Нахлынули воспоминания о путешествии по Сирии, Ливану, Иордании. Всего лишь три года прошло, а столько событий за это время случилось, что три года кажутся давно минувшим временем. Горько за Сирию, на долгие годы страна закрыта для туристов, а может быть и навсегда. Многие памятники арабской культуры, которыми любовались туристы всего мира, прекратили своё существование. Лишь только воспоминания и фотографии остались.
Буквально за три месяца до начала войны в Сирии мы с подругой побывали в этом регионе. Успели. Было весело, а теперь грустно. Поэтому не буду пока рассказывать о Сирии. Не гоже веселиться на "похоронах". Не в буквальном смысле, надеюсь. Верю, страна воскреснет, встанет из руин, только вопрос времени. Расскажу про иорданскую Петру.
***
Автобус, из Аммана в Петру, отходил утром. Был набит туристами – рюкзачниками до растяжки.
По приезду в Петру, которая является самой знаменитой достопримечательностью Ближнего Востока, договорились с первым попавшимся таксистом, что после осмотра древнего города набатеев, отвезёт нас в пустыню Вади Рам (национальный заповедник). У него и вещи оставили, не забыв взять визитку.
Цена на входной билет варьировалась, в зависимости от времени пребывания в городе. Если день, то одна цена, если два, то цена чуть выше. До города идти далековато, очень жарко, хоть и утро.
Наездники на лошадях предлагали всем свои услуги, доставить с ветерком к самому входу в город. Решив, что это для ленивых, отправились пешком.
Город — крепость, или город мёртвых? Единого мнения на этот счёт не имеется, да и с историей Петры большие разногласия в учёных кругах. Ещё 9 000 л. назад тут жили люди, набатеи пришли в эти места за 6 в. до начала нашей эры. Именно они стали вырезать гробницы и храмы в мягком песчанике красных скал. 1 — 2-ой в.в. нашей эры ознаменовались для Петры тем, что попав под влияние римлян, в городе стали строиться здания из камня, которые впоследствии были разрушены землетрясением, оставив всего лишь полусохранившуюся колоннаду, да амфитеатр. А вот гробницы и храмы набатеев, вырезанные в цельных скалах, до сих пор удивляют своим мастерством исполнения. Видимо не зря в 2007 г. Петра была выбрана одним из семи чудес света.
***
Три огромных цельных камня, квадратной формы, испещрённые древними письменами, оказались на нашем пути первыми.
Предполагается, что это не достроенные гробницы богатых жителей города.
Набатеи были очень любознательны и путешествуя по миру, всё самое интересное превносили в архитектуру своего города,
К тому же два основных караванных пути пролегало через Набатейское царство (из Дамаска к Красному морю, из Газы к Персидскому заливу). Разные народы останавливались в Петре, делились своими знаниями и вели торговлю пряностями, тканями, обогащая город несметным богатством. Набатеи имели свою письменность, но она не достаточно сохранилась и не изучена.
Территория современной Иордании, а Набатейское царство занимало бОльшие её земли, в разные времена принадлежала разным народам и всякий раз почти совершенно стирались следы предыдущей цивилизации и наслаивалась новая культура. Соответственно в Петре происходили изменения, привнесённые новыми хозяевами. А уж покинули люди Петру после того, как римляне открыли морские пути для перевоза пряностей и город обеднел.
Отлично сохранился Римский амфитеатр в самом центре города, где устраивались празднества римлянами.
А культура набатеев, так и исчезла в глубине тысячелетий,
канули в Лету дела и мысли,
достижения и завоевания,
осталась Петра,
которая впечатляла настолько, что всё увиденное нами до этого в Сирии, просто померкло в один миг.
Дорога-каньон Сик, ведущая в город просто потрясала,
камень играл многослойным цветом.
Захватывало дух,
даже кожа покрывалась мурашками, которые исчезли только по возвращении. Подруга, чувствую, замерла, молчит, я счастлива не меньше.
Мы смотрели на прекрасные скалы,
которые, то сходились, то вновь открывали путь.
Причудливо выветренные ветрами, приобрели изящные формы.
От нахлынувших эмоций у подруги глаза увлажнились. Давно она мечтала о Петре.
По каньону на лошадях ездила конная полиция в интересной форме и цокот копыт эхом отдавался в высоком ущелье.
В каретах, запряжённых лошадьми, везли туристов.
Но нет, этот каньон надо пройти пешком и очень медленно.
Насладиться хотелось сполна. В вышине, между скал, синело клочкастое небо. а
при входе в город внезапно открывался величественный портал знаменитой Сокровищницы, изображение которой на всех фото и путеводителях Петры.
Обошли многие гробницы, поднимаясь по вырубленным ступеням или же просто по каменным выступам.
В самом городе очень чисто, несмотря на тысячи туристов каждый день. Дворники добросовестно мели главную улицу города. Состояние души было самое прекрасное.
По ступенчатой лестнице поднялись в самый верхний огромный зал.
Здесь, группа туристов, хором исполняла гимн своей страны. Все присутствующие им апплодировали. Акустика оказалась редкой. И вдруг подруга заявила, что теперь время спеть мне.
— Так ведь я совсем не готова, да и по лестнице вверх подняться, не шуточное дело, ещё не отдышалась. А вдруг не получится?
— Пой, давай! Пусть эти камни тебя запомнят! Ты же в Петре! Пой!
Долго не уговаривала. Я запела в прекрасном древнем зале, а она сняла видео. В какой-то момент народ вокруг замер, обескураженный «наглостью». Но придя в себя, кто-то стал танцевать, а кто-то просто слушал.
Пелось легко, в потрясающей акустике. Когда соло было завершено, все захлопали, кто-то кричал «Брависсимо!». Люди мне улыбались и кивали в знак одобрения. Ну вот, а я петь боялась!
Та песнь запечатлена в памяти древних камней Петры, и останется здесь навсегда.
Петра, запомни меня!