Вдохновленный заметкой В тюрьму меня не пустили. Не очень-то и хотелось пользователя rusalka-shake, решил подхватить тюремную тему. Ведь тюрьма — это отдельный, особый мир, закрытый для большинства граждан, но одновременно всегда открытый, как гласит известная поговорка.
Те, кто зачитывался в детстве Конан Дойлом, возможно помнят слова Джонатана Смолла из романа "Знак четырех": "Имея законное право на добрых полмиллиона фунтов, я должен был первую половину жизни строить волнорезы на Андаманских островах". Эта фраза запомнилась возможно потому, что тогда все, что связано с далекими странами, было жутко интересно. Наследники из Калькутты, Острова с сокровищами и сокровища Агры будоражили сознание, хотелось оказаться там, сражаться на стороне повстанцев, стоять на палубе Баунти, пить крепчайший эль и любить девушку из Нагасаки.
Тогда я особо не задавался вопросом где именно находятся эти острова и существуют ли они вообще. Может их придумали писатели, эти хитроумные лазутчики человеческих душ, нащупывающие там нужные струны и навсегда влюбляя нас в свои книжки. Мы жили в волшебном мире наших книг и свято верили в них. Сейчас уже не помнишь, что прочел вчера, но фразы из детских книг до сих пор в голове. Говорят, что книги были другие а деревья большие — кто бы знал тогда.
На самом деле было все не так. Просто надоело тусить в Гоа и я стал искать новый парадайз, чтоб было "как в Гоа, но не Гоа". Была информация, что на одном из Андаманских островов обосновалась "коммуна" израильтян, которые традиционно зависали в Гоа, но позже, в поисках лучшей жизни читай большей свободы перебрались на острова. Доля израильской молодежи тяжела. Пройдя срочную службу в армии, где преимущественно вместо строительства домов генералам приходилось стрелять по живым мишеням, у многих ребят и девчат "едет крыша". Красивые стройные парни с поджарыми рельефными фигурами отправляются в места типа Гоа чтобы ее поправить, живя там месяцами и отрываясь со своими длинноволосыми израильтянками по полной программе. В итоге у части людей портик съезжает окончательно и следы их теряются. Остальные же возвращаются к привычной всем нам жизни в Вавилоне. Очень хорошие ребята, но шумные. Один такой, уплывая на большую землю после “островной терапии”, оставил мне ласты и маску.
Тюрьма Cellular Jail, другое название этой тюрьмы — Черная вода, была построена в 1906 году на Андаманских и Никобарских островах специально для удаленной ссылки политических заключенных — борцов за свободу и независимость Индии. Но на самом деле Адаманские острова стали использоваться Бритишами в качестве УИН гораздо раньше — сразу после знаменитого восстания сипаев в 1857 году. Примерно в то время или чуть раньше там мог отбывать срок герой упомянутого выше романа. Кроме уголовников и повстанцев на острова отправляли к примеру недобитых членов королевской семьи Великих Моголов. Заключенные использовались на различных работах и мало по малу колонизировали новые земли. Нелегко там было заключенным в чем я убедился буквально на собственной шкуре. На этих островах водится поганая муха сенд флай. Эта крошечная тварь впивается в кожу и выгрызает соответственно своему размеру кусочек. Далее по действием тропической жары и соли рана начинает гноиться. И так по всему телу. Проведя две недели на островах по возвращении в Порт Блер меня свалила лихорадка от полученной интоксикации.
А вот таким образом физически стесняли свободу передвижения борцам за свободу: справа просто кандалы, слева жесткая перемычка между ногами плюс необходимость постоянно держать (!) в руках кольцо. В центре промежуточный вариант.
Картина на заднем плане изображает то, чем занимались заключенные когда не сидели в камере. А труд их судя по информации из музея был довольно тяжел. Занимались они в основном отжимом масла из кокосов и изготовлением из них же канатов. Для этого волокнистая кожура ореха долго и нудно отбивалась, пока не оставались только волокна. Затем из волокон плели канаты и веревки. Мастерские располагались во дворе тюрьмы.
В конце 19 века борьба за освобождение Индии от власти Бритишей достигла апогея и поток заключенных существенно возрос. Кроме того, выяснилось, что ссылка на острова не сильно страшила зеков, которые предпочитали "заморское путешествие" отсидке в индийских тюрьмах. Результатом стало строительство тюрьмы как "место ссылки и изоляции в удаленной колонии с расширенными возможностями". [[en.wikipedia.org/wiki/Cellula… В Википедии есть неплохая статья на англ.]
Возможно следует покопаться в терминологии: термин prison в основном используется для мест длительного заключения, в то время для предварительного заключения используется jail. Поэтому «централ» в Агуада обозначен как jail. Но специфика делопроизводства в Индии такова, что человек, задержанный на улице и помещенный в «jail» может находиться там месяцами в ожидании начала следствия. Поэтому любую индийскую тюрьму можно смело называть prison.
Термин Cellular Jail не имеет ничего общего с сотовой связью и означает, что тюрьма состоит только из одиночных камер в количестве 693 шт. Последние шесть камер в крыле №7 были отведены для приговоренных к повешенью. После казни тела сбрасывались в море.
Построенная в виде семиконечной звезды тюрьма являлась жемчужиной среди пенитенциарных учреждений того времени. В настоящее время осталось только три корпуса. Эта каракатица даже в кадр не желала вся умещаться — пришлось запихивать.
В каждой камере имелся потолочный вентилятор! Конструкция камер исключала какую-либо коммуникацию между узниками. В марте 1968 года 238 заключенных сбежали, а уже в апреле их всех отловили. Куда тут денешься «с подводной лодки». 87 беглецов были повешены. Шло время, Бритиши мало-помалу снимали с себя колониальную корону, в то время как политическое влияние ИНК (Индийский Национальный Конгресс) становилось все заметнее и т.н. «невооруженное неповиновение» давало результаты. В итоге под давлением души нации Махатмы Ганди и Рабиндраната Тагора к 1938 году политзаключенные были репатриированы с Андаман.
Ну что — проследуем внутрь?
Так, тут закрыто,
поднимаемся на второй этаж.
На первый этаж можно спуститься со второго, слева лестница.
Все камеры открыты. Закрыты некоторые переходы, поэтому приходилось преодолевать достаточно большие расстояния по коридорам. Была мысль остаться в какой-нибудь дальней камере на ночь.) Интересно, они все камеры проверяют перед закрытием музея? С них станется...
Вид с крыши. Какой дурак поставил тут этого дурацкого покемона.
Без урны
На месте прежде существовавших крыльев тюрьмы построен госпиталь.
Вид с крыши на остров Росс.
Во дворе достаточно зелено.
На крышу только один вход/выход.
От четвертого крыла осталась только стена.
Тюрьма имеет три этажа.
Интересно, как им удалось так начисто отмыть стульчак? Не пахнет.
Камера в конце этажа "принадлежала" Виру Саваркару — известному борцу за независимость, поэту и писателю.
Его именем назван аэропорт в Порт Блер — столице Андаманских островов. Приговоренный к двум пожизненным в общей сложности 50 лет он был отправлен в эту тюрьму где провел 11 лет и затем был помилован и выпущен на свободу. Вторая решетка, возможно установлена в связи с его неудачным побегом во время этапирования. На Андаманах много чего названо его именем.
Бритиши были достаточно жестоки к узникам. В последствии, после обретения Индией независимости, произошла смена ролей. Достаточно прочитать роман Шантарам чтобы представить каким ужасам может подвергнуться "белый сахиб" злой волей судьбы оказавшийся в индийской тюрьме.
Вид сверху на внутренний двор. Каждый вечер тут проводятся так любимые в Индии и не только светомузыкальные шоу. Зрители рассаживаются, тюрьма подсвечивается изнутри на подобие зловещего хеллоуина и диктор начинает вещать о страшных временах и как теперь хорошо.
Побег?
Засовы предусмотрительно заглублены в стену чтобы заключенные не могли проделать то же что проделал Шон Коннери в фильме Скала.
Сокрушительный удар объединенному королевству нанесла Вторая Мировая. На самом деле надо отдать должное японцам в том, что они следовали обязательствам и отправились на юг, а не на запад. В итоге в 1942 году острова были захвачены и постояльцами Тюрьмы оказались сами Бритиши. Острова были фактически отданы без сопротивления, после того как Бритиши сдали Рангун и поняли, что не смогут их удерживать. К моменту, когда захватчиков выбили с островов, примерно половина тюрьмы было разрушено в ходе артобстрелов. Позже Индийское правительство разобрало еще два крыла, что вызвало ностальгические протесты бывших узников. Тюрьму оставили в покое, отремонтировали и превратили в мемориал.
Made in Japan
Если что-то попадает в руки японцам, то осуществляя намерение забрать это следует ожидать жесточайшего сопротивления. Ожидая что рано или поздно острова попытаются отбить, воины Микадо позаботились о том, чтобы сделать этот процесс максимально трудоемким. По всему Порт Блеру были сооружены огневые точки – доты.
JAPANESE BUNKER гласит табличка. Что являет собой закорюка справа неизвестно.
Вот так иппонский зольдаттен мог наблюдать за нудистами и нудистками.
Ребята подошли к делу творчески и каждый имеет свое лицо. Этот похож на тевтонского рыцаря.
Избушка, повернись задом.
Из этой огневой точки по-видимому производилась раздача горячительных напитков из свинца желающим отдохнуть на пляже.
Некоторые доты были приспособлены по различные хозяйственные нужды, как, например, уличная кухня
или строительный склад.
Но большинство дотов, которым не посчастливилось обрести утилитарное применение, логично использовались в качестве сортиров. Таким образом наверное индийцы выражали свое отношение к японским милитаристам.
Ага — что там виднеется?
Еще один красавец.
Так, давай-ка посмотрим что с тобой.
Этого бедолагу подмыло, он медленно сползает в воду и время его сочтено.
Еще немного эха войны. Вообще моя цель была разыскать все огневые точки, поэтому я носился как угорелый по острову, что ни разу не характерно. Только в одном месте увековечили память сооружения. На острове Росс, втором главном туристическом аттракционе Андаман, встречает такой вот красавец. Специально выкрашен красным для прямого попадания с первого раза. В сером обличии согласитесь они более притягательны.
В довершение история про еще один дот, которого я так и не увидел. Будучи на острове Хэвлок заинтересовало название одной горы на пляже №7- "джапаниз сикри". На островах все пляжи имеют номера — названий нет. Исторически сложилось. Ну сикри это понятно — гора. Но почему ждапаниз? Путем опроса местных выяснил, что на этом холме вроде как находится дот, построенный для обороны бухты. Понятно, что ни одна сила уже не могла меня остановить. Прикинув время до заката я полез на холм. Процесс подъема сквозь джунгли описывать не буду, на вершине я был насквозь мокрый от пота и лихорадочно счастливый. Омрачало лишь то, что дота там не было. Зато открывался великолепный вид на бухту. Позже местные рассказали что дот подмыло в очередной сезон дождей, он сполз с холма и развалился на части. А может его там и вовсе не было. Зато мы там были, остались фото и воспоминания.
В 2006 году было отмечено столетие завершения строительства тюрьмы. Правительство Индии поздравило бывших заключенных по этому случаю.