Про это событие нашей отечественной, да и, пожалуй, мировой истории нам — людям старшего поколения, учившимся в советской школе "проели дыры" в головах на уроках истории. На эту тему существует немыслимое количество книг, кинофильмов и театральных постановок не только российских, но и множества зарубежных авторов. Советская пропаганда не жалела ярких красок для описания исторического залпа Авроры и штурма Зимнего дворца. Значение этого события в истории России, да и многих других стран, действительно, огромно. А вот внешний антураж в описаниях ночи с 25 на 26 октября 1917 г (по ст.стилю) советской пропагандой, явно, приукрашен. В общем-то, было так, но... не совсем.
В штурме Зимнего дворца в конце октября 1917 г особой нужды не было потому, что его особо никто и не охранял. К вечеру 25 октября охранять дворец осталась лишь кучка неопытных, испуганных и голодных юнкеров (весь кадровый состав армии был на фронте). Казаки и ударницы Первого Петроградского женского батальона давно покинули "последний оплот буржуазии" и разошлись по казармам. У оставшихся "защитников" было лишь два орудия и несколько пулеметов. В малахитовом зале заседало буржуазное Временное правительство, отнявшее власть у императора Николая II в феврале 1917 г, которое к осени 1917 г уже никем не правило и ничего не решало.
Невскую анфиладу комнат дворца занимал госпиталь на тысячу раненых. В помещениях дворца работали всевозможные комиссии и канцелярии при Временном правительстве.
Бродили по дворцу и посторонние, — в городе действовало множество самых разных пропусков от всевозможных организаций, и достать какой-нибудь пропуск не составляло особого труда.
Еще утром 25 октября 1917 г Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК) обнародовал воззвание "К гражданам России", объявлявшее, что Временное правительство низложено. К вечеру на площади перед Зимним дворцом, действительно, стали собираться матросы и красногвардейцы, к ним присоединялись и любопытные зеваки. Кому-то из шатающихся по дворцу людей удалось передать Временному правительству ультиматум от ВРК с требованием сдаться и разоружить охрану дворца. Министры-капиталисты ультиматум не приняли и перешли из малахитового зала в Помпейскую столовую с окнами во двор.
Народу на Дворцовой площади все прибывало, и количество "штурмующих" достигло 11 тысяч человек.
В 21.45 в сторону дворца холостым залпом выстрелила Аврора, примерно вот отсюда.
По дворцу было произведено еще несколько выстрелов с Петропавловской крепости из орудий образца 1867 г. В 22.30 со стороны Миллионной улицы около полусотни красногвардейцев свободно вошли во дворец через Комендантский подъезд. Чуть позднее, преодолев Дворцовый мост, через Детский подъезд (ныне не существует) в здание вошли матросы Гвардейского и Второго Балтийского флотских экипажей. В 22.40 в Смольном открылось заседание Второго Всероссийского съезда Советов
В 01.50 во дворец пробрались представители ВРК Г.Чудновский и В.Антонов-Овсеенко. В сопровождении небольшого количества солдат и матросов комитетчики без происшествий поднялись на второй этаж, прошли по слегка разграбленным залам в Малую столовую и без особого шума арестовали Временное правительство. Финита ля комедия!...
Разоруженных "защитников" Зимнего собрали в Белом зале, министров-капиталистов под конвоем солдат и матросов препроводили в Петропавловскую крепость. Естественно, они не сопротивлялись. В оставшийся без охраны дворец повалила толпа горожан.
Несмотря на требования красногвардейцев ничего не трогать под страхом расстрела, ряд комнат зимней резиденции Романовых был все-таки изрядно пограблен толпой. Позднее посуду, мелкую скульптуру, одежду, книги и гравюры и прочие предметы быта царской семьи можно было увидеть на барахолках Петрограда. Когда уличная толпа заполнила дворец, случились первые жертвы, — элементарной давки. Толпа добралась до винных подвалов, и они были моментально опустошены. Попить царских коллекционных вин не отказались и сами "бойцы революции" — красногвардейцы и матросы. Штурм Зимнего захлебнулся не в крови, а в вине. Пьяная вакханалия "победившего пролетариата" продолжалась до середины дня 26 октября, пока красногвардейцы все-таки не взяли дворец под охрану.
К счастью, почти все художественные ценности из коллекций Эрмитажа были эвакуированы в Москву еще в начале Первой Мировой войны, и лишь в 1927 г возвращены обратно. А то потери дворца от "восставшего народа" были бы куда существеннее.
А революция эта была, действительно, самой бескровной за всю обозримую мировую историю. Это потом советская власть, утверждаясь в ходе Гражданской войны и борьбы с оппозицией, прольет реки крови. А пока в хмурые дни конца октября 1917 г Петроград жил обычной жизнью: ходили трамваи, работали магазины, светился огнями Невский проспект, в Капелле давали концерт, в Александринском театре шла премьера лермонтовского "Маскарада" в постановке Мейерхольда. И очень многие городские обыватели как-то не поняли, что произошло, и попросту не заметили "величайшего события ХХ века" Позднее заметить пришлось все-таки всем. Но это будет позднее...