Всего в Перу 11 объектов ЮНЕСКО. Но, пожалуй, самым известным и наиболее посещаемым является объект под вторым номером. В 2007 году он даже попал в список Новых семи чудес света. Называется он "Исторический заповедник Мачу-Пикчу".
Прошло немного времени с момента моего посещения Мачу-Пикчу, за этот период я прочел новую литературу, посмотрел фильмы, но отношение и понимание к этому месту пока не изменилось.
Я действительно уверен, все, что мы видим там сейчас, относится к периоду правления Пачакутека Юпанки.
Но так же, я не сомневаюсь в том, что Мачу-Пикчу существовал и ранее. Пачакутек построил свою новую резиденцию на руинах старого, более древнего комплекса.
Если сейчас поселить туда местных жителей (человек 100-200), дав им при этом необходимый инструмент, то я убежден, что лет за десять они там построят новые примитивные сооружения. У домиков появятся крыши. Внешний технический вид Мачу-Пикчу изменится и лет через 500 историки, возможно, припишут нашим сегодняшним перуанским современникам происхождение этого комплекса.
В заметке я выкладываю свои фотографии и прикладываю разные точки зрения. Вот в этом фильме не официальная версия, вернее их там несколько. Инопланетные — я не беру в расчет, мне ближе другие, связанные с древней цивилизацией, существовавшей на нашей планете до всемирного потопа. В любом случае рекомендую посмотреть этот фильм (это только одна из его серий) до поездки в Перу и после нее.
Несмотря на мое доверие к авторам, вышеупомянутого фильма, я недавно посмотрел еще один не такой раскрученный, который тоже мне понравился своей версией, противоречащий первому фильму. В нем профессор, доктор геолого–минералогических наук Давиденко И.В. высказал аргументированные предположения, что Мачу-Пикчу был выставкой архитектурных и строительных достижений того времени.
Посмотрите этот фильм и вы совсем по-другому будете смотреть на камни не только этого исторического чуда света, но по-новому будете уже осматривать другие объекты по всему миру. Смотреть с 15 минуты.
Ну, а теперь официальная версия (не все фото являются конкретными иллюстрациями к тексту).
Построенный Пачакутеком в качестве императорской резиденции, а также с целью увековечить свое имя в истории, Мачу-Пикчу был третьим среди подобных резиденций-святилищ. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд.
Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нём и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали новые земли и возводили города на террасах.
Более чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрам Бингем 24 июля 1911 года.
Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитёров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов».
Мачу-Пикчу имеет очень чёткую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: их строили не те мастера, которые сложили остальные постройки. Вероятно, их использовали как жилища сановников и вельмож.
Среди прочего, здесь есть помещение в скалах, пустоты которого заполнены камнем, настолько подогнанными друг к другу, что современные специалисты по обработке камня не в состоянии объяснить, как это было сделано.
Полигональная кладка производит впечатление на специалистов своей точностью подгонки гранитных блоков. Она в точности похожа на кладку в противоположной части Земли в Аладжа-Хуюк на территории современной Турции.
В западной части возвышается главный храм с алтарём для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.
Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.
Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек.
Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда. В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение.
Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается, одновременно и небольшим укреплением, и святилищем.
Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нём находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий, тем более что неподалеку был обнаружен священный инкский крест — чакана.
После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался ещё четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния.
Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трёхстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».
Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских каменщиков: два громадных блока её фундамента с вырезанными 32 вершинами в трёх измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам.
В восточной части площади расположен «Храм 98 окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами.
Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нём должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведёт своё происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. Однако это предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу-Пикчу относится к позднему инкскому периоду.
От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы; там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»).
Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и "привязать" его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».
Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия.
По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.
Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели, прежде всего, стратегическое значение — по ним должны были проходить войска.
Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.
Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.
Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента.
Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза.
Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти. Источник
Моя первая заметка Machu Picchu - мое седьмое чудо света