Свыше семи веков и семи десятилетий несёт свет православной веры Свято-Успенская Почаевская лавра. Этот свет не смогли погасить ни язычники-монголы, ни мусульмане-турки с крымчаками, ни католики-поляки, ни отщепенцы-униаты, ни безбожники-большевики. Там незыблемо Древо православной веры. Там по молитвам вашим будет вам утешение и исцеление.
Можете мне не верить. По прошествию времени меня самого стали обуревать сомнения: случилось ли со мной в Почаевской лавре чудо или это пригрезилось мне. Но не чудо ли, что от времён Батыева нашествия на Русь и до наших дней Свято-Успенская Почаевская лавра в Западной Украине уцелела вопреки многочисленным разрушителям, сохранилась как незамутнённый источник православия вопреки гонителям?
Да и само возникновение Почаевского монастыря на высоком холме связано с чудом…
Обитель была основана иноками Киево-Печерской лавры, бежавшими в декабре 1240 года из разорённого монголами Киева. По преданию, двум монахам и жителю села Почаев, пастуху Ивану Босому явилась на скале Богоматерь в огненном столпе. На том месте, где Она ступила на землю, остался след Её Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Этот неиссякаемый источник сейчас находятся в сердце святой обители – внутри Успенского собора.
Чудесное явление Божьей Матери на горе Почаевской – центральное изображение на Святых воротах при входе лавру. По правую и по левую сторону от иконописного образа Богоматери изображены праведники, прославившие лавру своими деяниями, – основатель первого скита афонский монах Мефодий, преподобный Иов Почаевский – игумен монастыря в XVI веке, преподобный Феодор – князь Острожский, который боролся против церковной унии, подвижник ХХ века, старец-схиигумен Амфилохий Почаевский, прославленный в лике святых в 2002 году.
Чудеса, случившиеся не с нами, воспринимаются на веру с трудом – как легенда, вымысел, небывальщина. Взять хотя бы историю со строительством в конце XVIII века главного храма Почаевской лавры – Успенского собора, Не дивно ли, что заказчиком его строительства выступил местный магнат-католик пан Николай Потоцкий.
Скорый на расправу пан за то, что лошади всполошились, понеслись и опрокинули повозку, решил застрелить своего кучера. Перед неминуемой смертью кучер повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря и обратиться с молитвой к Божией Матери – и пистолет грозного пана трижды дал осечку. Потоцкий был ошарашен случившимся. Чудо спасения произвело на него огромное впечатление. Жестокосердечный пан покаялся в своих грехах перед Почаевским чудотворным образом Богородицы и дал обещание отныне посвятить свою жизнь монастырю и заботиться о приумножении его величия и славы.
Клятву свою он с честью сдержал. Успенский собор, который возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью на 75 метров, ещё издалека поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
И вот в Успенском соборе со мной лично случилось нечто такое, что произвело на меня сильное впечатление.
В тот октябрьский день мне с утра нездоровилось. Давление подскочило, а таблетки плохо помогали. А тут ещё пришлось снизу, от места остановки нашего автобуса, подниматься в гору. Когда я подошёл к Святым воротам лавры, голову, словно обручем сдавило, ноги свинцом налились, сердце в груди колотило, будто наружу хотело выскочить. Не хватало только у всех на виду плюхнуться в беспамятстве на землю святой обители. Что бы люди про меня тогда бы сказали?
В общем, порог Успенского собор я переступил не в лучшей физической форме и с грехом уныния в душе. Мои товарищи-туристы ахали-охали, любуясь роскошью внутреннего убранства храма, ставили свечи за здравие и за упокой родных и близких людей. Шибко верующие усердно молились. Я же искал глазами лавочку, чтобы опустить на неё немощное тело.
И вдруг словно кто-то сзади сжал рукой правое плечо и легонько надавил, побуждая шагать вперёд. Поразительно, но, повернув голову, зримо за спиной я никого не увидел. А он, незримый, заставлял идти по храму, пока я не остановился перед иконой Богородицы с младенцем. Это был список Киево-Братской иконы Божией Матери. Тут моё плечо отпустили.
Я дождался, когда наступит мой черёд подняться по лесенке к святому образу, скрытому за стеклом. Я не знал, как нужно молиться Богородице. Нёс отсебятину, что на ум в тот момент приходило. О здравии телесном молился. Поцеловал святой образ и спустился с лесенки по другую сторону. И пошёл…не чувствуя изнурявшего меня высокого давления со спокойной душой и успокоившимся в груди сердцем.
Скажите: это самовнушение. Спорить не буду, может быть. Но как быть с костылями и инвалидными тростями, которые оставили возле иконы больные и увечные, с которыми по молитвам их произошло чудо исцеления?
А первым исцелился возле Почаевской иконы Божьей матери слепой с детства шляхтич Филипп – брат помещицы Анны Гойской. Икона была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство и до того памятного случая уже около 30 лет хранилась в доме помещицы. После того, как икона явила свою чудодейственную силу, Анна Гойская в 1597 году передала её монахам Почаевского монастыря.
В память об этом на территории лавры построена часовня в честь 400-летия перенесения в монастырь Почаевской чудотворной иконы Божьей матери. Эту часовню никак не миновать, если идёте от Святых ворот. Прямо пойдёте – придёте к Успенскому собору, направо повернёте – обратитесь взором к удивительному в своём величии однокупольному Троицкому собору, в облике которого угадываются черты древнерусского храма домонгольского периода.
Таким задумал и воплотил храм в начале ХХ века талантливый архитектор Алексей Щусев. Он более всего известен москвичам и гостям столицы как автор Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади и здания Казанского вокзала на площади трёх вокзалов. К оформлению храма Алексей Щусев привлёк лучших художников того времени. Николай Рерих по его заказу сотворил мозаичным панно «Спас Нерукотворный и Князья Святые» на Южном портале Троицкого собора, а Пётр Нерадовский по эскизам Щусева оформил мозаичное панно с Богородицей на Западном портале.
После исцеления возле Киево-Братской иконы Божией Матери я без труда спустился по крутой лестнице, ведущей вовнутрь Пещерного храма Иова Почаевского. Этот храм расположен в скале под Успенским собором. Чтобы попасть в его зал, нужно пройти длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников в земле Русской просиявших.
Открывает эту галерею святых преподобный Иов – игумен Почаевский с ангелами по обе стороны от него. Среди святых угодников XIII века я увидел земляка-ярославца – святого благоверного князя Александра Невского. Есть в числе святых XVI века отрок Димитрий – младший сын царя Иоанна IV Грозного. Царевич при загадочных обстоятельствах погиб на Ярославщине в городе Угличе. Четыреста с лишним лет прошло, а не ясно – сам юный Димитрий упал на нож в приступе падучей болезни или пал от рук наёмных убийц, присланных грезившим о царском венце боярином Борисом Годуновым. Одно точно: смерть царевича породила самозванцев-Лжедмитриев и страшную Смуту, угрожавшую России погибелью.
От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, начиная от омовения ног ученикам и завершая положением Спасителя во гроб, а на стенах – эпизоды его земной жизни. Венчает церковь резной дубовый иконостас.
С правой стороны церкви – окна, а с левой – вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и находится маленькая пещерка, где молился угодник Иов. Туда можно попасть через специальный лаз, куда пропускают паломников по одному. Внутрь пещерки паломник попадёт по нисходящей траектории сравнительно легко. А вот вскарабкаться наверх – требуются немалые усилия. При мне из пещерки выбралась пожилая женщина. Поток катился по её лицу градом.
– Сподобил Господь выбраться, – переводя дух, молилась она.
Я не стал искушать Господа. Его Пресвятая Мать избавила меня от немощи – дала сил обойти святыни обители. Поэтому в пещерку Иова я не полез. Довольствовался тем, что приложился к раке с мощами преподобного Амфилохия Почаевского.
В 60-х годах прошлого века этот святой угодник выступил против тех, кто исполняя волю первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, устроил гонения на монахов Свято-Успенской Почаевской лавры. У лавры отняли земельные участки, обложили духовенство налогами, хотели даже закрыть Троицкий собор. Видимо, монах Амфилохий был ещё тот обличитель, если советские чиновники упрятали его в психушку. Но и после принудительного психиатрического лечения он не смирился. И гонители отступились от святой обители.
Спустя тридцать лет после кончины Амфилохия, Украинская Православная церковь Московского Патриархата причислила его к лику святых в чине преподобного. Его нетленные мощи были перенесены в пещерный храм Иова Почаевского.
В организованных туристических экскурсиях есть слабое звено – дефицит времени. Разве можно обойти Почаевскую лавру за пару часов – нет, конечно. А жаль, учитывая, что Свято-Успенская Почаевская лавра вошла в список 100 историко-культурных памятников, которые претендовали на звание «Семь чудес Украины».
В итоге её обошли этим званием. Но, если разобраться, светский рейтинг не для святой обители. Духовный рейтинг Свято-Успенской Почаевской лавры был определён ещё в XIX веке, когда её назвали четвёртой по значению православной святыней России после Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры и Александро-Невской лавры.
Но опять-таки, даже не в этом главное. Если у вас в душе теплится хоть искорка веры, то вы сможете соприкоснуться с чудом даже в краткий миг пребывания в этом необыкновенном месте.
Сужу об этом по себе …