Как часто бывает, что за границей мы по возможному максимуму посещаем музеи и прочие достопримечательности, а в свои заглядываем только по великим праздникам. Правда выяснилось, что это выражение несколько устарело. В саратовских СМИ громко прокричали, что 4 ноября 2013 года в честь праздника во все музеи вход бесплатный и пригласили в музеи.
Народ резко рванул, но только не в музеи. Я сам такой. Просто сложилось так, что призыв совпал у меня с отсутствием планов на выходной день, и я решил посвятить его посещению музея. А развлечений помимо музеев хватает, да и погода в начале ноября позволяла доделать людям на дачах последние приготовления перед зимой...Просто мне с детства интересны исторические события и всё с ними связанное, вот так я попал в музей, где бывал лишь в далёкие студенческие годы.
Появилась усадьба в Саратове благодаря протооирею Саратовской Нерукотворенно- Спасской (Сергиевской) церкви Егору Ивановичу Голубеву (1781 -1818), купившему недалеко от церкви участок и дом в 1801 году. Старый дом сломали владельцы усадьбы, чтобы построить новый, а церковь сломали советские власти и построили на её месте здание современного института ортопедии. У Егора Ивановича было две дочери Евгения (1803-1883) и Александра (1806 -1884). Собственно потомки этих дочерей и развивали территорию усадьбы в дальнейшем. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 -1889) был сыном Евгении Егоровны и переведенным из Пензы в 1818 году на место Е.И.Егорова преподавателя Пензенской духовной семинарии Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-1861).
Сама усадьба несколько раз перестраивалась , часть построек сгорели во время пожаров, а часть территории была отрезана от усадьбы во время строительства Набережной Космонавтов и теперь нельзя, не выходя из усадьбы, спуститься к Волге.
В восьмидесятых годах прошлого века было построено здание для размещения литературной композиции музея, оно находится чуть в стороне и территориально не входило раньше в первоначальную усадьбу.
Кроме административного здания экспозиции находятся в доме Н.Г. Чернышевского и во флигеле О.С.Чернышевской. В доме Пыпиных расположены музейные фондохранилища. Во флигеле Эдемовых находится картинная галерея саратовского художника В.О. Фомичева.Но прежде чем зайти в помещения и посмотреть на эскспозиции — прошлись по территории усадьбы и порадовались ярким цветам осени в сумрачный ноябрьский день.
В середине усадьбы находится небольшая часовенка с красивыми витражами.
Вот вроде чему не место здесь. Но история порой крутит такие кружева — диву даёшься. Часовня и небольшой обелиск были после смерти Н.Г.Чернышевского установлены в 1891 году на его могиле на Воскресенском кладбище, автором проекта был известный российский художник-график и скульптор Фёдор Густавович Беренштам( 1862-1937) — муж племянницы Н.Г.Чернышевского Веры Александровны Пыпиной. А когда на кладбище был возведен памятник-арка Памятник на могиле писателя, задавшего вопрос:" Что делать?", то было решено часовенку перенести в музей.В самом низу усадьбы увидел небольшую хибару
и когда осматривали комнату в мезонине, откуда эта хибара была отлично видна, спросил смотрителя музея: "А это что за здание?" Оказалось, что в этом доме живёт какой-то потомок семьи Чернышевских, но как звать его — смотритель затруднилась назвать. Да и дом никакого мол исторического значения не имеет.Удивительно, что в этот день открытых дверей большинство смотрителей не запрещало и не требовало денег за фотографирование, кроме картинной галереи Фомичева. Поэтому фотографий получилось много.
Первой осмотренной экспозицией стал флигель жены Н.Г.Чернышевского Ольги Сократовны Чернышевской (1933- 1918).
В этом флигеле она ждала возвращения мужа из сибирской ссылке, обстановка жилой комнаты восстановлена по воспоминаниям её внучки. Смотритель этой экспозиции обратила наше внимание на икону на кровати. Эта икона святого Митрофана Воронежского сопровождала Ольгу Сократовну во всех её переездах. В Саратове сейчас восстанавливается храм святого Митрофана Воронежского Храм у Крытого рынка.Очень интересно побывать в доме Н.Г. Чернышевского, в нём было 8 комнат. В большинстве из них восстановлена атмосфера того времени. Мнне больше всего понравилась "голубая гостиная"
и комната Н.Г.Чернышевского в мезонине, где он жил мальчишкой.И как всегда меня умиляют небольшие, но изящные детали интерьера: как в бабушкиной спальне,
так и в комнате писателя. А еще в доме сохранились печные заслонки того времени.Экспозицию в административном корпусе пришлось рассматривать самостоятельно, экскурсовод то ли устал, но ли погода на неё действовала. Объём документов здесь гигантский, надо быть фанатом Чернышевского, чтобы все их подробно рассмотреть.
Здесь мне больше запомнилась не информация о Чернышевском, а фотография русских писателей позапрошлого века, среди которых молоденький Лев Толстой.
Когда после окончания осмотра усадьбы и экспозиций музея я выходил из административного (главного) корпуса Музея Н.Г.Чернышевского, то меня попросили задержаться. Теряясь в догадках, что же я натворил в стенах музея, окромя сделанных фотографий, всё же остановился. Вышла миловидная женщина и подарила мне "Путеводитель по усадьбе Чернышевских и Пыпиных".
Волею случая я оказался десятым одиночным посетителем за весь день!!! А ведь только в Саратове проживает более 800 000 человек, в советские годы немного до города -миллионника не дотянули. Так мы относимся к своей истории, а к музеям еще в большей степени равнодушно. Кстати, полдня проведённых в музее, считаю полезными для себя. Познавать новое или вспоминать забытое старое — не самое худшее времяпровождение.