Александровское подворье в Иерусалиме находится в ста метрах от Храма Гроба Господня.
Это духовно-архитектурный комплекс, включающий в себя Святое место — Порог Судных Врат,
домовую церковь Св. Александра Невского, небольшой музей экспонатов от археологических
раскопок произведенных перед строительством зданий, так называемую "царскую комнату",
архив с библиотекой и небольшие приделы.
Возведение Александровского подворья было закончено в 1896 году и записано
на Императорское правительство Российской Империи, а ныне ИППО.
Основной реликвией Александровского подворья, является обнаруженный при раскопках
в 1881-1883 годах, фрагмент второй обводной иерусалимской стены с Порогом Судных Врат,
построенной V-IV в. до н.э., через который, предположительно, переступал идущий
на Голгофу Иисус.
Здание, построенное над Порогом Судных Врат, для сохранности артефакта, было освящено
в 1891 году и явилось первой постройкой подворья.
Порог Судных Врат был огражден с трех сторон кованым ажурным барьером,
а за ним на Иерусалимском камне, предположительно отколовшемся от Голгофы во время
землетрясения, поставили распятие на кипарисе работы Афонского Пантелеимоновского
монастыря.
Здесь же, в стенах, установлены черные мраморные доски с именами почивших и особо
потрудившихся на Святой Земле россиян.
Увековечена память Великой Княгини Елизаветы Федоровны
и Великого Князя Сергея Александровича.
Архитектором проекта Александровского подворья был Георгий Франгья,
автор проекта Сергиевского подворья и храма Св. Марии Магдалины в Гефсимании.
Домовая церковь Св. Александра Невского была освящена в мае 1896 года.
В притворе храма на памятной доске написано:
"Церковь во имя Св. благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма,
сооруженного Св. равноапостольным царем Константином, в 1887-1896 гг."
Домовая церковь посвящена памяти основателя Императорского Православного
Палестинского Общества — императора Александра III, скончавшегося в 1894 году.
Живописное убранство церкви выполнено известным русским художником-монументалистом,
иконописцем, профессором Николаем Андреевичем Кошелевым, который получил признание
за работы в храме Христа Спасителя в Москве и храме Воскресения Христова (Спас на крови)
в Санкт-Петербурге.
В отдельном пределе — часовня в память царской семьи — "страдальцев лихолетья XX века",
как написано на табличке.
На первом этаже подворья, справа по коридору, расположена приемная царская комната.
Небольшая и уютная приемная украшена портретами Великого Князя
Николая Александровича — будущего императора Николая II, портретами членов царской семьи,
картинами. В углу — иконостас.
Мягкая старинная мебель, камин, предметы интерьера, подсвечники и люстра, личные вещи,
все сохранилось от царских особ.
Дверь в царскую спальню была закрыта, да и в приемную можно только заглянуть.
Картина "Спаситель в терновом венце" кисти Н.А.Кошелева на стене царской комнаты, показалась мне очень пророческим знаком, подтверждающим трагическую судьбу царской семьи и их путь на собственную Голгофу...
Старая фотография Николая II с государыней Александрой.