Дорога Аустраль прходит вдоль Тихого океана через весь южноамериканский материк до самого Эквадора, пересекая все климатические пояса.
Эта главная магистраль континента, иногда плавно отдалялась от берега, и вновь приближалась. Я ехала в город Антофагаста. Это полтора суток на север от курортов Вальпараисо, во владения самой засушливой пустыни мира Атакама. Есть там места, где на протяжении 100 лет не выпало ни одной капли дождя. Проезд стоил 100 дол. Из Антофагасты планировала выехать в сердце Атакамы, г. Сан Педро.
Закончились зелёные долины, сменив пейзаж на песчано – каменистые горы и глубокие ущелья, где бежали почти пересохшие ручейки, со всё ещё зеленеющими берегами.
Платная дорога, преграждаемая турникетами, где производится оплата в жёлтых кабинах, уходила то вверх, то вниз по кактусовым горам. Уши то закладывало, то вновь отпускало.
Кактусы цвели красными цветками, их и здесь используют, как ограждения для частных земель. Вот уж загадка, зачем в этих суровых и безводных местах покупать горы и песок, да ещё и огораживать! Как и в Аргентине, повсюду столбики с натянутой колючей проволокой. Думаю, всё это покупается под девизом: «Это моё и пусть будет!».
Атакама набирала силу, засыпая прибрежные горы песком. Необыкновенной красоты барханы и резные склоны пока были относительно не высоки, но это только начало. Внизу под ними скалистые тихоокеанские берега омывались пенистыми волнами. Всё реже кактусы в цветочек и чахлые кустики на песке.
Ветряные турбины по безжизненным просторам, как гигантские вентиляторы в жаркой пустыне, вращали свои лопасти, мигая огоньками.
Они вновь и вновь появлялись из-за барханов, перерабатывая энергию ветра в электрическую и не было им числа.
Электростанцию спроектировала фирма Vestas (Дания), которая и произвела ветрогенераторы. В возведение ветропарка было вложено 165 млн долларов. Кроме того, Enel Green Power (Италия) строит в Чили еще одну станцию — в районе Антофагаста.
Длинные и тёмные тоннели, просверленные в горах, как "чёрные дыры" заглатывали наш автобус и "выплёвывали" на свет Божий по другую сторону. Анды становились всё более каменистые, а ночной серпантин, что оставался позади, светился разноцветными огнями, собрав на своей ленте транспорт всех мастей. В чилийских автобусах практически не кормят, дорожный паёк состоит из маленького сока и печенья. Кондиционеры приятной температуры, вроде и не в жаркой Атакаме совсем. Заснула, укутавшись пледом.
А проснувшись, обнаружила за окном совершенно безжизненные места.
Впереди на побережье уже был виден большой город Серена, с огромным крестом на самой высокой горе, как символ Божественного благословения.
Когда в него въехали, то не так уж жутко здесь оказалось, только пальмы чахленькие.
Искусственно озеленённые улицы требовали большого ухода, а так всё настоящее и супермаркеты, и набережная, и детские площадки. На газонах жители «пикникуют» и сумасшедшее солнце им привычно.
Отсюда уже и Антофагаста почти рядом. Город в пустыне, окружённый мёртвыми горами, вызывал неподдельный интерес. Ежегодные осадки здесь составляют в среднем меньше чем 4 мм, и ранее был период, когда в течение 40 лет не выпало ни единого дождя.
На выходе из автобуса, я интуитивно подалась назад от ударившей в лицо жаркой волны. С трудом прижившаяся зелень создавала слабую прозрачную тень. Но самым страшным было то, что в огромном автотерминале не было воды, а значит, закрыты жизненно необходимые туалет и душ, которым я пользуюсь, будучи в дороге. Народ с кислыми минами стоял у вывешенных табличек "нет воды", но воды как не было, так и нет.
Купив билет на вечер до г. Сан Педро за 9000 песо, отправилась гулять по берегу.
Море веяло прохладой, но испепеляющее солнце сжигало заживо.
Моя аргентинская шляпа с узкими полями совсем не закрывала лицо, и я уже точно знала, что солнечных ожогов мне не избежать.
Но отказать себе в прогулке я не смогла. Из-за засушливого климата, город вытянулся на 20 км вдоль побережья, наслаждаясь муссонами и океанической прохладой.
Стаи птиц облепили не приветливый каменистый берег, сильные высокие волны сбивали пену на камнях, корабли стояли на рейде. Здесь большой порт, не плохо развит рыбный промысел и я шла искать рыбный рынок, в надежде перекусить морепродуктами.
Примерно час по берегу и я у цели.
Рынок раскинулся яркими лодками вдоль берега.
Туристы с круизных лайнеров заполняли набережную.
Огромное рыбное разнообразие предлагалось во всех видах продукции.
Всевозможные моллюски и крабы, лангусты и креветки выложены были ровными рядами и насыпаны аккуратными горками. Здесь же готовили всевозможные рыбные блюда и каждый посетитель рынка считал обязательным что-то попробовать.
На берегу разделывали огромных рыбин, отходы, конечно, в воду, а вот уже там находилось царство морских львов. Огромные ленивые животные не утруждали себя ловлей рыбы, привыкнув к обильному корму с берега.
Удачные большие куски они рвали на части, стараясь отобрать друг у друга.
Их гладкие, блестящие спины мелькали над водой, исчезая под рыбацкими лодками.
Холодное Перуанское течение проходит вдоль берегов Чили, именно этим объясняется пребывание у подножий гор жаркой Атакамы, столь экзотических животных из холодных морей.
А на берегу солидный пеликан тщательно следил за ними, и если львам доставался смачный кусок, то пеликан жутко нервничал, бегая по берегу с растопыренными крыльями.
На фотоаппарат реагировал смешно, скромно отворачиваясь, вроде стесняясь,
а вот со своими «стайными» был смел и безжалостен, не позволяя им даже высадиться в зоне контроля. Вытянув по гусиному шею, сразу начинал не шуточную погоню. По поводу его скромной реакции на фотоаппарат, позже узнала, что пеликаны склоняют голову, что бы лучше видеть, так уж устроены их глаза.
Вдоль бетонной набережной установлены ограждения, которые полностью заняты любопытными туристами. Рядом со мной высокий молодой человек, слегка навеселе, жевал импанадас с сыром и моллюсками, при этом восторженно приговаривая, чт какой вкусный у него пирожок, особенно с пивом. Я пыталась рассмотреть, с чем это он у него, а парень сразу предложил откусить на пробу и я откусила.
Пирожки импанадас в Латинской Америке очень популярны. Фаршированные дарами моря, необыкновенно вкусны. Не долго думая, тоже купила себе пару импанадас и половину порции горячего супа из морепродуктов. Купить полную порцию можно, но так и половины много. Стоит всего 4 дол.
Сейчас утро и можно было спокойно покушать. Продавцы довольно любезны, да и вообще они любезны повсюду. А приезжая к себе домой, в аэропорту в момент прилёта, меня уже сразу начинают расстраивать сотрудники всевозможных служб. Иногда мне кажется, что это хроническая болезнь общества моей страны, грубить и хамничать даже без повода.
Супчик оказался на славу, и за 2 месяца разъездов я ничего вкуснее не ела, хотя может быть просто забыла. После обеда вновь подалась на берег с пеликанами и чайками, которые ровными рядками пристраивались на бортах лодок. Львы на набережную здесь не поднимались, как на Галапагоссах, где предусмотрены для них ступени, иначе б не было от них проходу. Выпрыгивая из воды, как собаки, ловили брошенные им куски и казалось, что они просто ненасытны. Насладившись игрой столь экзотических животных, отправилась на рынок антиквариата.
Утюги и фонари, топоры и пилы, керамические горшки для цветов и примусы, аллюминиевые кружки и военные каски, пепельницы, музыкальные инструменты и старые книги с изображением Че Гевары. Колоритная личность убелённого сединой старика в окошке, притягивала внимание. Его приятная улыбка, мой комплимент ему и уже позволено фото, которое я с удовольствием сделала.
Супермаркеты нескончаемой чередой вдоль берега,
а вот и пляж. Присела, редкие купальщики плескались не в очень тёплом океане. Три толстушки вальяжно шли по берегу, неся в руках ручной холодильник и сумку с продуктами. Сели на берегу, всё аккуратно разложили и стали есть. Снимок со спины остался мне на память.
А возвращаясь, купила морскую прогулку за 2000 песо. Маленькая моторка берёт 10 человек. Волны были просто ураганные, иногда они закрывали берег и казалось, что уже не вырулим. Взмывая на гребень волны, вновь падали вниз. Бакланы с пеликанами расселись вокруг маяков,
все пирсы заняты ими же,
на каменистых островках нежелись морские львы. Приятно обдавало холодными солёными брызгами.
У берега стоял белоснежный морской лайнер,
а по берегу красовались особняки и парки. Даже и не заметила, как обгорело всё лицо, что дотронуться было больно. Быстро вернулась в автотерминал, и намазав лицо до белизны, удобно устроилась на мягком кресле в ожидании вечернего автобуса до, популярного среди чилийцев, города Сан Педро..