Самое посещаемое редкими туристами место — две площади, соединенные галереей. Изначально здесь располагались жилые кварталы, но постепенно они превратились в трущобы и было принято решение освободить место для постройки муниципальных зданий.
Сейчас — это гордость жителей Бергамо. На крохотном пространстве уместились сразу несколько жемчужин архитектуры. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал эту площадь одной из красивейших во всем мире.
В центре площади фонтан, подаренный жителям Читты-Альта мэром города от Венецианской республики Алвизе Контарини. Фонтан нес тогда не только декоративную функцию, но и защищал город от засухи. После строительства в 1780 году фонтан прослужил около 150 лет и был демонтирован, чтобы освободить место для установки монумента в честь Джузеппе Гарибальди. А в начале 20 века памятник славному полководцу переместили в Нижний город, и фонтан ( заботливо убранный до лучших времен на склады) вновь занял свое место.
Городская Башня ( Торре Civica) , построенная в 12-15-м веках и известная также как Кампаноне – «Огромный колокол». Изначально это была собственность богатейшей семьи Суарди, чем выше строение-тем богаче семья...так тогда считалось. В момент постройки башня была 38 метров. Но с приходом венецианцев, башня стала служить штаб-квартирой тюремного департамента (уверена, он назывался как-то иначе тогда), а в 17 веке город выкупил башню и слегка ее видоизменил. Было надстроено еще 14 метров и установлены три колокола, которые ежевечерне напоминали жителям о необходимости закрыть ворота города.
Можно подняться на самый верх, где на высоте 52 метра расположена смотровая площадка, мы к своему сожалению узнали об этом уже в самолете, возвращаясь домой....Бергамо, жди меня, я вернусь!)
Рядом с башней, а вернее, когда-то бывшее с ней единым целым, расположен Дом Суарди (Domus Suardorum).
Он был построен несколько позже башни и тоже принадлежал этой богатейшей династии. Представители этого семейства, ведущего свой род с 11 века, занимали высокие посты по всей Италии ( которая тогда, конечно же была совсем не Италией) — мэры Бергамо и Тревильо, епископы и судьи, реставраторы и писатели, и даже зачинщики переворота в Висконте. Семья была могущественной и очень богатой и неоднократно заявляла свои права на власть. Возможно избегая конкуренции, Барталамео Коллеони, призвав на помощь Венецию, выслал семью Суарди из Бергамо в 1428 года. Семья, тем не менее, не лишилась своих владений и накоплений, все еще оставаясь могущественной династией. Сейчас в Доме Суарди расположен университет Бергамо.
В начале 12 века, когда Бергамо входил в состав Римской империи, была построена городская ратуша Палаццо Веккьо. С приходом венецианцев в 15 веке, изменилось лишь название — Палаццо делла Ragione. Ратуша была центром политической жизни города и при Наполеоне, а в середине 19 века ни австрийцы, ни новое королевство Италия, не оценили ее значение и ратуша перестала быть значимым объектом. В середине 20 века ее включили в список исторических памятников и она опять стала главной достопримечательностью Бергамо.
В цокольном этаже-галерее расположены солнечные часы и статуя Мадонны с младенцем, выполненная Бартеломео Манни в 18 веке.
Лев Святого Марко был установлен на ратуше в годы правления Венеции.
Цокольный этаж-галерея ратуши соединяет две площади. Вторая площадь несколько меньше, и именно на ней расположены самые-самые "сокровища".
В 1133 году, когда чума выкосила половину Европы, жители Бергамо воззвали в молитвах к Деве Марии, прося защиты и дав обет построить в честь нее церковь. Чума отступила и уже в 1137 благодарные верующие начали строительство новой базилики. Примечательно, что для этого они снесли церковь Девы Богородицы, построенную в 8 веке ( по ничем не подтвержденным фактам, церковь Девы Богородицы была, в свою очередь, построена на месте храма богини помилования).
Изначально базилика Санта-Мария-Маджоре была совсем в другом виде . А в 1472 году для строительства базилики Коллеони, могущественный полководец ( тот самый, который "выселил" семью Суарди) решил снести ее среднюю часть, выступающую на площадь, я так поняла "квартирно-земельный вопрос" там решается просто. И теперь две ее части расположены по бокам усыпальницы Коллеони...
а парадный вход расположен с тыльной стороны, совсем на другой улице. Отсюда же можно поближе рассмотреть колокольню, пристроенную к базилике в середине 15 века.
Детали базилики (с маленькой улочки)
Строительство базилики велось почти столетие и еще три века его перестраивали и достраивали. В 1340 году в базилике был построен Баптистерий, но в 17 веке с него были убраны некоторые детали, а в 1856 году Баптистерий и вовсе "переехал" метров в 50 от базилики. Просто не город, а один большой конструктор! Если вернуться на площадь, баптистерий стоит по правую руку от базилики.
Напротив Баптистерия, на площади, расположен Кафедральный собор Святого Александра, покровителя Бергамо
А с тыльной стороны, на маленькой улочке, рядом с вышеописанной базиликой, Кафедральный собор имеет продолжение, которое не видно с площади
Купол собора венчает фигура Святого Александра
А вот и сам "виновник торжества". Капеллу Коллеони (Cappella Colleoni) XV века называют "бриллиантом" Ломбардии. Командующий венецианской армией Барталамео Коллеони начал строительство усыпальницы еще при жизни, для своей дочери Медеи, скончавшейся в 15 летнем возрасте. Но прах Медеи перенесли сюда лишь в 19 веке. А в 1475 году, через год после постройки, Коллеони сам был похоронен в этой усыпальнице. Как видите, она втиснута между двумя частями базилики Санта-Мария-Маджоре (которую, как мы помним, он просто порушил для возведения своей личной усыпальницы)
Фасад капеллы выполнен из многоцветного мрамора с вкраплениями бриллиантовой крошки. Рядом с круглым окном, единственным источником света внутри, расположены барельефы Цезаря и Траяна.
По обе стороны входной двери расположены девять панелей с барельефами. Пять из них изображают библейские сцены (Сотворение Адама и Евы, Искушение и изгнание из Рая, Жертвоприношение Исаака, убийство Авеля и смерть Каина) и четыре барельефа изображают сцены из жизни Геракла, чьим прямым потомком считал себя Бартоломео Коллеони.
Купол капеллы выполнен в виде восьмиугольника. Небольшое окно-розетку украшает змея и фигура Моисея, по задумке Коллеони, отражающая его преемственность характеру библейским персонажам.Не обременен был ложной скромностью полководец...
Не менее роскошно выглядит забор и ворота вокруг часовни
Если примоститься между Капеллой Коллеони (по правую руку) и Баптистерием (соответственно, по левую руку от него), отрывается вид на площадь с Ратушей, ее цокольный этаж и Кафедральный собор Святого Александра
К своему стыду, на башню я не забралась, и позаимствовала следующее фото на просторах интернета. Вот та выглядит маленькая площадь с Капеллой Коллеоне, Базиликой Санта-Мария-Маджоре и Кафедральным собором Святого Александра с высоты башни Суарди.
И я не могу не хотеть сюда вернуться....
Продолжение следует...