, с 1840 по 1860 год. Как раз в 1860 году началось движение за независимую от константинопольского патриарха Болгарскую православную церковь и 28 февраля 1870 года был оглашён султанский фирман об учреждении автономного Болгарского Экзархата. Но только в 1953 году Болгарская церковь стала патриархатом.
В 1906 году храм переименовали в церковь Преображения Господня, заодно отказавшись от богослужений на греческом языке. В 1952 году старое название было возвращено.
В церкви множество различных икон, часть из которых создана монахами Святого Афона.
А вот роспись храма сделал русский художник-иконописец Николай Евгеньевич Ростовцев (1898-1986),
начав её в ноябре 1957 и закончив к концу 1958 года.Удивительной судьбы был этот человек. Как он сам говорил про себя: "Я родился в России, но духовно родился в Болгарии". Если быть точнее, то родился иконописец в Российской империи в городе Сувалки, ныне находящегося на территории Польши.
В 1916 году Ростовцев закончил кадетский корпус Сумского кавалерийского училища. Именно здесь им была нарисована первая икона — святого апостола Иоанна Богослова. Могли подумать тогда безусый юнкер, что его увлечение станет смыслом его жизни. После революции воевал на стороне белых и хотя больших чинов не достиг, но был вынужден буквально на последнем пароходе эвакуироваться из Крыма в Галиполи. Больше на родине будущий иконописец не был. Нужно было жить и выживать, но даже работая на строительстве мостов, Ростовцев думал о другом будущем.
Целеустремленность и желание быть художником привели его в Художественную академию в Софии. Во время учёбы любил путешествовать по монастырям и храмам, копирую фрески и иконы. Парадоксальная вещь — многие его произведения не уступали оригиналам, а когда часть оригиналов была утрачена во время войны, то многие были благодарны русскому художнику-иконописцу за их сохранение, пусть даже и в виде копий.
Всё это дало свои плоды. В 1937 году он создал 20 копий старинных фресок Зографского монастыря на Афоне для Историко-археологического музея в Софии, а в 1938 Ростовцев получил разрешение Святейшего Синода Болгарской Церкви руководить росписью церквей. Им расписано 26 православных храмов Болгарии. Легко назвать цифру, а какой это был кропотливый и нелёгкий труд, которым он продолжал заниматься даже будучи в преклонном возрасте, практически до самой смерти.
А с Родиной роман не сложился. В 1929 году Ростовцев стал одним из учредителей Общества русских художников, с 1938 года — председатель. А в 1944 году после заключения перемирия Болгарии с СССР Общество русских художников было внесено в список организаций с враждебной СССР деятельностью. И хотя потом обвинения были сняты, но Общество распалось, а многие его члены перешли в Союз художников Болгарии. Ростовцева трижды исключали из Союза художников и дважды восстанавливали, но в 1957 году исключили окончательно. Но свою работу по росписи храмов, что до, что после исключения — Ростовцев продолжал.
Фрески в храме Богородицы в Бургасе буквально повсюду на стенах
и потолке. Интересное решение придумано для окон — на оконных проёмах по бокам большие фрески, а наверху небольшая круглая фреска. Окна застеклены цветным стеклом и частично мозаичным, свет в вечернюю пору слаб и только вспышки фотоаппарата выхватывали святых, охраняющих покой храма, по двое у каждого окна.Людей было очень мало в храме. В основном они подходили к иконе Богородицы,
находящейся слева от алтаря.Мне помимо фресок запомнилась лестница, ведущая в небо. Конечно это небольшое преувеличение, но посмотрите сами.
И, конечно, цветы, придававшие вид домашнего уюта храму.