Пьенца очаровательна, причем, она очаровывает сразу, с первого взгляда и первого шага. Ты понимаешь, что не смотря на свое дремучее ренессансное средневековье она очень современна, свежа, радостна, по домашнему уютна, ухожена, залюблена и много чего еще. Город, в котором хочется жить. У ребят, которые его придумали, несомненно все получилось.
При въезде в город мы немного притормозили, чтобы полюбоваться открывшейся панорамой долины. Как же она хороша утром, оттененная нежной голубой дымкой.
У туристического офиса мы свернем на боковую улочку, чтобы пройти к крепостным стенам, на которых я намерена была провисеть большую часть времени, созерцая долину.
Здесь же вы можете посетить чудесный магазинчик авторской керамики Магазин - мастерская авторской керамики Линды Бай, из которого я просто не могла уйти без белоснежного сервиза, ругая себя на чем свет стоит.
Тем местам, которые отмечены каким либо присутствием римских пап, как-то место рождения, либо проживания, всегда несказанно везло. Повезло с этим и маленькой деревушке Корсиньяно, где в 1405 году произошло важное событие для истории Пьенцы: родился Энеа Сильвио Пикколомини. Через 53 года после рождения он станет Папой Пио II, от его имени и произошло название города. С целью перестройки Пьенцы папа Пий II пригласил архитектора Бернардо Росселлино. Строительство велось 4 года, за это время город преобразился полностью.
Понятие «идеального города» стало популярно в эпоху Возрождения, основы этой идеи были заложены Платоном в диалогах, где описана модель идеального города — государства на острове Атлантида. Город, созданный человеком-творцом, должен воплощать его замыслы, которые опирались на принципы рациональности, удобства жизни в полном согласии с природой и эстетикой восприятия.
Несмотря на то, что теоретические изыскания ушли далеко вперед от практики, во второй половине 15 века было несколько попыток воплотить в жизнь проекты «идеальной» городской застройки. Стремление правителей городов-государств отстроить «идеальный город», нашло проявление как в проектировании новых городов с чистого листа, так и в преобразовании существующих средневековых городов. Ключевыми элементами для достижения этих целей была прокладка прямых улиц, мостов, каналов и площадей правильной геометрической формы.
Идеальный город изображали и проектировали многие: Леон Баттиста Альберти, Филарете, Лучано Лаурана, великий Пьеро делла Франческа. Но все это осталось на бумаге. В камне попытка сделана была лишь одна — Пьенца.
Пьенца является наглядными примером попытки превращения средневекового поселения Корсиньяно в идеальный ренессансный город с прямыми улицами и регулярной планировкой. Изначально проект реконструкции затрагивал лишь центральную площадь города, на которую выходят Кафедральный собор, папская резиденция — дворец Пикколомини, Дворец епископа и Преторский дворец.
Площадь имеет трапециевидную форму, причем на широкой стороне трапеции находится собор. Площадь очень маленькая, но благодаря тому, как Росселлино организовал пространство, растягивая перспективу, оценивая глубину, используя строгие геометрические правила, площадь кажется больше.
Кафедральный собор, посвященный Святой Деве Марии. Его строительство продолжалось с 1459 г. по 1462 г.
Брусчатка из красного кирпича поделена на квадраты полосами светлого травертина, которые создают перспективную сетку, соразмерную пропорциям окружающих зданий. Впоследствии реконструкции подверглись также наиболее важные здания, находящиеся на главной улице города. Смерть папы Пия II и Бернардо Росселлино – заказчика и архитектора – помешала полностью воплотить в жизнь этот проект.
Дворец Пикколомини выполнен из квадратов травертина, создавая перспективу, связанную с горизонтом в развитие с окружающими постройками. Сейчас здесь находится музей, где хранятся реликвии семьи папы Пия II. Палаццо Пикколомини служил домом для потомков Пия II вплоть до 1968 года.
В задней части дворца находится богато украшенный арками двор и лоджия с видом на небольшой, но красивый садик, с клумбами так похожими на мои дачные грядки. Отсюда также открывается захватывающий вид на долину Val d'Orcia и лесистые склоны Монте Амиата.
Вот так вышел утром с чашечкой кофе, окинул взглядом долину, вздохнул полной грудью свежего бодрящего воздуха и уже с утра понимаешь, что жизнь удалась.
Епископский дворец, или палаццо Весковиле. был выстроен здесь специально для кардиналов, которые отправлялись бы с Папой в его поездки в Пиенцу. Древний дворец Борджиа был реконструирован кардиналом Родриго Борджиа, будущим папой Александром VI. В настоящее время здесь размещается Епархиальный музей и Музей собора (Museo Cattedrale), чья коллекция включает богатое собрание церковных картин.
Чтобы обойти небольшой город медленным шагом хватит пары часов, но эти часы запомнятся вам надолго. Пьенца зацепит вас также, как и меня, своими утопающими в цветах улочками, миниатюрными двориками, обустроенными под кафе, с нежными плетистыми розами на золотистом песчанике.
Сегодня я подниму свой бокал за Росселлино и его город — мечту, за красавицу Пьенцу.