Когда, опосля всего, я пошел в местный музей, то местный смотритель сказал мне, что приперлась большая толпа детишек. Посему, все гиды заняты, а без оного пущать никого не велено. И направил я тогда стопы свои к Успенскому монастырю. Глядь, а там толпа собралась и крестным ходом вокруг храма идти затевают. так оно в православии принято: опосля пасхи каждый день крестный ход сверщать.
Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника.
В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.
Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.
В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.
Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было не мало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако, в 1956 году Епифанский район, просуществовавший, как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка – музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.
Несмотря на разоренный и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.
Однако, по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»