В административной черте моего города, в акватории Финского залива есть лишь один естественный остров. Это остров Котлин, на котором расположен крупнейший военный порт России на Балтике — Кронштадт. Но вокруг этого естественного острова и на дальних подходах к нему множество искусственных островов. Это знаменитые южные и северные форты Кронштадта Брошенные острова, крошечные насыпные островки для маяков и Путиловская дамба, защищающая уже более сотни лет Морской канал С-Петербурга от заиливания и заноса песком, который вместе со своими мрачными водами несет в Финский залив быстрая и полноводная Нева.
От времени основания новой столицы Российской империи и до середины XIX в порт С-Петербурга располагался на Неве, у Васильевского острова. От моря к нему вел извилистый фарватер, через который было невозможно пройти крупным морским судам. Осадка судна для прохода в С-Петербург не должна была тогда превышать 2,4 м. Крупные морские суда, следующие с грузами в С-Петербург, подходили к Толбухину маяку, где привезенные ими грузы перегружались на мелкие российские суда, способные пройти по мелководной Невской губе до порта С-Петербурга, и под руководством опытного лоцмана мелкие местные суда следовали в С-Петербург.
Такая система была крайне дорога и неудобна. И вот в 1872 г выпускник Морского корпуса и крупный предприниматель Н.И.Путилов предложил проект переустройства Морского порта столицы империи. Суть идеи Путилова была в том, чтобы по дну Финского залива прорыть глубокий фарватер от Гутуевского острова до Кронштадта. В 1878 г строительные и дноуглубительные работы по сооружению Морского канала С-Петербурга начались. Грунт, вынутый со дна залива, использовался на устройство дамб вдоль фарватера, которые должны были защищать фарватер от размывания и заиливания.
Морские рубежи столицы Российской империи в конце XIX в надежно прикрывали форты и батареи Кронштадта. Но, тем не менее, Путиловская дамба (цепь маленьких островков вдоль фарватера) тоже была оснащена мощными орудиями, бетонные подставки под которые сохранились до наших дней.
Как и Канонерский остров, Путиловская дамба была укреплена гранитными блоками.
Идея посетить островок в Невской губе, на который я каждый рабочий день любовалась из своего "высотного офиса", родилась у меня в солнечный воскресный день, когда акватория Невской губы кишела народом. Мне захотелось дойти до островка, расположенного рядом с фарватером. И вот после рабочих будней наступил очередной выходной, и мы с дочкой отправились в ледовый поход. На Путиловской дамбе стоит опознавательный знак для судов
когда-то здесь был причал,
в честь всех павших в разное время на морских рубежах С-Петербурга здесь водружен православный крест.
В 1885 г работы по прорытию Морского канала С-Петербурга под руководством Н.Путилова завершились. Из-за интриг в Госсовете Российской империи было прекращено финансирование стройки, и Путилов заканчивал строительство уже на свои личные средства. Морской канал и Путиловский (ныне Кировский) завод, являющийся до сих пор гигантом машиностроения в нашем городе, — главные детища кипучей предпринимательской деятельности Н.Путилова. Промышленник завещал похоронить его на созданной им Путиловской дамбе. Последняя воля покойного была выполнена весной 1880 г
В 1907 г прах Н.Путилова и его жены со всеми полагающимися почестями был перезахоронен в церкви Путиловского завода. При советской власти церковь закрыли и приспособили под райпромкомбинат Кировского района г.Ленинграда. В ходе ремонта помещения под новые нужды гроб с телом Путилова и его жены уничтожили.
Современный Морской канал С-Петербурга имеет длину около 30 км, ширину 80-120 м и глубину от 12 до 14 м. Теперь, как и мечтал Петр I, "все флаги в гости будут к нам"
. После развала СССР порт С-Петербург оказался крупнейшим портом России на Балтике. Без постройки Н.Путиловым защитной дамбы вдоль фарватера порт С-Петербурга вряд ли когда вышел бы на имеющиеся уже сейчас показатели грузооборота. Не только благодаря удачному географическому положению, но и благодаря таланту и самоотверженному труду инженеров-фортификаторов и промышленников, финансирующих их идеи, наш город со стороны моря всегда был и остается неприступной для врага крепостью, которую с моря даже никто не рискнул штурмовать.