Кто знает правду об Устах истины? Википедия знает. Но, почему-то, не много… Странно даже.
Думаю спрашивать надо у оракулов. Они же из одной эпохи. Может это как раз оракул изображен? Всё же профессия у них одинаковая: изрекать только непреложную истину.
Издавна мудрые искали
Забытых истины следов
И долго, долго толковали
Давнишни толки стариков.
Твердили: «Истина святая
В колодез убралась тайком»,
И, дружно воду выпивая,
Кричали: «Здесь ее найдем!»
Но кто-то, смертных благодетель
(И чуть ли не старик Силен),
Их важной глупости свидетель,
Водой и криком утомлен,
Оставил невидимку нашу,
Подумал первый о вине
И, осушив до капли чашу,
Увидел истину на дне.
А раз уж Уста истины «живут» в Риме, предлагаю спрашивать у сивилл. На мой взгляд, они круче оракулов. В Древнем Риме изречения сивилл заносились в особые книги. Я вот только что подумала, а не тогда ли родилась фраза «да я за тобой в следующий раз записывать буду!», ну, когда были спорны утверждения о правде и лжи)) Кстати, про книги сивилл тоже есть интересные истории. Вообще оракулы – это всегда мужчины. Изрекли чегой-то зычным голосом, мурашки по телу слушающих пробежали и убежали… А сивиллы (или сибиллы) – это женщины. С соответствующим отношением к делу. Они не отвечали на обращенные к ним вопросы, они… в экстазе пророчили… Наверно под воздействием столь мощных впечатлений и начали за ними записывать)) Перечитал, и снова впечатлился… Круто, да? Поэтому правду об истине может сказать только женщина)) Но сначала надо настроиться на нужный лад. Быстро вспоминаем чудоковатую (ключевое слово чудо) профессора прорицания в школе магии и волшебства Хогвартс Сивиллу Трелони. Даже Гарри Поттеру стало не по себе! Вергилий, тот самый, который в Неаполе яйцо под крепость якобы засунул и до сих пор все боятся, описывает прорицание сивиллы так:
«Время Судьбу вопрошать! Вот бог! Вот бог!» — восклицала
Так перед дверью она и в лице изменялась, бледнея,
Волосы будто бы вихрь разметал, и грудь задышала
Чаще, и в сердце вошло исступленье, выше, казалось,
Стала она, и голос не так зазвенел, как у смертных,
Только лишь бог на неё дохнул, приближаясь».
Они, тогда в античности, всё знали. Потом был какой-то смутный период времени между яркой античностью и мрачным средневековьем, который растушевал или вообще стёр многое. И вот в средневековье многие вещи и явления прошлых эпох начинают новую жизнь. И даже люди! Всё тот же Вергилий, при жизни был просто впечатлительным и весьма общительным парнем, который в своё удовольствие писал стихи. Я теперь даже жалею, что не сходила в Неаполе в парк его имени и не посетила место его захоронения. Потрясающий человек, очень мне симпатичен. Так как он решил, что Платон ему ближе, чем эпикурейцы то в некоторых творениях так перемудрил со смыслом, что даже учёные не могли понять, что же он имел в виду. И к средним векам его произвели в маги-волшебники, а сочинения его служили для предсказаний судьбы.
Такая же метаморфоза произошла с античной круглой мраморной плитой с изображением маски то ли Тритона то ли Океана.
Жизнь как ненужный файл сотрет,
Отринет время и пространство.
Правдоподобный поворот?
Ложь, облеченная в шаманство?!
Не договаривают, врут
Слова и мысли, звуки, кисти.
Сокрытье правды – тяжкий труд –
И сообщенье ложных истин.
В самом старом римском путеводителе для пилигримов Mirabilia Urbis Romae (XI в.) Уста истины (Bocca della Verità) упомянуты как обладающие магическим свойством предсказания и способностью предугадывать ложь. Совсем рядом в те времена находился крупный рынок, на котором торговали скотом (Бычий Форум – Foro Boario).
Полагаю, что сработавший принцип «на воре шапка горит» однажды надоумил пострадавшего, сумевшего изловить воришку, запугать его словами, что Уста немедленно откусят руку, если тот скажет неправду. Постепенно приводить вора к Устам стало обычной процедурой. Найденные документы описывают, что за маской – «Устами» находился палач, лишавший рук нечестных. Приходили сюда и с женами, чтобы проверить их верность. Так что же скажет женщина, стоящая рядом с Устами истины? Женщина всегда найдет что сказать)) И не соврёт!
Однажды известному городскому сановнику донесли, что его супруга тайно встречается с молодым любовником.
…От беды грядущей, чтобы спрятаться,
Способ есть надежный и простой,
Прежде чем к молоденькой посвататься,
Пять минут у зеркала постой.
Ты все поймешь, ты все увидишь там…
Конечно, надо было пресечь слухи и добиться справедливого возмездия. А значит, подозреваемая в измене супруга должна пройти проверку Устами истины.
Бывает правда злей, чем боль.
Есть ложь святая во спасенье.
Неоднозначна правды роль:
Она и смерть, и воскресенье.
Мудрая красавица научила своего любовника, что ему надлежит сделать. И вот, в момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и... страстно поцеловал. К женщине обратились с гневным вопросом: позволяла ли она кому-либо другому обнимать и целовать себя? Поскольку бытовало мнение, что с сумасшедшего все взятки гладки, овладев волнением (это очень важно — создать правильный эмоциональный настрой, я выше говорила)), женщина ответила исключительно честно (не виноватая я-я-я-а-а-а-а)): «Клянусь, что никто не касался меня, кроме моего мужа, да этого сумасшедшего, которого вы видите».
Подобные легенды даже воспроизвел немецкий живописец Кранах Старший в картине Уста истины (1534 г.). Правда, на картине женщина, подозреваемая в супружеской измене, вынуждена вложить руку в каменную пасть чудовища, похожего на льва, а молодой человек не просто целует, а вообще непристойно себя ведёт.
Так где же правда? (В чём сила, брат?)
Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
Начну издалека: система по очистке улиц Древнего Рима, существующая до сих пор, устроена таким образом, что дождевая вода стекает с дорог сначала в водосточные люки, а потом в Клоаку (Cloaca Maxima). В богатых кварталах Рима эти люки из камня или мрамора часто украшали барельефами. Улицы в Древнем Риме имели наклон типа горба (выше в центре и ниже в краях для естественной очистки во время дождя), люки подобных размеров использовались повсеместно. Украшения, барельефы и скульптуры в виде богов встречались везде, даже в туалетах. Уста Истины или Bocca della Verita — канализационный люк, в форме головы с открытым ртом, заглатывающим сточные воды.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,-
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Уста истины приобрели магическую привлекательность лишь после того как их установили в вертикальном положении. И всего-то! ("Это туалет не работает или произведение искусства под названием "туалет не работает"?)
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово,-
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
— Ложь это все, и на Лжи — одеянье мое!..
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Сначала диск находился рядом с церковью Санта-Мария-ин-Космедин, затем его перенесли в портик. Молва об откусывании руки прокатилась по городу, набирала силу и за несколько лет камень с ликом древнего божества превратился в своеобразный детектор лжи.
Живут и здравствуют в веках
Злодеи, на словах – герои.
Их часто носят на руках,
И на кострах их жгут порою.
К добру направленная ложь
Для нас типична и привычна.
Но как понять, что честно врешь,
А не юродствуешь цинично?
Сейчас «Уста истины» можно увидеть не только в Риме – мистический образ растиражирован в сотнях игровых автоматов, в парках аттракционов во многих странах мира. И конечно, самую большую популярность Устам принес фильм «Римские каникулы».
В Риме Уста истины найти просто. Церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Chiesa di Santa Maria in Cosmedin) построенная греками в VI веке, находится на площади Piazza della Bocca della Verita.
Напротив расположенны два храма: чуть ближе круглый портик с колоннами, в путеводителях его называют Храмом Весты (Tempio di Vesta, но по утверждениям археологов, это храм в честь Геракла Победителя) и прямоугольный – Храм Фортуны Вирилис (Tempio della Fortuna Virile – Храм Мужской удачи, изначально посвященный речному богу Портуну, так как рядом находится Тибр). Вот как раз напротив них и находился рынок Бычий Форум – Foro Boario.
Я к Устам истины отправилась после Палатина через цирк Массимо. Совсем рядышком холм Авентин. Рекомендую и туда сходить.
В Санта-Мария-ин-Космедин можно увидеть фрагмент мозаики с изображением крещения Господня (706г.), перенесенной из собора Святого Петра, картины VIII — XII веков, готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр конца XIII века. Также церковь известна своей 7-этажная кампанилой – колокольней, отделанной цветной майоликой с двойными и тройными окнами (XII век). В этот раз я по церквям очень мало ходила, видимо весной во Франции переборщила с религиозными впечатлениями)). Здесь мне понравилось. Впрочем, мне вообще итальянские церкви симпатичны, там деталей не так много, и поэтому не рябит в глазах и не устаёшь так от обилия всякой всячины. После Уст истины перешла через дорогу налево и вышла на набережную Тибра. На набережной устаканила утренние впечатления, дошла до замка Ангела и навпечатлялась снова.
В тексте использовала фрагменты стихов Вергилия, Пушкина, Высоцкого, С.Северянина, Дербенёва.
С Устами можно сфотографироваться. Но только один раз)). Есть специальная табличка «Только одно фото». Очередь… ну не то, что бы гигантская, но есть. Мне жалко стало времени на очередь и я спокойно пофотографировала сбоку через ограду.
Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его — правды на ломаный грош:
— Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.