В прошлом году мне с подругой посчастливилось посетить замечательную мультимедийную выставку работ Ван Гога. Было очень интересно познакомиться с творчеством и судьбой знаменитого художника. Внутри картины - внутри судьбы
Мы тогда и не думали, что всего через год нам предоставится случай лично побывать в тех местах, где Ван Гог провел последние дни своей жизни и написал более 70! картин.
В Овер-сюр-Уаз появляется возможность посмотреть на то, что писал художник, стоя практически на том месте, где стоял его мольберт, и глядя с того же ракурса. Для этого придумана простая и гениальная штука — в нужных местах установлены щиты с репродукциями его полотен.
И первый такой щит встречается сразу же, при выходе со станции сельского вокзала.
По дороге к центру- в городке всего одна главная улица — разбит небольшой зеленый парк, где в тени деревьев стоит бронзовый памятник великому Ван Гогу, работы знаменитого скульптора Осипа Цадкина.
Ратуша Овера ничуть не изменилась с тех пор, как ее запечатлел художник, хотя площадь перед ратушей теперь украшают всем известные увядающие подсолнухи.
Ведь на всех картинах Винсента подсолнухи увядают! Даже несмотря на то, что он писал их специально для того, чтобы яркими сочными красками как-то расцветить свой унылый быт. Современным психологам это о многом говорит.
Хотя что там, психическое нездоровье художника — известный факт, и в последние годы в клинике Арля и недолго в Париже Ван Гогу становилось все хуже. Вот тогда-то Тео, брат Винсента, и предложил ему поселиться в Овере. Это живописное место всегда привлекало художников. В Овере жили либо приезжали гостить Сезанн и Писсаро, Моне и Добиньи.
Но главное, здесь жил и практиковал известный в свое время психиатр, доктор Гаше. Большой любитель живописи и коллекционер.
По совету доктора Гаше Ван Гог поселился в харчевне Раву, как раз напротив ратуши.
Теперь в этом гостевом доме устроен музей, где можно посмотреть фильм о художнике, с цитатами из его писем к брату и увидеть комнаты, в которых он жил. Комнаты и обстановка полностью сохранены благодаря хозяину отеля.
Хозяин считал своего постояльца гением, запер комнаты после его смерти и никогда больше их не сдавал. Фотографировать там нельзя, но администрация любезно присылает на ваш e-mail официальные снимки — достаточно, чтобы оценить насколько убогими и бедными по нашим меркам были комнаты, которые снимал Ван Гог.
Он всегда нуждался, жил на содержании у брата, а Тео не имел возможности посылать Винсенту больше 150 франков в месяц.
Однажды, когда перевод денег задержался, Ван Гогу нечем было заплатить за холст. Чтобы не прерывать работу, он попросил в ресторане отеля полотенце, на котором и написал картину — сегодня она хранится в музее Амстердама, и сквозь мазки художника чуть просвечивается рисунок полотенца. А ресторанчик гордится теперь своими полотенцами, и их рисунок не изменяют уже более 100 лет.
Из отеля Раву все той же прямой улицей, никуда не сворачивая, мы пошли к дому доктора Гаше. Дорогая длинная, больше 3 километров, но интересная. Здесь все сохранилось, как было 100 лет назад — старые дома, узкие улочки, спускающиеся к берегу Уазы, тишина и покой.
По пути видели Музей абсента, но не попали, т.к. открывают его только после 14:00, ждать не было смысла.
В доме доктора Гаше тоже музей, и в комнатах полностью сохранилась обстановка, но мне гораздо интереснее показалось гулять в саду, где Ван Гог писал картины, дожидаясь приема у доктора. Что интересно — сад стараются поддерживать в прежнем виде, как на картине, а это не просто, ведь кусты и деревья имеют свойство расти, изменяя свою форму.
У доктора Гаше была особая система лечения. Он требовал, чтобы Ван Гог непрерывно работал, при этом не известно точно, какие снадобья он давал своему больному. За полтора месяца художник создал более 70 полотен. Хотя Винсент и писал брату, что здесь, в стороне от бурной жизни Парижа, среди пасторальной и простой красоты ему стало намного лучше, некоторые современные исследователи считают, что метод доктора Гаше Ван Гога буквально опустошил.
Дом доктора Гаше. Рядом щит с репродукцией картины Сезанна.
Пейзажи, которые открываются с возвышения в саду, действительно очень красивы
Покинув дом доктора, мы снова отправились в путь, сойдя с главной улицы поднялись на холм, где стоит замок Лери, а оттуда еще дальше, на окраину Овера.
Путь не близкий, но вокруг — такая тихая сельская идиллия, иногда встречаются очень старинные дома.
В Овере есть возможность посетить также и дом-музей Добиньи. Шарль-Франсуа Добиньи — французский художник-пейзажист, участник барбизонской школы, поселился в Овере в 1860 году, очарованный здешней природой. Но мы, к сожалению, не успевали его посетить. Последний поезд в Париж уходил из Овер-сюр-Уаз в пол-шестого вечера. Безобразие вообще-то...
Мы прошли через лес, затем вдоль улочек среди романтического цветения ирисов и глициний, и вышли к сельской церкви.
Нотр-Дам Овера Ван Гог обессмертил своей картиной, ныне находящейся в музее Д'Орсе.
Как этим гордятся в Овере показывает хотя бы тот факт, что репродукция картины висит внутри церкви наравне с иконами.
Наша поездка пришлась накануне Святого Воскресения, когда мы зашли в Нотр-Дам, ее украшали для ночной службы, и кресты были пусты, распятия уже занавешены, а все вокруг благоухало густым ароматом свеже-срезанных цветов.
Сразу за церковью раскинулись бескрайние поля. Очередной щит-панно установлен на месте, где художник создавал одну из последних своих картин, мрачных воронов над полем. Где-то здесь он выстрелил себе в грудь из пистолета, которым должен был отпугивать ворон, а потом раненый вернулся в отель. Это же почти два километра по пересеченной местности! Значит, он выстрелил в себя под влиянием минуты, но потом хотел остаться в живых. Он умер в своей постели только через два дня. Думаю, в наше время его бы спасли.
Ван Гог похоронен на кладбище Овер-сюр-Уаз, рядом покоится его брат Тео. Среди высоких крестов и больших мраморных плит их надгробие самое неброское. Ни украшений, ни эпитафий. Просто...