Ламы и альпаки являются неотъемлемой частью шоу всемирного масштаба под кодовым названием "Мачу Пикчу" (Лечу я ветром сквозь печали над Мачу Пикчу на заре..., Все о восхождении на Уайнапикчу). Они живут в этом покинутом когда-то людьми городе и пожалуй являются основными его жителями в настоящем. Даже билетеры, археологи-восстановители, гиды и прочие многочисленные представители сфер обсуживания и туризма не в счет — всё это по большому счету временщики.
Не знаю вот только, насколько ламы самостоятельно попали в этот город, возможно, что часть из них прибыла туда вместе с своими компаньонами-индейцами для того, чтобы немного подзаработать себе на корм, а потом и осталась жить в этом хлебном месте. Во всяком случае все ламы, которых мы там видели, а их на самом деле много, производят очень самостоятельное впечатление.
У некоторых лам в ушах были замечены бирки, но думаю, что это вряд ли значит больше, чем обычная прописка или регистрация, организованная администрацией Мачу Пикчу. Для лам даже хорошо, так как эта прописка дает им определенные права и легализует их в мире людей.
Тему лам я уже касался немного в Росчерком Перу и даже больше в Игры в индейцев Саксайуамана, здесь же хочу написать некоторые свои впечатления об этих животных. Эти длинношееи (не могу быть никак уверен в "правосклонении" этого слова))) животные невероятно грациозны. Они держатся с таким достоинством, до которого многим людям как до Луны. Но вместе с тем они очень дружелюбны и совсем не агрессивны. Вот это сочетание дружелюбия и чувства собственного достоинства пожалуй привлекает в них даже больше чем врожденная красота и грация.
Кажется, что они несколько снисходительно относятся к бандам сумасбродных туристов, которым только и нужно, чтобы сфоткаться с ними на пару и потрогать их мягкую шелковистую шерсть. Ламы принимают туристов такими как есть и только в редких случаях, когда повышенное внимание толп начинает совсем уж переливаться через края их поистине космического терпения, соскакивают со своего пьедестала и грациозно переходят на новое место.
Люди конечно пользуются этими качествами лам и пытаются заработать на них деньги. Вспоминается лама, которую я видел на дне рождения дочки друга в Подмосковье, ее привезли туда на жигулях, показали представление, дали детям и покататься и потрогать, а в конце лама спокойно забралась на заднее сиденье жигулей, сложила там ноги и улеглась... ))
Но именно в Мачу Пикчу ламы предоставлены сами и себе и именно здесь их величие достигает небывалых вершин. Для индейцев Перу лама — животное священное и ей уделяется важное место в мифах. В частности, лама играет ключевую роль в перуанской разновидности мифа о всемирном потопе и Ноевом ковчеге:
Один человек отвел свою ламу на хорошее пастбище, но животное издавало жалобные стоны и не ело, а на вопросы своего хозяина ответило, что ничего удивительного в том, что оно горюет, потому что через пять дней море поднимется и поглотит землю. Встревоженный человек спросил, есть ли путь к спасению, и лама посоветовала ему отправиться на вершину высокой горы Вильякото, взяв с собой пищу на пять дней. Когда они достигли горной вершины, там уже были все звери и птицы. Через пять дней вода спала и в живых остался только один этот человек. От него, по перуанским поверьям, и произошел существующий род человеческий.
По Перуанской версии люди многим обязаны ламам, так что Мачу-Пикчу вполне заслуживает другое альтернативное название — Lama Picchu...