Когда мы собираемся на экскурсию в средневековый замок, то в своем воображении мы рисуем каменную твердыню, слышим лязг стали, боевые кличи, скрип, треск и гром баллист, бой барабанов...грохот таранов и стенобитных машин, шипение кипящего масла, которое льют осажденные в ров на воинов противника, трескучий свист летящих стрел...Бурлящие реки крови заполнили рвы. Это они, а не осень окрасили прибрежную растительность в красный цвет...
Стоит нам представить обитателей замка, как перед нашим внутренним взором предстают закованные в латы свирепые бароны , окруженные ордами вооруженных до зубов солдат, пирующие во внутреннем зале замка, в то время как несчастные узники, лишенные света и пищи, умирают в кишащих крысами подвалах донжона, сгнивая заживо на мокрой вонючей соломе.
От этой весьма колоритной картины сегодня нам придется отказаться, хоть в ней есть большой элемент истины. Были осады и жестокие битвы под стенами замков. Были и бароны, которые, правда, в целом менее свирепы и более цивилизованны, чем их описывают романисты и создатели художественных фильмов. Но сегодня речь пойдет об одном из самых романтичных замков, в разное время принадлежавший 6 английским королевам, служившим домом для семейств Калпеперов, Фэйрфаксов, Уакхэм-Мартин и Бэйли . Леди Оливия Бэйли (урожденная Пайджет)невероятно женственная, удивительно миниатюрная женщина, наследница американского состояния по линии матери и дочь английского лорда -последняя владелица замка, превратившая его в изысканную загородную резиденцию.
Даже беглого взгляда на Лидский замок
достаточно для того, чтобы поверить, что это один из самых красивых замков. Норманнский фундамент, средневековая башня с воротами, глориетта, построенная Эдуардом I и реконструированная в эпоху Генриха VIII, башня Тюдоров...-все это было основательно обновлено в 20 столетии.Леди Бэйли провела полномасштабную реконструкцию, заполнила замок произведениями искусства и предметами старины и завещала после своей смерти бессрочно сохранять замок
и окружающую территорию для широкой публики ( нас с вами). Комнаты в замке сдаются для посетителей
В комнате для проведения семинаров первоначально служившей гостиной леди Бэйли, а затем спальней для ее сына Гевейна (личность весьма примечательная в английской современной истории)., проводилось много международных встреч, из которых прежде всего следует отметить мирные переговоры между Египтом и Израилем в 1978 году, предшествовавшие первым договоренностям в Кэмп-Дэвиде.
В замке 24 спальни. Пять из них расположены в Глориетте, а остальные-на втором и третьем этаже "нового замка".
Их меблировка, а также множество картин с птицами и цветами отражает личные пристрастия леди Бэйли.Павлины спешат встретить вас у входа в замок. "Необходимо и достаточно" покормить их вместо предъявления пропуска, но они продолжат следить за вашим передвижением по залам замка, . Этого же "мандата" достаточно для "безопасной" прогулки по саду, в котором хозяйничают лебеди, среди которых много черных. Черный лебедь является символом замка Лидс.
Почти во всех спальнях есть ванные комнаты, что соответствует современным представлениям о комфорте большого загородного дома. Однако даже с учетом роскошных стандартов того времени богатых и знаменитых гостей должна была поражать их отделка из мрамора, оникса и гранита.
В эпоху званных вечеров 30-40-х годов в приватных спальнях замка Лидс останавливались такие именитые гости, как Эррол Флинн, Ноэль Кауард, Дуглас Фэйрбэнкс и Дэвид Нивен. Позднее среди гостей замка были Лучано Паваротти и сэр Клифф Ричард.
Знакомство с замком вы начинаете с геральдического зала. На расположенных здесь стендах вы найдете информацию о семействах, живших в замке.
Портретная галерея геральдического зала в своем большинстве представлена семейством Фэйрфаксов, владевшим замком в 18 веке. Мне при упоминании этой фамилии вспоминается замечательный советский фильм "Миллионы Ферфакса" (разница в произношении фамилий, в английском написании полное соответствие). Хоть я и не нашла никакой информации, что герой являлся представителем этой династии, предчувствие, что "горячо" меня не покидает.
Нижний соединительный коридор ведет к Глориетте ( "павильон" с испанского, строение воздвигнуто, когда замок принадлежал Элеоноре Кастильской-главной башне замка)
Облик коридоров, дверей и самих комнат максимально приближает нас к тем временам, когда замком владели средневековые королевы. Огромная кровать использовалась в церемониальных целях-на ней восседала королева, приветствуя посетителей.
На ткани, которой обиты стены, запечатлены вензеля Генриха V и Катерины Валуа.
Королевская ванная комната Ванны разных эпох как-будто приоткрывают самое сокровенное замка, заставляют задуматься о его прекрасных обитательницах, титулы и имена которых носят комнаты.
По галерее королевы, в которой кроме прочих произведений искусства установлен оригинальный дворцовый камин начала 16 века,
мы перемещаемся в эпоху Тюдоров. Здесь стоят 4 "бюста Ламли"-предположительно единственные сохранившиеся до наших дней изваяния представителей этой царствующей фамилии, выполненные с натуры.
В длинной галерее Генриха VIII пол выполнен из слоновой кости с вкраплениями из фруктового дерева.
Отсюда мы попадаем в капеллу, существовавшую еще со времен Эдуарда I, приказавшего возвести часовню в память о своей жене Элеоноре.
Место освящено в качестве Королевской часовни, здесь проходят службы.
Резные позолоченные панели 16 века выполнены из липы, а "уитихемские картины" ,выполненные Николо ди Пьетри Джерини, датированы 14 веком..
Лестница в башню в стиле 16 века выполнена архитектором Рато в 1927 году. За последние 30 лет благодаря миллионам посетителей этот удивительный образец резной работы приобрел вполне заслуженный налет древности..
Ступенька за ступенькой , шаг за шагом мы исследуем этот многофункциональный, безупречный образец вкуса, созданию которого мы обязаны поколениям владельцев замка и финансовому благополучию последней хозяйки замка. Конечно, лучше 1 раз увидеть, чем пролистать десяток другой фотографий. Приезжайте, смотрите своими глазами и решайте, что же ЭТО: замок, прекрасный дом, центр переговоров, гостиница, музей с бесценными произведениями искусства... но я спешу вас уверить, что вы ощутите чувство глубокого умиротворения Но мой рассказ будет неполным, если я не упомяну о еще 2 шедеврах, узнать о присутствии которых в замке Лидс, надеюсь, будет интересно многим. Это итальянский мраморный лев, датируемый 12 веком
и конная статуя Эдуарда I-предположительно первая конная статуя, выполненная в Великобритании.. Статуя первоначально находилась в замке Ламли, отсюда ее второе названиие "всадник Ламли". Предположительная дата изготовления 1580 год.
Историю замка узнайте здесь
Другой материал о замке по ссылке
О жизни в средневековом замке материал Коллекция Мадам Тюссо в Уорикском замке
Больше материала о замках Великобритании в записи блога