Собора Сан Джованни ин Латерано, как видно из названия, находится на Латеранском холме в районе Монти.
Перед собором на площади находится Латеранский Обелиск — самый высокий обелиск в Риме и самый крупный установленный обелиск в мире (вес более 230 тонн). Изначально обелиск был сооружен в XIV в. до н.э. и был установлен у храма в Карнаке.
Рядом с Собором находится Баптистерий V в.
Плотно примыкает к собору – Латеранский дворец. В старом дворце до XVI в. жил Понтифик, собирались конклавы и Вселенские Соборы. Нынешний дворец построен в XVI в. и принадлежит Ватикану. В нем сейчас располагается часть Исторического Музея Ватикана.
В течение первого тысячелетия с момента постройки базилики, резиденцией всех римских пап считался Латеранский дворец. Здесь же состоялось пять вселенских соборов.
Базилика была украшена многочисленными драгоценными подарками императоров, за что получила ещё одно название – “золотая базилика”. Однако всё это было либо похищено, либо уничтожено в результате разграбления Вечного города вандалами в V веке.
В период авиньонского пленения пап (с 1309 по 1378) базилика дважды горела и со временем пришла в упадок. Позже, когда папы вернулись в Рим и обосновались в Ватикане, старая базилика и вовсе была снесена вместе с Латеранским дворцом.
Однако вскоре было решено построить на месте древней базилики храм гораздо более крупный по размерам и более роскошный по убранству. Строительство затянулось на долгие годы и завершилось только в 1735 году. За всё это время над проектом нового собора поработали десятки талантливейших и именитых архитекторов, среди которых ведущую роль в работе над Латеранской базиликой сыграли Франческо Борромини и Доменико Фонтане.
Фасад церкви имеет вид огромного портика с галереей из мощных опор. По своему рисунку он повторяет фасад церкви святого Петра в Ватикане. Северный фасад был выполнен Доменико Фонтана. Он скрывает за собой портик, потолок которого богато украшен фресками 17 века.
Но есть и другой фасад, с балюстрадой, наверху которой установлена мраморная скульптурная группа, изображающая Христа с крестом между святыми.
Внутреннее убранство собора поражает своей роскошью и проработанностью. Над росписью потолка базилики работал Пирро Лигорио, а узорчатый мраморный пол укладывали мастера из семьи Космати, которые считались лучшими мраморщиками Вечного города. Впечатляют и размеры собора.
Вдоль стен собора расположены статуи Святых, Пророков и Апостолов, которые были выполнены по эскизам мастера Борромини его учениками в XVIII веке.
Папский алтарь с готическим балдахином (1367 г.) За резной решёткой алтаря в поясных бюстах хранятся драгоценные реликвии: головы апостолов Петра и Павла.
Поражает великолепие потолка.
Надгробие и статуя Папы Льва XIII (1810-1903)
В 1884 году по поручению Папы Льва XIII была расширена апсида (архитектурная алтарная часть), в которую перенесли, отреставрировав, почитаемую древнюю мозаику Искупителя. Мозаика восходит к первой постройке базилики (IV в.), большая её часть была отреставрирована в 1291 г .
Внизу выполненное из драгоценного мрамора и многоцветной мозаики папское кресло, которое служит также епископской кафедрой.
Если встать лицом к собору, то справа , за дорогой стоит здание Сан Лоренцо ин Палатио — всё что осталось от старого Латеранского Дворца. Раньше это была личная часовня Папы. Сан Лоренцо — одна из главных святынь Рима, т.к. здесь хранится Икона Христа, по преданию написанная евангелистом Лукой при помощи ангела. Также здесь находится Скала Санкта (Святая Лестница). Считается, что первоначально эта лестница, находилась во дворце Потния Пилата и по ней поднимался на суд Иисус. Затем, эту лестницу привезла Святая Елена из Иерусалима в IV в.
Тут же рядом с церковью — единстенная сохранившаяся стена Триклиния Льва III с апсидой.
В одной из капелл.