Почему и отчего люди верят в Бога? Наверно люди хотят, соблюдая некие определённые правила с божьей помощью улучшить качество своей земной жизни и далее, опять же с помощью Бога, продолжить её уже в другом измерении. А какие правила нужно соблюдать, дабы получить и получать помощь от Высших сил? Бог, этот невидимый творец всего действительно один, но выступающие от его имени пророки разные.
Исламские богословы утверждают — Мухаммед (мир ему) был послан не к отдельному народу, а ко всему человечеству. Ислам признаёт всех предыдущих пророков — о Моисее, об Исе и о других есть упоминание в Коране. При этом Мухаммед (да будет доволен им Аллах) является последним пророком.
Сам Мухаммед (мир ему и благословение) говорил, что «между ним и Концом света расстояние, подобное разнице длины указательного и среднего пальцев». Это означает, что после него не будет других пророков.
Дать людям правильные знания – в этом состоит божественная миссия Мухаммеда. Учение прежних пророков было искажено. Поэтому, дабы люди опять не исказили и не переделали божественные откровения, полученные Мухаммедом, любые изменения и дополнения текста в Коране запрещены. Правоверные утверждают, что в их священном писании без изменений собрано всё то, что получил от Творца Мухаммед, и о чём он проповедовал.
Однако неточности и некая редакторская правка в Коране всё же присутствуют. Так, например, во время бегства Мухаммеда (да будет доволен им Аллах) из Мекки в Медину в первоначальной версии он спрятался в пещере, далее началась буря, погубившая его преследователей. В последующей версии волшебный паук заткал вход, спрятав посланника Аллаха.
Первые откровения Мухаммеду поступили в 610 году, когда ему было 40 лет. Мухаммед любил уединяться недалеко от Мекки в пещере. В одну из ночей к нему явился ангел Джабраил. Он повелел неграмотному Мухаммеду: «Читай!»
Мухаммед ответил, что читать не умеет. Тогда ангел обхватил его грудь и сильно сжал, вновь приказав читать. Мухаммед вновь ответил, что не сможет этого сделать. Ангел вновь сжал, Мухаммед вновь отказался. Тогда ангел в третий раз его сжал, и прозвучали первые аяты Корана.
Враги ислама постоянно используют этот факт, утверждая — божественное откровение не может быть дано через силу, ибо Бог это любовь.
Мы в данном случае не будем влезать в спор богословов. Предположим, что Мухаммед истинный посланник Аллаха, а ислам единственно правильная религия.
Однако, один из хадисов утверждает — пророк сказал: «Раскололись иудеина 71 секту. И раскололись назреяне ( христиане.) на 72 секты. И расколется моя умма ( сообщество верующих.) на 73 секты». Существуют разные варианты перевода этого хадиса, но везде сообщается о расколе мусульманской общины на 73 секты.
Итак, Господь дал через Мухаммеда людям истинное учение, которое быстро раскололось на шиитов и суннитов, соответственно, шииты оформились в отдельную религию. Далее учение пророка преимущественно по шиитской линии стало дробиться ещё и ещё.
Но как в этой ситуации простому человеку понять, какие заповеди идут непосредственно от Творца? И как нужно правильно почитать Бога? Сунниты, шииты, алавиты, друзы, исмаилиты – все эти исламские направления претендуют на единственную в мире истину.
Если у суннитов Коран является главным критерием жизни, то шииты считают — простому человеку не дано понять смысл божественных откровений, и трактовать Коран может только имам. Вышедшие далее из шиизма различные группировки исмаилитов уже оспаривают именно то, кто должен быть имамом, дабы разъяснять своей пастве божественную суть различных сур и хадисов.
Претендующим на первоначальную истину суннитам подобное ещё на заре создания ислама, мягко говоря, не понравилось. Они развернули настоящую охоту за вероотступниками. Все 11 шиитских имамов умерли насильственной смертью.
Примерно в 874 г. таинственно «исчез» в малолетнем возрасте признанный шиитами 12-й имам. Исчезнувший был провозглашен Махди «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих представителей, которые и взяли на себя руководство общиной.
Некоторые из руководителей заявляли о тайном «общение» со скрытым имамом. У простых людей ожидание возвращения Махди связывалось с надеждами на установление божественной справедливости. Скрытый 12-й имам – носитель божественной благодати, непогрешимый авторитет в делах веры и мирской жизни. В Средние века на Востоке не раз устанавливались сроки его пришествия. В Иране, например, для него держали специально оседланного белого коня и оружие.
Шииты и в наше время продолжают верить в возвращение Махди. Но у шиитов первую и самую значимую роль играет уже не Мухаммед, а имам Али и последующие имамы. Автору приходилось бывать в Ираке и довелось увидеть религиозные истерики (извиняюсь за слово, но по-другому не скажешь) возле могил шиитских имамов.
Исамилиты пошли ещё дальше. Они также верят в пришествие «скрытого» имама (по другой родословной линии), но в его отсутствие полностью и безоговорочно подчиняются обычным земным имамам, которые руководят ими от имени Махди.
Исмаилизм возник в Ираке. Затем он распространился в Иран, и Хорасан, смешавшись там с различными восточными религиями, и по этой причине отдалился от основополагающих принципов ислама.
Согласно учению исмаилитов, Аллах возвысил имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе сокровенные знания обо всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, которые не доступны другим людям. Имамы являются непогрешимыми, не отвечают ни перед кем и могут делать все, что они сочтут нужным, ибо у них есть особые знания, неизвестные никому.
Так, например, за не соблюдение норм шариата имам Хасан ибн ас-Саббах (Аламутский «Старец горы») кого-то казнил почти каждую неделю, при этом весьма эффектно обставляя зрелище. Своею рукой «Старец горы» убил обоих сыновей: одного за то, что тот якобы "убил день" (провел его без всякой пользы для секты), второго – за то, что тот "отведал вина".
В 1162 г. из сокрытия в этой общине вышел, и стал править уже другой имам Хасан. Он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Народ каждый раз подобное принимал. Спрашивается, как это всё согласуется с божьими заповедями, и есть ли они тут вообще?
В Средневековье шииты перестали проповедовать свою веру, ибо найти новую паству по множеству причин они уже не могли. Проповедники исмаилитов (даи) наоборот ещё очень долгое время старались внедриться в гущу мусульман и завязать с последователями суннитского большинства провокационные споры (никому неизвестно, что происходит в наше время, ибо исмаилиты это закрытая организация).
Считается, что их идеологи специально изучают теорию подрыва ортодоксальной веры. Правоверные называют исмаилитов протестантами ислама. Мне не один раз приходилось слышать, что их учение создано искусственно, дабы расколоть ислам. В пользу этой версии говорит такой факт — людям христианской или какой-либо другой веры учение исмаилитов не понятно, и дабы стать исмаилитом, нужно в исламе родиться.
На заре появления исмаилитов правоверный мир мечтал с ними расправиться. Восточные правители старались выявить исмаилитов и казнить их. Однако последние нашли эффективное противодействие. Проповедники исмаилизма разрешили своим адептам внедряться в чужеродное религиозное сообщество, выказывая при этом все признаки почитания веры, то есть совершать такия (сокрытие).
В ответ на репрессии исмаилиты внедрили агентуру почти ко всем исламским правителям того времени. Их агенты в различных странах начинали службу конюхами, плотниками или мелкими торговцами, ожидая приказа. Никто из восточных монархов, султанов, визирей не чувствовал себя в безопасности. Более того, дабы показать свою силу, исмаилиты казнили одного из французских принцев.
Для этого двое агентов прибыли во Францию и публично отреклись от ислама. Они пожертвовали большие деньги на церковь, соблюдали посты, не пропускали ни одной службы. И всё это ради одного — войти в доверие к окружающим и убить принца. Изучив график его передвижения, «восточные купцы» поняли, что приблизиться к нему на расстояние удара можно будет только в соборе.
В долгожданный день один из убийц нанёс принцу серьёзную, но не смертельную рану. Стража в ответ зарубила злодея мечами. Второго оттеснила толпа, он вполне мог уйти. Однако, увидев, что приказ не выполнен, вернулся и добил принца, погибнув при этом сам.
Если убийцы добрались до Франции, то восточные монархи были для ассасинов (секта исмаилитов) ещё более уязвимы. Фактически исмаилитов можно считать первыми террористами-смертниками. Убийца закалывал жертву, и нисколько не боясь возмездия, открыто проповедовал, за что совершена казнь. Сунниты и шииты ненавидели и панически боялись исмаилитов.
Один из персидских султанов в конце 11 века решил совершить поход в земли ассасинов, дабы покарать их. Но однажды, уже во время похода, проснувшись, он увидел воткнутый в землю кинжал. Султан понял, что ни многотысячная конница, ни боевые слоны, ни стража не могут защитить его. В этот же день трубы протрубили отбой, войско повернуло обратно.
В 1098 году граф де ла Котье, личный представитель короля Франции, после долгого и утомительного пути наконец прибыл в вотчину исмаилитов замок Аламут (Персия). Целью графа была встреча с Хасан ибн ас-Саббахом, легендарным имамом исмаилитов-низаритов («Стариком гор»).
Граф оставил интересные записи. В частности он утверждал, что по приказу «Старика гор» его стражники без раздумий бросались в пропасть. Мюридам имама представлялось, если они станут шахидами, то попадут в рай, где их будет ждать толпа девственниц и различные другие прелести, но в рай они попадут, только если будут беспрекословно подчиняться своему имаму.
Как и чем можно было внушить человеку подобную фанатичную веру? Историки часто описывают такой трюк. В братство ассасинов приходили новые люди, их опаивали вином, опьяняли наркотиками, подпускали к ним женщин.
Некоторое время новообращённые пребывали в состоянии счастья, а когда опьянение заканчивалось, им объясняли, что они побывали в раю, и если они и вновь хотят в рай – они должны беспрекословно выполнять приказы имама.Был и ещё один фокус. Человеку, достигшему в братстве определённого статуса, объявляли, что он должен умереть и своей смертью привлечь в братство новых мюридов. В этом случае людям публично объявлялось – за такие-то прегрешения отрубили голову такому-то человеку. Далее ещё живого смертника прятали так, что сверху была видна только голова, которая медленно с выражением рассказывала про жизнь в раю.
После голову действительно отрубали и выставляли на обозрение уже в отрезанном виде. Наивные люди пытались вновь что-то спросить, но имам им объявлял, что он уже, дескать, окончательно отправил душу шахида в рай.
Нужно ли объяснять, как подобное волшебство в Средневековье действовало на сознание людей?!
Вернёмся к истокам ислама. Думаю здесь не нужно доказывать, что если Мухаммед получил некие истины от Создателя, то далее учение последнего пророка было многократно изменено и искажено.
По вопросу веры спорить бессмысленно, но если Творец един, то он должен был дать и некие единые правила для всего человечества? Однако люди почитают разных пророков, от этого и идут бесконечные войны.
Находясь в Манахе, нам с женой довелось посетить духовный центр йеменских исмаилитов деревушку аль-Хотейб. Она всего в пяти километрах от Манахи, но приближаясь к этому месту, невольно чувствуется другая аура. Всё дело в том, что вокруг аль-Хотейба на горных склонах расположены селения исмаилитов. На их террасных огородах Кат не растёт, у них более прилично выглядят дома, идеально уложен дорожный асфальт и совершенно нет мусора.
Место аль-Хотейб для исмаилитов является священным. Здесь находится мавзолей выходца из Индии третьего йеменского «даи» (проповедник) Хатим аль-Хамди, поклониться которому, и что-то попросить на его могиле, приезжают паломники из Индии, Шри-Ланки, Сингапура и с Мадагаскара.
В 1047 г. во главе йеменских исмаилитов стал выходец из южноаравийского племени Хадман Али ибн Мухаммед ас-Сулахи. Под его руководством исмаилиты отвоевали у зейдских шиитов город Сану, далее захватили Мекку и Медину. В течении 16 лет они владели главной святыней ислама Каабой.
Однако золотой век исмаилизма подходил к концу. В 1094 г. в конце египетского халифата Фатимидов исмаилиты раскололись на низаритов (ассасины) и мусталитов. Из современных 20 млн. последователей этой религии подавляющее число является низаритами. Мусталитов в мире около 700 тыс., из них примерно седьмая часть проживает в Йемене.
Около 10 лет назад исмаилитский миллиардер из Мумбая попросил президента Салеха дать ему возможность, сделать финансовые вливания в общину единоверцев.
Мавзолей усыпальница после реставрации засиял белым мрамором, чуть ниже находится кладбище с богатыми надгробиями. Чистота везде идеальная. Напольную плитку возле мавзолея протирают каждый час. Рядом сквер с ухоженными стрижеными кустиками, над ними уличные фонари электроосвещения. Подобное оазис прогресса в Йемене смотрится как настоящее чудо.
Однако остановиться в новых гостиницах могут только богатые люди. По словам гида, в прежние годы сюда приезжало большое количество паломников, теперь попасть к святыне стало сложнее.
Руководит общиной мусталитов проживающий в Индии 52-ой имам Мухаммад Бурхан ад-Дин, возраст которого 102 года. Если у низаритов имамы давно уже вышли из сокрытия, то их собратья мусталиты по-прежнему ожидают Махди. Как вековой старик общается с «сокрытым» имамом? Запоминает ли он все его указания? Про это мне не ведомо. Но именно по этой причине у мусталитов опять раскол, ибо часть из них хочет свергнуть даже не старого, а скорее древнего имама. Умудрённый жизнью старец упорствует, планируя передать власть только после смерти и только сыну.
Навстречу нам вышел древний старик имам, и поприветствовал нас. Мунир спросил дедушку о здоровье. Тот ответил: «Хвала Аллаху, хорошо». Далее пошёл восточный обмен любезностями, который невольно нарушил я, сказав, что мне приходилось бывать на Памире и в Афганистане, там, где проживают низариты мюриды Ага-хана 4ого. Дедушка замахал руками, словно пытаясь отогнать навозную муху, и изменился при этом в лице. Из дальнейших его слов можно было понять: «Ага-хан фанатик Афганистан…!!!»
Мне осталось после этого только вежливо кивнуть головой. Наверно самыми большими врагами становятся бывшие родственники.
Далее разговор вновь вернулся в спокойное и вежливое русло. Имам сказал, если мы сделаем небольшое пожертвование и подождём минут 30-40, он пустит нас внутрь мавзолея. Прямо перед нами сюда прибыла группа паломников из Индии, и нам вместе с ними заходить в мавзолей никак нельзя.
Я посмотрел в открытые двери мавзолея и увидел там индийцев и замотанных в сари индианок. Мунир тоже их заметил и брезгливо поморщился — по законам ислама женщины должны молиться отдельно от мужчин.
Над аль-Хотейбом возвышается большой огромный утёс. В своё время именно там молился пришедший в эти края индийский проповедник. После его смерти на горе построили мечеть. Дабы скоротать время, гид предложил нам, подняться на вершину к мечети. Вверх ведёт каменная лестница, но она оказалась на замке.
В классическом исламе существует поверье — врата и двери сооружаются по Божьей воле. Часто в мечетях можно встретить надписи над дверьми. Тексты могут быть примерно такими: «Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата», «Да будет вечно открыта счастью дверь». Дверь в мечеть должна быть всегда открыта, а подобные надписи подчёркивают особую роль порога.
Исмаилиты это особый мир, и упрекать их в несоблюдении норм шариата просто бессмысленно.
Спустившись вниз, Мунир стал высказывать претензии имаму. Тот ответил, что, дескать, наоборот приходящие сюда безбожники жуют на горе кат, именно поэтому он закрыл вход к мечети. После, старик имам демонстративно ушёл. Мы же решили его не ждать и в мавзолей не идти.
— А давайте в ту интересную деревушку лучше заедем, — предложила моя жена, указав на находящиеся чуть ниже строения.
Мунир с водителем начали что-то мямлить, но тут уже я сам повторил просьбу. Далее выяснилось, что это деревня под названием Бени Мур принадлежит исмаилитам и просто так шииты и сунниты заходить туда не могут. Меня это наоборот раззадорило. Я предложил гиду и водителю, чтобы они нас туда только довезли, а далее по деревне мы прогуляемся сами. На том и договорились.
Вскоре, покрутившись по склону, Амин остановил машину возле входа в Бени Мур. Перед этим мне казалось, что он шутит и даже переигрывает в своих страхах. Однако взрослый и крепкий мужик наотрез отказался выходить из машины. Мунир же наоборот, видимо вспомнив о своём долге гида, пошёл вслед за нами как на расстрел. Казалось бы, тайные общества, шпионы, яды и убийцы-смертники – всё это должно было остаться в Средневековье или в книгах. Однако нет, правоверные по-прежнему жутко боятся исмаилитов.
Впрочем, как тут не бояться, если противостояние не закончено, а само понятие средневековья для Йемена относительно.
В 1810 г. французский консул в Аллепо (Сирия), собирая данные, нужные его правительству, неожиданно для себя наткнулся на сведения об ассасинах. Орден этот, сойдя с подмостков истории, уйдя в забвение, оказывается, продолжал существовать. Предводитель ассасинов жил в небольшой деревушке между Исфаханом и Тегераном, окружённый охранниками и приверженцами, почитавшими его и повиновавшимися ему как богу.
Про историю йеменских мусталитов практически нет никаких сведений, но я не думаю, что их положение и их методы сильно отличались от образа жизни своих братьев ассасинов.
На первый взгляд в деревушке Бени Мур нет ничего особенного, если не считать спрятавшийся за домами форт.
Мунир ещё более переменился в лице, когда увидел, что я пусть и на длинном кадре, но пытаюсь таки фотографировать женщин.
— Да ты что! Сейчас её муж с автоматом прибежит, нам тогда конец! – заволновался гид. Но я ему не поверил. В дальнейшем общаясь с народом, я убедился — исмаилиты как здесь в Йемене, так и на Памире более открыты, в их женщинах отсутствует исламская забитость, впрочем, как и в мужчинах.
Если форт построили где-то в 15 веке, то сама деревушка Бени Мур старше как минимум на 300 лет. Каменные дома, образующие круг, напоминают опустивших щиты воинов.
Подходим ближе. До этого мне не раз приходилось видеть, как порой несколько фамильярно и весьма привольно наш гид общался со своими земляками. Однако здесь это была сама любезность. Увидев у входа женщин, Мунир спросил, можно ли нам войти, преобразившись при этом в некого халдея-официанта, готового извиваться ужом перед клиентом. Я же был очень рад, ибо если я и читал про исмаилитов, и даже был на Памире в их среде, то увидеть вживую их соприкосновение с правоверным миром мне не доводилось.
Женщины нам обрадовались и разрешили войти в их деревню, но отказались при этом фотографироваться. Внутри нас встретили обычные каменные дома. Единственное их отличие, окошки и входные двери здесь более маленькие и более узкие. Оно и неудивительно, всё построено и продумано на случай внезапного нападения, если вдруг жители деревни не успеют добежать до форта.
О нашем визите стало сразу известно. Из маленьких и узких окошек за нами стало внимательно наблюдать множество глаз. Через какое-то время из домов повыскакивали дети, и мы обросли хвостом из детворы. Ходим, смотрим, знакомимся. В деревушку проведён водопровод – это заслуга единоверца из Индии.
Впрочем, любопытного и необычного здесь до сих пор много. Удивил местный мальчишка своим причудливым четырёхколёсным велосипедом. Запомнились сушёные грушевидные тыквы, которые используют в качестве кувшинов. Но самое главное, отсюда открывается потрясающий вид на ступенчатые изрезанные террасами горы, над которыми в свою очередь недоступной глыбой нависает каменный утёс, где познал истину мироустройства и человеческого бытия третий йеменский даи, пришедший сюда из Индии.
Меня, например, тоже посетила мысль – бросить всё, совершить подобно исмаилитским имамам «сокрытие», залечь на дно в этой деревушке, и наслаждаться природой, постигая тайны мироздания, а друзья и коллеги по работе, связь с которыми я буду поддерживать через доверенного человека, пусть ожидают моего пришествия. Соответственно, я буду чувствовать свою значимость, ощущать себя настоящим Махди….
От мыслей отвлекают дети. Раздаём им оставшиеся в рюкзаке ручки и тетрадки. Если в предыдущих местах Йемена дети просто брали, точнее, хватали подарки, то здесь они внимательно осмотрели тетрадки, заявив, что наши российские подойдут им, пишущим справа налево, только для уроков английского.
Далее пришёл староста деревни. Среди детей появилась русоволосая девочка. Оказывается, в Йемене иногда встречаются блондины.
Наверно это неудивительно. Вспомним, как и чем торговали (или скорее промышляли) на пути «Из варяг в греки». А количество набегов южан на Европу и на Русь? Подсчёту подобное не поддаётся.
Я сказал старосте, девчонка явно русская, а посему мы её должны забрать. Он шутку понял, и в ответ спросил мою жену, как она примет в семью новую молодую жену мужа?
Девчонка в свою очередь зазвездилась, распустила волосы и с удовольствием фотографировалась. Какое-то время мы разговаривали с женщинами и с детьми, отвечая, кто мы и откуда приехали. После староста стал приглашать нас к себе в гости на чай. Время поджимало, поэтому я его спросил, можно ли нам зайти внутрь и сфотографировать крепость? Но здесь уже я сам получил вежливый отказ. Фортификационное сооружение исмаилитов для чужаков остаётся табу.
В любом случае, мы с ними очень хорошо пообщались. Если не обращать внимания на одежду, то создалось впечатление, что я русский человек разговариваю с людьми одинаковой культуры. Здешние исмаилиты, как мужчины, так и женщины, никогда не выезжали из Йемена, у них нет дома телевизоров, но оказалось, что они знают и понимают больше, чем жители Саны, не говоря уже про обычных йеменских крестьян.
Мы вернулись к машине, где взаперти так и просидел наш Амин. На обратном пути в Сану Мунир несколько раз звонил различным друзьям, хвастая тем, что он посетил селение исмаилитов.
Я же сидел, и всю дорогу глядя в окно, думал — если Бог один то почему на этом свете образовалось такое большое количество противоречащих друг другу религий? Кто-то верит в переселение душ, кто-то в духов, кто-то в Христа, а кто-то упорно, по пять раз в день совершает намаз, в свою очередь ещё кто-то, над всеми этими религиями просто смеётся, считая что ему открыты сокрытые истины.
А как же Господь? Его лучшее творение человек во всех концах света одинаков! Что ждёт людей после окончания земной жизни? Почему определённые люди с такой лёгкостью, словно открывая некое ИП, берут и строят на базе одной религии другую? Может быть, они действительно знают больше, а те священные истины, с помощью которых через религию управляют народом, таковыми вовсе не являются?
В любом случае, религиозные чувства любых людей необходимо уважать. Но финал, не смотря на разницу земных религий, у всех людей определённо один!
Что там, за ветхой занавеской Тьмы?
В гаданиях запутались умы.
Когда же с треском лопнет занавеска,
Увидим все, как ошибались мы.
Омар Хайям